Автор этой статьи – А.В.Литвин, преподаватель из ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск


Сегодня часто поговаривают о том, что мы живем в век информатизации общества. Под этим подразумевается так называемая «глобальная» информатизация. И не так уж важно, что в каких-то странах она идет полным ходом, а в каких-то лишь зарождается. Проникнуть в нашу жизнь информационные технологии пытаются с разных сторон.

Первые признаки информатизации заметны и в России. Не проходит и дня, чтобы нас не проинформировали о появлении какого-нибудь чудо-устройства или передовой услуги. Никого уже не удивляют установленные на станциях метро красно-синие столбы не вполне понятного назначения (на них что-то написано о получении справочной информации и возможности экстренной связи) или предложение получать информацию о школьных оценках своих чад по SMS.

Параллельно информатизации общества в целом, бурно развивается информатизация системы образования. В любой отдельно взятой средней школе уже несколько лет изучается информатика как предмет. Не говоря уже об оснащении учебных заведений всевозможными информационными технологиями. Появляются разнообразные школы с информационным уклоном, курсы по углубленному изучению информатики и даже кружки, где дети и взрослые изучают «основы компьютерной грамотности».

Как вводный курс, школьники изучают основы алгоритмизации и программирования (как правило, на языках Паскаль или Бейсик), компьютерное моделирование, графику и т.д. Благодаря бурному развитию учебных программных продуктов и их конкуренции между собой на свет появилась анимационная среда программирования Скретч, которая сочетает в себе и программирование, и графику и моделирование. Особенностью этой среды является то, что в ней можно создавать мультики, анимации и даже простейшие игры. Отличием от других средств разработки является то, что все это могут делать дети с 10 лет, благодаря ее простоте и удобному интерфейсу.

В процессе работы с данной средой дети осваивают много важных навыков, необходимых в 21 веке:

·        творческий подход;

·        умения обучатся и самообучаться:

·        системный анализ;

·        быстрое освоение техникой;

·        проектирование;

·        эффективные коммуникации.

По общеобразовательной программе все школьники, обучающиеся в 10-11 классах, обязаны изучать основы алгоритмизации и программирования. Зачастую, данный раздел информатики дается школьником с трудом. Потому что, во-первых, школьникам одновременно приходится разбираться со всеми тонкостями алгоритмизации и учить формы представления алгоритмов (структура блок-схем, синтаксис языка программирования), во-вторых, довольно таки сложно понять все особенности условных операторов и циклов, в-третьих, не всегда понятно как это реализуется на практике. Скретч разрабатывался как новая учебная среда для обучения школьников программированию.

Скретч это – новая среда программирования, которая позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные истории, игры и другие произведения. Этими произведениями можно обмениваться внутри международной среды, которая постепенно формируется в сети Интернет. Скретч базируется на традициях языка Лого и Лего-Лого.

В Скретч проявляются многие идеи программирования, свойственные среде Лого и Лего-Лого. Но, теперь они воплощены на более высоком уровне. Пользователи могут собирать свои программы-процедуры из блоков так же, как они собирали конструкции из кирпичиков Лего. Из конструкций и управляющих структур могут быть собраны различные агенты, выполняющие простые инструкции и, следовательно, обладающие поведением. Эти агенты могут взаимодействовать между собой и воссоздавать сообщество в среде Скретч.

При изучении Скретч учащиеся почерпнут для себя следующее:

1.                Увидят практическое назначение алгоритмов и программ.

2.                Научатся самостоятельно принимать решения.

3.                Научатся самостоятельно составлять алгоритмы.

4.                Поскольку скрипты Скетч очень напоминают синтаксис Паскаля, следовательно, в дальнейшем при изучении самого Паскаля будет гораздо проще.

5.                Изучат функциональность работы циклов и условных операторов.

Причем синтаксис скетч (скрипты) запомнить гораздо проще, чем в Паскале, потому что все команды уже написаны (в виде кирпичиков) и разложены по соответствующим разделам.

Изучение Скретч может серьезно помочь школьникам освоить азы алгоритмизации и программирования, а полученные знания пригодятся для дальнейшего и более серьезного изучения программирования.

Определенные интерес для нас представляет преподавание Скретч для детей среднего школьного возраста на основе кружка «Основы компьютерной грамотности» в системе детского дополнительного образования. Данная работа ведется как средство подготовки учащихся к дальнейшему изучению более сложных языков программирования, также и как подготовка к всевозможным конкурсам и выставкам по данной тематике, которые в настоящее время набирают большие обороты.

Одной из частей работы является разработка учебной программы по данному курсу, а также перспективного и поурочного планирования. Другая часть работы охватывает психологические аспекты, такие как одаренность, талант, способности. В процессе обучения учащихся работе в данной среде педагог не вправе пройти мимо такого явления, как одаренность, талантливость и повышенная заинтересованность детьми средой Скретч. Поэтому, мы считаем необходимым, разработать методику по углубленному изучению среды именно для развития таких детей, основываясь в большей мере на выполнение специально разработанных нами заданий и лабораторных работ.

Исследование показало актуальность данной методики еще и в том, что в России не существует полных и рабочих методик изучения среды, поэтому данная работа может существенно помочь педагогам перенять опыт работы и обучить своих воспитанников данному курсу.

По теме работы было создано методическое пособие, которое может выступать в роли учебника по изучению среды.

источник информации: http://shgpi.edu.ru/f11/info/conf_olimp_2009/konf/tmoi/litwin.doc

google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru

Комментарии отсутствуют

You should have a name, right? 
Your email address, I promised I won't tell it на anyone. 
If you have a web site or blog, you can type the URL right here. 
This is where you type your comments. 
Запомнить контактную информацию.