“Детский сад. Управление”

15 Февраль 2008

Не превращайтесь в маленькие школы!

написано в рубрике: Редакторские статьи — dsupr @ 0:54

Как сохранить престиж, значимость детского сада?

Родители – главные ценители деятельности детского сада. Взаимопонимание с ними – залог его успешности. А всё же взаимопонимание не может быть односторонним. Призыв сделать детский сад удобным для родителей обернулся для детей отрицательной стороной с точки зрения режима детской жизни. Излишняя загруженность различными кружками укоротила прогулки, уменьшение медицинского персонала  ослабило контроль за физическим развитием и оздоровлением детей. Эти вопросы требуют обсуждения, анализа.

Всё-таки детскому саду нужно добиться, чтобы ценить его стали не за удобства для взрослых, а за удобство для детей. Наше дело помнить о том, что это до-школьное детское учреждение, задача которого сохранить самобытное, непреходящее по значимости быстротечное детство, чьи приобретения лягут в дальнейшем в золотой фонд личности.

Не спешить, не навредить, чтобы не стыдно было перед выросшим человеком за потерянное, скучное, «недоигранное» детство.

Какие вопросы требуют грамотного решения в первую очередь?

Одна из худших опасностей, грозящих детскому саду – превращение  его в маленькую школу.

Интерес к дошкольному детству возрос, мы начали понимать, что раннее обучение приносит хорошие результаты. И… научные посягательства в виде различного рода программ и разработок устремились в детский сад. Разработчики программ детского сада, основ дошкольной дидактики проделали большую работу по отбору содержательной части программы, но не сумели при обсуждении её в полной мере отойти от школьной манеры обучения (сообщение знаний, закрепление их, уровни развития учебной деятельности…). Внедрение в 50-е годы обучения в практику массовых детских садов, как процесса систематического, целенаправленного, обязательного, к сожалению, не избежало той опасности, о которой предупреждали сами авторы дошкольных программ того времени. Процитируем фрагмент из книги А.П.Усовой «Обучение в детском саду»: «…характер обучения, основанный на подражании обучающего образцам, несомненно, несёт в себе опасность развития механического, чисто подражательного  мышления».

Игнорирование положительного опыта самих детей, недооценка активности и самостоятельности ребёнка, переоценка роли взрослого, (который, якобы, «дает детям не только знания и умения, но и самый способ овладения ими, активно воздействуя на детей») сыграли в практике становления дошкольной дидактики непростую роль. «Ребёнок учится сам, по своей программе», –  небрежное отношение к этой мысли и сегодня вызывает горькие размышления и даже сомнения: «А следует ли вообще учить дошкольника?»

Какие бы специалисты не пришли работать в детский сад – художники, хореографы, историки, математики… –  задача руководителя выяснить: понимают ли они как надо учить дошкольника, подсказать, каким образом выстроить занятия и разговоры с детьми, чтобы программа, предложенная взрослыми, была принята ими как собственная, чтобы детская любознательность очевидно присутствовала при этом.

Ведь именно «вопросительность» выступает показателем активности детей. В ходе обучения именно она может служить обратной связью, показателем нормальной работы, когда дошкольника обучают не результату, а выбору способа действия.

Дайте ребятам в детском саду наиграться, выслушайте все, что они придумали, удивитесь их смекалке, находчивости, сообразительности и сделайте это серьёзно и с доброй требовательностью.

Если мы хотим, чтобы в детском саду ребёнку было весело, интересно, полезно, надо постараться не превращать детский сад в школу. Полноценно прожитое детство всегда сказывается на успешном обучении в начальной школе, а успех в начальной школе – на обучении в среднем звене.

Грустно смотреть на детский сад, который в угоду взрослым амбициям изменяет своему основному назначению: сохранить, приумножить, обогатить самобытное дошкольное детство.

1 комментарий »

  1. У нас вот тоже скоро встанет вопрос выбора детского садика. Однако, если честно, очень страшно отдавать ребенка в какой бы то ни было садик. Вы можете посоветовать, на что лучше обратить внимание при выборе7

    Комментарий от Rianna — 17 апреля 2008 @ 11:14

RSS лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Оставить комментарий

Работает на WordPress