“Детский сад. Управление”

15 Февраль 2008

Праздник или отрепетированный концерт?

написано в рубрике: Редакторские статьи — dsupr @ 0:36

Зачем детскому саду праздник? Что тут ответить, и так ясно – для радости, веселья, тайны. Праздник – это ожидание таинств и сюрпризов.

А тогда зачем празднику репетиции, на которых всех развели, вывели, слова все проговори­ли? А где таинства, ожидания, сюрпризы?

Когда видишь такие праздники, невольно хочется задать вопрос взрослым: зачем вам нужно это отрепетированное представление, перед кем вы отчитываетесь, кого готовите из детей?

Разве нельзя все те умения, которые отрабатывались на музыкальных занятиях, использо­вать в непроизвольных детских костюмированных инсценировках?

Как много красивых цветов (снежинок, звездочек, бабочек, птичек)! Покажите всем, как вы легко разбежались по залу, закружились, нашли себе подружку-бабочку, побежали вокруг по­лянки или просто по кругу, держа подружку за руку, взялись за две руки и сделали кружочки. Вот как много кружочков из цветов! Снова закружились цветы и усыпали лепестками зал дворца.

Если дети в других образах (дети – «цветочки», «зайчики», «мячики») уже упражнялись в им­провизированных танцах под комментарии педагога, вот это и есть собственная деятельность ребёнка, он исполнитель, а не заученный подражатель взрослого танца.

Если мы устраиваем детский праздник, то это, прежде всего, радость от встречи с уже знакомым, но в неожиданном, новом варианте, радость от неожиданных, таинственных превра­щений, от появления гостей, сюрпризов и, конечно, подарков. Пусть наряду с конфетами это будут игрушки, которые привезли на машине для всех детей группы и которые с окончанием праздника они унесут с собой.

Героический предпраздничный труд взрослых оставляет после праздника всех без сил, а главное – вызывает ли истинную радость у детей? Ответим на вопрос: дети – сторонние наблю­датели и зрители? Ведь на празднике так хотелось бы увидеть действующими, радостными, счастливыми именно тех, ради кого этот праздник устроен.

Сейчас все озабочены разного рода оценками, диагностиками, рефлексией своей деятель­ности. Попробуем придумать диагностику эффективности нашего праздника и предложим де­тям нарисовать «Я на празднике» или «Что на празднике было очень красивым?» И тогда оце­ним себя глазами детей. А может, они нам подскажут, как устроить праздник в следующий раз.

А что думают о празднике родители? Вот уж кто пристально следит за детьми: и с кем, и что сказал, и над чем смеялся, и кого обидел, и кто обидел его.

Попробуем попросить их написать нам и ответить на вопросы: «Каким Вы видели своего ребёнка на празднике? Он был на празднике?» Вопросов можно задать много, важно захотеть в них разобраться, чтобы была польза.

Мы обращаемся к Вам, наши читатели, – придумайте праздник, которого ещё не было, но обязательно, чтобы он не требовал долгих и нудных репетиций. Может, Вы придумаете его вместе с детьми в рассказах или в картинках?

1 комментарий »

  1. Тема наболевшая. Сама, будучи музыкальным руководителем, пыталась организовывать нетрадиционные праздники (а в моем представлении эти праздники обязательно не заученные и отрепетированные). Но - увы. Администрация категорически отказывалась понимать подобные мероприятия. Результат: просили-получите. Заученные стихи, вышкаленные дети, грозный воспитатель перед утренником, дающий наставления, последующее обсуждение праздника на педсовете (особенно достается Марье Ивановне, которая недостаточно выдрессировала детей, на празднике у которой ДЕТЯМ было весело, а вердикт педагогов - “не умеет организовать детей” и т.д.). Мое видение праздников: праздник должен быть по типу тех праздников, которые сейчас организовуют организаторы частных мероприятий (например, дней рождений детей). Пусть не все получается, и методики не всегда соблюдаются, но, как ни странно, достигнута цель мероприятия (кстати, которую так тщательно выписывают музыкальные руководители и так игнорирует администрация) - создать хорошее настроение и вызвать положительные эмоции у детей.

    Комментарий от Ирина — 10 ноября 2008 @ 18:04

RSS лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Оставить комментарий

Работает на WordPress