post Категория: Сообщество скретчеровpost Комментариев (0)

Еще первые соцреалисты утверждали, что на формирование личности огромное влияние оказывает среда. Не знаю, какого мнения о соцреализме придерживаются разработчики Скретча, а вот отзывы об их программе-мастерской поступают самые положительные. Говорят, что дети, обучаясь и играя в этой новой среде программирования, с малых лет впитывают навыки XXI века.

Lego, Logo, Scratch

Среда программирования Скретч позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные проекты: игры, мультики и другие произведения. Ими можно обмениваться внутри международной среды, которая постепенно формируется в сети интернет.

В основе Скретча традиции языка Лого. Если упоминание Лого, а также его агента-исполнителя Черепашки не дает вам представления об этой программе, вспомните конструктор Лего, по принципам которого и работает Лого. В среде Скретч пользователь из отдельных кирпичиков (блоков программы) собирает свой мультимедийный проект точно так же, как конструкцию из кубиков Лего. Простая форма позволяет даже самым маленьким приобщаться к программированию, превращая обучение в увлекательную игру.

Однако Скретч разработан специально для подростков 8—16 лет и рассчитан на самостоятельное использование программы в сети внешкольного обучения на базе компьютерных клубов, школ, музеев, центров дополнительного обучения или дома.

Учась, играя и работая в Скретч, школьники и студенты компьютерных классов вузов приобретают множество необходимых для успеха в XXI веке навыков, среди которых создатели Скретча выделяют такие: творческое мышление, ясное общение, системный анализ, беглое использование технологий, эффективное взаимодействие, проектирование и постоянное обучение.

Еще одна особенность юных скретчеров — прививка свободного кода. И хотя сама программа не до конца следует принципам открытых исходников, есть надежда, что воспитанные на ней ребята будут более последовательными или, по крайней мере, возьмут в привычку делиться результатами своего творческого и интеллектуального труда.

Среди популяризаторов Скретча есть и нижегородцы. Известный в среде увлеченных дополнительным образованием доктор педагогических наук Евгений Патаракин в одной из своих статей приводит позицию смотрителей Скретч-сообщества:

— Представьте, что каждый проект — это пирог. Такой пирожок со своим собственным рецептом (программными блоками — маленькими кирпичиками). Все члены сообщества делятся своими пирожками и их рецептами. Это значит, что вы можете попробовать пирожок и узнать, как испечь пирожки самому. Нет никаких секретных рецептов, все рецепты открыты для всех. Каждый рецепт можно использовать и видоизменять. Рецепты могут служить источником вдохновения для новых идей. Вы можете есть пирожки и копировать чужие рецепты для создания своих собственных пирожков с другими составляющими. Эта свобода использования рецептов связана только двумя очень простыми требованиями или пожеланиями: 1) делитесь своими пирожками вместе с рецептами; 2) отдавайте должное тем, кто вас вдохновил.

Вот такое объяснение принципов свободного кода для маленьких.

Суперфиналисты Суперкода

Распространение Скретча в России началось с русификации самой программы и сообществ вокруг нее, а также с конкурса “Суперкод”, организованного группой “ТЫРНЕТ — Детский Интернет” при поддержке корпорации Intel.

Стартовавший в январе 2008 года конкурс “Суперкод” по разработке компьютерных игр и мультимедийных проектов в среде Скретч проходил в несколько этапов. Для участия в нем на сайте конкурса http://supercode.ru/ зарегистрировалось более 500 детей от 7 до 16 лет. После загрузки программы на свой компьютер, мастер-классов и первых опытов участник мог получить консультацию по черновику своей работы, выложенной на сайте, и затем на основании рекомендаций создать конкурсный проект. Региональные финалы проходили с 25 марта по 1 апреля одновременно в четырех городах (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Нижнем Новгороде).

Ученик школы №32 г. Нижнего Новгорода Евгений Шибашов (на фото) четырнадцати лет от роду не имел намерения отстаивать честь школы или города на региональном этапе. Просто позвонил одноклассник Иван Федоров и сказал, что нужно заменить заболевшую девочку, которая не сможет участвовать в конкурсе. Времени на подготовку оставалось совсем немного — два дня. Но их оказалось достаточно, чтобы занять призовое третье место. За четыре часа работы (ровно столько отводилось участникам на создание проекта) Женя с Ваней придумали пятиуровневую компьютерную игру, в которой на ракете нужно уворачиваться от космических пришельцев.

Случайная победа и приз — карманный компьютер — не вскружили Жене голову. Трезво оценив свое положение, он решил как можно больше тренироваться и изучать программу. Во время подготовки к финалу родилась новая игра с героем-ежиком.

— Мастерство достигается практикой. Конструируйте больше разных игр. Пусть даже на конкурсе у вас будет другое задание, то, чему вы научились во время тренировок, обязательно вам пригодится, — так думал юный программист и оказался прав.

На всероссийском финале конкурса “Суперкод-2008” в Санкт-Петербурге, собравшем 21 победителя региональных туров из Новосибирска, Ангарска, Сарова, Нижнего, Магнитогорска, Москвы, Ярославской области, Якутии и Питера, четырнадцатилетний мальчик Евгений Шибашов занял почетное второе место и был награжден современным настольным компьютером за создании увлекательной игры “Убери лишние предметы”. Как он сам признается, четыре часа экстремального программирования во время финального соревнования пролетели как одно мгновение:

— Работая в Скретче, ты весь в нем и не замечаешь, как бежит время, не чувствуешь усталости, а только думаешь, каким будет твое следующее действие.

Церемония награждения, аплодисменты — и вот Женя с папой Георгием, посадившем его за компьютер в пятилетнем возрасте, забираются в автобус, занимая вместе со всеми призами четыре места, и едут на экскурсию. А вечером по предоставленным организаторами конкурса билетам они попадают на ежегодный бал выпускников “Алые паруса”. Две концертные площадки, расцвеченный огнями город, парусники на Неве, белые ночи и все прочее — таким запомнит Женя свою первую поездку в Питер для участия в “Суперкоде”. Вместе с ним в северной столице показали себя Юлия Юкова из школы №5 города Сарова, занявшая первое место на конкурсе, и Кирилл Морозов из школы №2 г. Нижнего Новгорода, чье креативное решение жюри отметило специальным призом.

На этом история знакомства Жени со средой Скретч не заканчивается, он мечтает занять первое место на осенних “Софтулийских играх”— продолжении конкурса “Суперкод”.

Поиграть в игру от Жени можно здесь.

Вы тоже можете принять участие в конкурсе юных программистов. Следите за новостями на странице проекта: http://supercode.ru.

Диана САКАЕВА
Фото Натальи ПЛАНКИНОЙ

google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru

Комментарии отсутствуют

You should have a name, right? 
Your email address, I promised I won't tell it на anyone. 
If you have a web site or blog, you can type the URL right here. 
This is where you type your comments. 
Запомнить контактную информацию.