“Детский сад. Управление”

15 Февраль 2008

Роскошь человеческого общения

написано в рубрике: Редакторские статьи — dsupr @ 0:51

Всем ли доступна эта роскошь? Неумение общаться часто делает человека глубоко несчастным, порождает одиночество. Человек по природе своей не может быть одиноким, и если мы хотим говорить о высоком уровне развития, давайте позаботимся о развитии общения. Общение – это показатель духовной культуры человека, его мировоззрения, его интересов. «Кто говорит, тот сеет, кто слушает – собирает».

Понаблюдайте, присмотритесь, как общаются педагоги в педагогическом коллективе, и это расскажет о многом: как люди относятся друг к другу, к своему руководителю, какие ценности у этого коллектива, присутствуют ли приоритет деловых, конструктивных диалогов или личностные придирки и претензии. Не умея общаться сами, мы вряд ли научим этому детей, ребёнок учится общаться через диалог взрослый – ребёнок, и переносит стиль отношений в общении со взрослыми на общение со сверстниками.

Нужно особое мастерство педагога общаться с детьми, но не меньшего мастерства требует от педагога умение развивать деловое сотрудничество и диалог между детьми.

Диалог взрослого и ребёнка очень важен, но он почти не бывает на равных, ребёнок разрешает нам думать, что мы не знаем чего-то ему известное, он разрешает нам притворяться или отвечает постоянно на наши вопросы, выполняя роль пассивного ответчика в беседе. Общаясь со сверстниками,  себе подобными, он имеет возможность увидеть и оценить себя.

 Общение со сверстниками поможет и взрослым ответить на вопрос: «Зачем ребёнку знания?» – не с точки зрения педагога, а с точки зрения самого ребёнка. Если он учится по «своей программе» и ему это для чего-то должно быть нужно, то для чего? Разумнее всего значимость и необходимость каких-то сведений уложить в потребность рассказать другому, обсудить свои представления со своими товарищами, и в таком диалоге увидеть и оценить себя. Умение выстраивать такой диалог – одна из задач педагогики и хорошо бы знать, каковы возможности детей в этой деятельности, на какой уровень они могут выйти в совместных обсуждениях – и как это влияет на их развитие.

1 комментарий »

  1. здорово!
    Я никогда не задумывалась над этим.
    Только где же найти такого педагога!? Точнее, как определить, что человек способен научить ребенка общению?

    Комментарий от Tori — 24 апреля 2008 @ 9:21

RSS лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Оставить комментарий

Работает на WordPress