Учебные курсы V1

Раздел второй ОБЩЕГО КУРСА. Типология учительского поведения и пять параметров режиссёрской теории действий

Курс: Педагогика как режиссура детской заинтересованности. Курс Вячеслава Букатова
Автор: dasha
Дата: 2007/5/25
Пять параметров «измерения поведения», если ими овладеть, позволят «вчитываться» в поведение окружающих, устанавливая типологию скрытой или скрываемой целенаправленности поведения всех участников общения. Благодаря этому учителя при планировании (или осуществлении) своих действий смогут предвидеть вариативность возможных откликов учеников.
Отсутствие ориентации в естественных законах общения нередко приводит к результатам плачевным, противоположным тем целям, которыми, казалось бы, искренне руководствовался педагог в своей работе. А помочь себе зачастую не так уж и сложно.
«Простые актерские вопросы: «Зачем я предлагала детям это задание?» и «Зачем дети его выполняли?» – выявляют широкий диапазон того, что реально происходит на занятиях, но о чем педагогика часто предпочитает отмалчиваться. Честные ответы на подобные вопросы приучают взрослого квалифицированно диагностировать свое поведение, интонацию, мысли, чувства, впечатления и желания.
Аннотация: Пять параметров «измерения поведения», если ими овладеть, позволят «вчитываться» в поведение окружающих, устанавливая типологию скрытой или скрываемой целенаправленности поведения всех участников общения. Благодаря этому учителя при планировании (или осуществлении) своих действий смогут предвидеть вариативность возможных откликов учеников.
Отсутствие ориентации в естественных законах общения нередко приводит к результатам плачевным, противоположным тем целям, которыми, казалось бы, искренне руководствовался педагог в своей работе. А помочь себе зачастую не так уж и сложно.
«Простые актерские вопросы: «Зачем я предлагала детям это задание?» и «Зачем дети его выполняли?» – выявляют широкий диапазон того, что реально происходит на занятиях, но о чем педагогика часто предпочитает отмалчиваться. Честные ответы на подобные вопросы приучают взрослого квалифицированно диагностировать свое поведение, интонацию, мысли, чувства, впечатления и желания.

Содержание второго раздела





2.1. Предисловие. Специфика режиссёрских параметров педагогической деятельности

Обнаруживать борьбу интересов, мотивов, целей, намерений на уроке и понимать её типологию учителю будут помогать параметры, с помощью которых в режиссёрском искусстве «измеряют» и воспроизводят любое общение между людьми.



2.2. Измерение первое: степень инициативности. Наступательно-оборонительная педагогика и педагогика доверия




2.3. Мозаика инициативности в работе учеников и учителя

Учителя, стоящие на позициях педагогики доверия и сотрудничества, осуществляют свои цели по преимуществу в сложном наступлении, предоставляя инициативу детям в достаточно широких границах, и распоряжаются лишь при её распределении. Причём тенденция слышать детей у них проявляется яснее, чем желание произносить заготовленное объяснение нового материала или какие-нибудь очередные нравоучения.



2.4. Измерение второе: предмет взаимодействия. Дело и позиция



2.5. Повседневная работа учителя в деловых и позиционных характеристиках

Планирование того, что дети должны усвоить, запомнить, выполнить, просто-таки провоцирует взрослого на позиционную борьбу. Он становится беспомощным перед основным содержанием своей профессии. Микроклимат занятия: либо мажорно-деловой, либо пассивно-терпеливый, либо истерически-взвинченный, либо хлопотливо-беспомощный может быть или закреплён, или преодолён, или исправлен по параметру «дело - позиция»



2.6. Измерение третье: представления об общности интересов. Дружественность и враждебность


2.7. Режиссура дружественного настроя на занятии

Совпадение интересов детей и взрослого не может быть полным и постоянным. Совпадение возникает локально, но, повторяясь, оно формирует у детей устойчивое представление о дружественности старшего. Такое представление о дружественности не ущемляет самостоятельности целей и интересов ребенка.



2.8. Измерение четвёртое: представления о соотношении сил. Профессиональная сила и слабость учителя


2.9. Противоречивость темпа и ритма на уроке

Вера в то, что я не делаю детям ничего вредного, а с другой – моя компетентность, мои знания о том, как это полезное для них дело организовать и обеспечить, чтобы они делали его с удовольствием, лежат в основе нормальной (красивой) педагогической уверенности и силы. В отличие от этой нормальной уверенности существуют в педагогике и ненормальности: некрасивая самоуверенность, злая настойчивость и целеустремленность.



2.10 Измерение пятое: парадоксы информативной направленности обучения. Добывать или выдавать?


2.11. Учитель как герой нашего времени

Ребёнок для всякого взрослого – тайна, единственная в своем роде, как и любой из ваших коллег в педагогическом коллективе. Если вы согласитесь признать тайну в каждом из тех, кого вы собираетесь учить или воспитывать, то вам легко будет осуществлять свою педагогическую деятельность как добывание информации и от, и про детей. 

 

 


 


Учебные курсы V1
URL: http://setilab.ru/modules/courses/view.article.php/c6/10