КНИГА-ПУТЕВОДИТЕЛЬ

РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ: ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА БЕЗ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ, НО В ОКРУЖЕНИИ 1000 СПАСИТЕЛЬНЫХ МЕЛОЧЕЙ. Книга статей Елены Яновицкой и Михаила АдамскогоЭта книга – своеобразное краткое изложение системы разноуровневого обучения и «дайджест» фундаментальной книги «Большая дидактика и 1000 мелочей». Каждая её глава – это статья, представляющая принципы системы, историю её возникновения, перспективы развития под тем или иным углом зрения.

1. Основа обучения – не повторение. Основа обучения – помощь.
Елена Яновицкая, Михаил Адамский

В школьном деле важны ведь не только цели обучения. Есть иные, не менее существенные цели, можно назвать их «целями защиты личности». Вот взгляните, что подчеркнуто нами среди их списка:
Чтобы слабому не озвереть от неудач, не пресмыкаться и не кусаться – и суметь перейти в разряд успевающих.
Чтобы сильному не унижать, а поднимать до себя; развивать благородство без самоуничижения; не скучать и не страдать от непонимания; любить жизнь, иметь время на увлечения и работать творчески.
Чтобы среднему получить прочные знания о себе, о людях, о природе; понять свои сильные стороны и иметь хобби; не обижать слабого, но и не опускаться до него, не презирать сильного, а учиться у него.
И чтобы самому учителю не потерять уважение к себе.

2. Школьная доска как спортивная площадка.
Елена Яновицкая

…Почему при такой работе не возникает обиды? Поскольку времени дается очень мало, ритм весёлый, необидный. Именно весёлый, не жёсткий. Не получилось? Ну и что. Попробуй ещё раз, ещё раз. Поскольку всё происходит весело, тебя со всех сторон поддерживают – так с чего обижаться?

3. Пять уровней работы, пять типов уроков, три уровня сложности.
Елена Яновицкая

В каждой новой теме нам представляется необходимой следующая последовательность процесса обучения:
Во-первых, заинтересовать темой.
Во-вторых, рационально взять главное.
В-третьих, посмотреть связь главного с пройденным и с возможностями творческого подхода к новым задачам.
В-четвертых, оттренировать всё – и «прочность», и «творческий подход».
В-пятых, продемонстрировать успехи на всем материале темы.

4. Система дидактической защиты.
Елена Яновицкая

Ключевой вопрос: как учителю защитить личность в коллективе – в обстановке, когда все действия идут на виду у всех? Как система защиты интересов ученика и создана наша «Большая дидактика и тысяча мелочей».
Ребёнок не должен находиться в школе в роли то обвиняемого, то подозреваемого. У него есть право на незнание и право на обучение. Это обязанность учителя – знать, как помогать ученику, чтобы тот научился, ощутил успех.
Добросовестное, честное желание действительно помочь ребятам, не уличить, не поддразнить, не унизить замечанием, а искренне помочь всегда в моей жизни оправдывало себя.
Если же к такому отношению добавить еще и дидактику, в основании которой лежит не принцип требовательности, а принцип помощи – то не только дети, но и страна наша может меняться совсем в другую сторону…

5. Из историй разных лет.
Елена Яновицкая

Урок десятилетней девочки в пожарной части. Уроки с блокадными детьми. Интуитивные основы системы. Послевоенные мальчишки. «Школа слоновой кости». (В олимпиаде захотели участвовать в олимпиаде 22 человека! Из остальных школ – максимум по 10. И тогда удивились: это школа, которая полгода назад была худшей в городе? Конечно, наша школа не вышла в число лучших по успеваемости, но по интересу к учебе – наверное.). ПТУ семидесятых: отпетые дети или искорёженная система?

6. Мельчайшие шаги пошагового алгоритма.
Елена Яновицкая

Оказывается, они могут смотреться до смешного элементарно с точки зрения взрослых. Но они становятся теми первыми твердыми камушками, на которые сможет опереться будущая уверенность ученика в своих способностях понимать, решать, представлять, успешно действовать…

7. Индивидуализация обучения: решение или бегство от решения?
Елена Яновицкая

Вопрос о том, «должна ли школа учить или только контролировать?» - своеобразно переплетается с вопросом о коллективном и индивидуальном подходах к обучению. «Индивидуальное» звучит все чаще как синоним идеального. Теперь даже в официальных выступлениях чиновников можно услышать, что школа в современных условиях не должна ставить перед собой задачу учить детей – а лишь задачу способствовать их индивидуальному самообучению, а потом контролировать результат.
Но так ли это? Попробуем расставить верные акценты.

8. Из великого мира 1000 мелочей.
Елена Яновицкая, Михаил Адамский

Общая благородная суть массового обучения всего подрастающего поколения искажается до неузнаваемости из-за неуважения к «мелочам». Пока учат «всех», часто не замечают «каждого». Взаимообогащение, накопление опыта идёт продуктивно, когда происходит малыми дозами, понемногу. «Прекрасное» отличается от «хорошего» мельчайшими нюансами.

9. Директор в поле проблем.
Михаил Адамский

Я вижу, насколько осторожно приходится двигаться директору на минном поле педагогических проблем, сколь хрупка сегодня жизнь школы. Вроде не до дидактических революций; радуешься, когда удается укрепить авторитет школы, опереться на ее традиции, поддержать веру учителей в свои силы. Рекомендуя своим учителям возможности разноуровневой системы, я рад, когда воплощаются хотя бы отдельные элементы ее.
Но, будем надеяться, за спадами учительских сил снова последуют подъемы, да и то, что трудно в одних местах, удаётся в других.
И хочется верить, что наши идеи и рекомендации помогут в решении проблем тем нашим коллегам, для которых профессия Учителя стала судьбой.

10. Зачем учителю работать хорошо?
Елена Яновицкая

В этой главе обсуждаются не столько особенности представленных в книге открытий, сколько те обстоятельства в жизни учителя, которые в том или ином преломлении характерны для большинства педагогических систем, связанных с идеями педагогики сотрудничества. Защищает ли интересы учителя система, защищающая интересы ученика? Улучшает ли его положение – или наоборот?