Семинар “Альбом с кляксами”

…или художественное развитие ребенка в процессе изобразительной деятельности

Открытый авторский институт альтернативного образования имени Януша Корчака ПРИГЛАШАЕТ

родителей, учителей начальных школ, воспитателей детских садов,
педагогов художественных школ, студентов педагогических специальностей

12-13 и 15-18 июня 2008 года в Санкт-Петербурге

на семинары Татьяны КАЛИНИНОЙ (Екатеринбург)

Программа
Координаты
Ссылки по теме

Программа

Маленькие дети рисуют все, а в школе, особенно в старших классах, уже только один – два человека.
Не в том ли проблема, что обучение рисованию опирается на освоение приёмов создания «правильного» изображения, причём правильного с точки зрения взрослых? А что если обучение искусству начинать с другого: с обнаружения не изобразительности, а выразительности рисунка, его способности воплощать собственные переживания? Тогда в обучении удаётся не подавлять детское доверие своим чувствам, своей руке, своим возможностям, а опираться на него.
Семинары Т.В.Калининой посвящены определению путей органичного приобщения ребёнка к изобразительной деятельности. На них будут рассмотрены психологические основы детской изобразительной деятельности, раскрыты её особенности в соотнесении с историческим ходом развития изобразительного искусства и с профессиональным художественным творчеством.
Семинары включают в себя цикл практических занятий с различными художественными материалами. В процессе этих занятий осмысляются особенности языка изобразительного искусства, закономерности создания выразительной формы. На занятиях будет рассмотрен также авторский метод освоения ребёнком языка изобразительного искусства – метод комбинаторных игр и представлен обзор программы начального художественного образования для детей 6-10 лет «Альбом с кляксами. Основы языка».
И, кроме того, вы просто получите удовольствие от собственного рисования…

«Начальная» программа:

1. Рождение графического образа

  • феномен детского творчества: детский рисунок как не искусство,
  • этапы развития детского рисунка,
  • изобразительная деятельность ребенка как способ развития его сознания,
  • кризис изобразительной деятельности ребенка

2. Язык изобразительного искусства:
его изобразительные и выразительные возможности

  • выразительные возможности темных и светлых цветов, масштаба, гибких и ломаных линий (аппликация) «Красная шапочка»,
  • выразительные возможности ритма подобных элементов (аппликация) «Волшебное дерево»,
  • выразительные возможности глухих цветов, полученных на основе черного цвета (гуашь) «Чаща»,
  • выразительные возможности пятен, линий, штриховки (цветные карандаши, фломастеры) «Осенний лес»

3. Гарантии нечаянного успеха

  • игры с ритмической организацией формы,
  • методика освоения языка изобразительного искусства в процессе игровой деятельности,
  • особенности игровых занятий с элементами языка изобразительного искусства,
  • программа «Альбом с кляксами. Основы языка» (структура, методика)

«Углубленная» программа:

1. Формы занятий изобразительным искусством

  • занятие-урок: структура, особенности, педагогические возможности,
  • занятие-игра: структура, особенности, педагогические возможности,
  • занятие-образ: структура, особенности, педагогические возможности

2. Язык изобразительного искусства:
его изобразительные и выразительные возможности

  • выразительные возможности ритма подобных элементов:
    роль модульных элементов в композиции (аппликация) «Ель», «Мегаполис»
    выразительные возможности пятен, линий, штриховки (гелевая ручка, фломастер)
    «Вариации шедевра»
  • выразительные возможности текстуры: (черная гуашь, марлевый тампон), «Древние стены», (гуашь, цветной картон), «Провинция», (гуашь, восковые мелки), «Букет» (гуашь, мастехин), «Дождь»,
  • выразительные возможности фактуры (см. техника) «Дракон»

3. Программа «Альбом с кляксами. Основы языка»

  • особенности программы,
  • дидактические материалы для занятий и методика их использования,
  • развитие художественного восприятия детей на основе игровой деятельности и в
    процессе совместного «анализа» произведений художников

Координаты

Режим работы семинаров:
«Начальная» программа – 12 – 13 июня, с 10.00 до 16.00
«Углубленная» программа – 15 – 18 июня, с 10.00 до 16.00

Семинар будет проходить в помещении частной школы «Эпишкола»
по адресу: Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а

Заявки принимаются до 6 июня по тел./факсу (812) 444-38-62, 444-34-73
и по e-mail: epimail@mail.ru с указанием «на семинар Калининой»,
Пузыревский Валерий Юрьевич, Эпштейн Михаил Маркович

Ссылки по теме

Книга “АЛЬБОМ С КЛЯКСАМИ, или Первые успехи в рисовании” издана в серии БЭММс в четырёх частях («Цветы и травы», «Большой лес», «Башня, растущая в небо», «Птицы, звери, комары и мухи»). В сокращении представленная в этой книге “Программа начального художественного образования в занятиях и комментариях” выложена на сайте setilab.ru

Там же можно прочитать статью “Акционизм и педагогика” и познакомиться с материалами учебного курса “Этапы естественного развития детского рисунка”.

blog comments powered by Disqus