Учебный курс

Педагогика как режиссура детской заинтересованности

Предлагаемый в нашем курсе подход связан c широком использованием игр (театральных, народных, современных детских…), с организацией работы детей по «микрогруппам» (своего рода «микросоциумам»). Но в ещё большей мере наш подход обращён к тому, чтобы перенаправить внимание педагога на прежде не замечавшиеся им явления и события в детской жизни.
В театре хороший актёр выражает себя в образе. А хороший педагог занят другим. Он улавливает образы, которыми пытается выразить себя ребёнок. Традиции театральной педагогике (растворённые в социоигровом подходе) прежде всего и должны помочь учителям и воспитателям в способности читать и понимать своё и детское поведение. А следующим шагом - уметь использовать это понимание для создания условий, раскрывающих таланты детей.
Человек, увидевший талант другого, порадовавшийся за него, наверняка станет талантливее и сам. И это относится как к детям, отсидевшим на уроке, так и к самому учителю, давшему этот самый урок.

Раздел первый. Подтексты поведения в жизни и на уроках

Даже самая скромная тренировка учителей в режиссёрском распознавании словесных воздействий (и/или их использовании) весьма способствует росту педагогического профессионализма. Помимо возможности реально передавать и усваивать накопленный педагогический опыт им открываются способы, как сознательно разнообразить свою речь, сделать её действенной и выразительной.
«Типология словесных действий», используемая учителем в качестве своего профессионального поведения, при желании позволяет заранее огибать едва виднеющиеся «рифы» и не теряться, не опускать руки, если корабль-урок вдруг начнет садиться на мель.

1.1. Типология способов словесного воздействия
1.2. Призывы ко вниманию и умение «звать»
1.3. Объясняем или отделываемся? Как на самом деле мы обращаемся к мышлению учеников?
1.4. Обращаемся к памяти учеников: утверждаем или стараемся узнавать?
1.5. Обращаемся к чувствам. Упрекаем или ободряем?
1.6. Обращаемся к воображению: предупреждаем или удивляем?
1.7. Надеемся на волю учеников: просим или приказываем?
1.8. Палитра возможностей

Раздел второй. Типология учительского поведения и пять параметров режиссёрской теории действий

Пять параметров «измерения поведения», если ими овладеть, позволят «вчитываться» в поведение окружающих, устанавливая типологию скрытой или скрываемой целенаправленности поведения всех участников общения. Благодаря этому учителя при планировании (или осуществлении) своих действий смогут предвидеть вариативность возможных откликов учеников.
Отсутствие ориентации в естественных законах общения нередко приводит к результатам плачевным, противоположным тем целям, которыми, казалось бы, искренне руководствовался педагог в своей работе. А помочь себе зачастую не так уж и сложно.
«Простые актёрские вопросы: «Зачем я предлагала детям это задание?» и «Зачем дети его выполняли?» – выявляют широкий диапазон того, что реально происходит на занятиях, но о чем педагогика часто предпочитает отмалчиваться. Честные ответы на подобные вопросы приучают взрослого квалифицированно диагностировать своё поведение, интонацию, мысли, чувства, впечатления и желания.

2.1. Специфика режиссёрских параметров педагогической деятельности
2.2. Измерение первое: степень инициативности. Наступательно-оборонительная педагогика и педагогика доверия
2.3. Мозаика инициативности в работе учеников и учителя
2.4. Измерение второе: предмет взаимодействия. Дело и позиция
2.5. Повседневная работа учителя в деловых и позиционных характеристиках. Микроклимат занятия.
2.6. Измерение третье: представления об общности интересов. Дружественность и враждебность
2.7. Режиссура дружественного настроя на занятии
2.8. Измерение четвёртое: представления о соотношении сил. Профессиональная сила и слабость учителя
2.9. Противоречивость темпа и ритма на уроке
2.10 Измерение пятое: парадоксы информативной направленности обучения. Добывать или выдавать?
2.11. Учитель как герой нашего времени

Раздел третий. Хрестоматия социо-игровых заданий и приёмов обучения

Если у учителей и воспитателей, взявших в руки хрестоматию, есть такие педагогические желания и цели, которые не могут осуществиться без увлеченности, уверенности, гордости и творчества детей, то, на наш взгляд, они не только смогут найти в нашей работе помощь для осуществления заветных профессиональных желаний, но и превратят многие из приведённых в хрестоматии игровых приёмов в серии или цепочки новых, найденных ими самими вариантов.
Использование социогровых приёмов на уроке пробуждает интерес школьников друг к другу. Игровые обязательства, добровольно принятые ими и друг перед другом, и перед учителем, обеспечивают повышение внимательности и работоспособности. Разумеется, учитель будет искать на своих уроках время и место для использования игровых заданий, рассеивающих ученические страхи, скандальные споры, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать.

3.1. Предисловие. Материал для разминок, приобщения к делу, делового самоутверждение
3.2. Игры от А до В
3.3. Игры от Г до И
3.4. Игры от К до О
3.5. Игры от П до Р
3.6. Игры на С
3.7. Игры от Т до Я
3.8. Послесловие. Игровая неотложка и список вариативности основных игровых действий

Раздел четвёртый. О подлинном и фальшивом в игре, в жизни и в обучении

Понимание, если оно не фиктивное, всегда современно. Поэтому, когда кто-то из нас приходит к очередному пониманию, разгадке секрета педагогического мастерства, то это становится потенциально понятным и всем остальным педагогам. Закономерность эта хорошо пролеживается во взаимном отношении педагогики сотрудничества и педагогики народной. О народной педагогике было известно всегда, время от времени ей посвящались научные исследования. Но большинство современных учителей стали постигать её мудрость через кем-то открытый современный вариант - педагогику сотрудничества.

4.1. Об энтузиазме учителя и учеников. Устный счёт в сельской школе. Социокультурная защита. Обнаружить свой опыт. Преодоление рутины
4.2. Стиль каждого дня. С чего начать? Практическое искусство и разнообразие жизни
4.3. Возможности микрогрупп. Источник поощрения. Развитие речи. 133 зайца. Не меньше трёх - не больше восьми. Эмпирическая шестёрка
4.4. И дело и потеха. Роль неожиданных сочетаний. Заботливая терпеливость. Обманчивая простота. Об отказах учеников работать
4.5. Игровая одновременность. Сразу всем! Поддержание дисциплины. Урок уроку рознь. Профессиональная этика. Докучная сказка
4.6. Избегать нерадивости. Неожиданное «Замри». Застывшая рефлексия. Эффект самонаучения. Уступать судейство. Резонанс самостоятельности. Смена ролей - смена мизансцен. Необходимость усложнений
4.7. Зигзаги вариативности. Ненавязчивый сервис. Игровое равноправие. Возвращение игры
4.8. Дидактические сети игровых ситуаций. Обретение стиля. Учительские сомнения. О содружестве взрослого и ребёнка. Четыре совета учителю. Постскриптум к четвёртому совету
4.9. Из книги «Час ученичества». Открытие старого. Нить Ариадны

Социо-игровой курс-мастерская с воспитателями детских садов

Социо-игровой курс-мастерская с преподавателями гуманитарных и эстетических дисциплин

Социо-игровой курс-мастерская с преподавателями естественных наук и математики

Социо-игровой курс-мастерская с учителями начальных классов

Социо-игровой курс-мастерская с учителями сельских школ