Не теряем ли мы педагогический смысл нашей деятельности в угоду управленческой? На подобные размышления навёл недавний педагогический консилиум в школе. Говорили о «качестве обученности» бывших воспитанников начальной школы. Разговор учителей изобиловал глаголами: опаздывают, не слушают, не хотят учиться, плохо выполняют домашнее задание.
Единственный вопрос, который напрашивался к команде учителей: «А где же здесь педагогика, где грамотный разговор о детях»? Одни управленческие штампы: сколько отсутствует, сколько не успевает, сколько.., сколько… Только на уровне того, что можно сосчитать и измерить. Но ведь «педагогика не наука, а искусство», что здесь можно измерять и когда? Как не спешить в ней, но и не опоздать? Что можно взрастить из того, что посеяно в начальной школе?
Но об этом мы говорить не умеем.
Вероятно, как нас контролируют, так мы и мыслим.
И это не только в школе, но и в детском саду. Одни и те же претензии. Вот вам и профессионализм.
Удивительный парадокс. Управление образованием создано, чтобы улучшать образование, помогать – но не осложнять. У управленцев свои приёмы, штампы, способы воздействия, но это не имеет никакого отношения к педагогике.
Как бы разделить эту путаницу и не насаждать то, что педагогическому процессу не свойственно? И в этом, наверное, заключается главное искусство управления.
Как защититься от бюрократических обязанностей и защитить воспитателей? Может быть, не следует всё, о чем говорится свыше, сразу предъявлять своим подчинённым, оставить для собственного размышления? А может, выполнить вышестоящие указания в гордом одиночестве, не посвящая в это воспитателей?
Попробуйте проанализировать за последние два-три месяца все полученные управленческие указания: что-то выполнено, о чём-то забылось, что-то не знаете, как исполнить, – это повлияло существенным образом на ход дела?
Мудрость управления и заключается в умении на бюрократические изыски, требования реагировать спокойно, находить адекватные способы реагирования, не втягивая в это педагогов, работающих под вашим началом с детьми. Это возможно, если мы понимаем, что управленческое и педагогическое в нашей работе подчас вещи разные, и нельзя позволять управленческому подавлять педагогическое. Если это происходит, несомненно одно: вряд ли здесь присутствует государственный подход к образованию, остаются только образовательные услуги, и, в таком случае, мы никакого отношения не имеем к человеческой культуре, которой призвано служить образование.