Учебные курсы V1

Учебный модуль 4. Связь нового с пройденным

Курс: Как учить и учиться на уроке? Курс Елены Яновицкой
Подзаголовок: #0 Оглавление
Автор: Egor
Дата: 2007/9/29

 

Оглавление


Блок № 4 Тренировка



4.1. Трудно ли трудиться? Если трудиться, то трудно

Именно через тренировку в приобретении, закреплении, перегруппировке, пересмотре, применении знаний происходит развитие познавательных способностей человека.


4.2. Тренировка – наследница самоконтроля

У каждой подгруппы свой сюжет.


4.3. Тренировка между «тройкой» и «четвёркой»

Знание отдельных тем и установление связей между ними – это не одно и то же. Особенно потому, что не сразу догадаешься, что с чем можно связывать. Тут пригодятся консультации не только с учителем, но и с учащимися более «сильной» категории.


4.4. Между «хорошо» и «отлично». Нужно ли быть отличником во всём? И возможно ли?

Творческий поиск предполагает переход старания в упорство, в увлечённость, в горячий интерес к делу. Настоящие «отличники» по любому школьному предмету тем и отличаются от других учеников класса, что им интересно тренировать себя на «трудном» деле. Это качество в себе можно развить, но предмет, которым человек может увлечься, всегда индивидуален, избирателен.


4.5. Повторение и труд всё перетрут. Эффективность и опасность автоматизмов

Автоматизм тогда формируется с пользой для дела и для развития растущего организма, когда ученик сказанное автоматически – слышит, написанное автоматически – видит, проделанное автоматически – ощущает. Автоматическое действие тогда человеку полезно, когда он может остановить себя вопросом: почему, зачем, для чего так делаю?


4.6. Зачем сразу бежать, научись сначала быстро шагать!

Отличник в школе – это не первооткрыватель в науке, не изобретатель в технике, это человек – у которого развита способность к нестандартному мышлению. Творчеству можно и нужно учить. И по этому вопросу есть достаточно книг и публикаций. Мы же видим то дидактическое место, где работа по творческому развитию может быть наиболее рациональной, и показываем, как к ней подступиться.


4.7. Вытащил рыбку из пруда, доставай журавля в небе

Самая творчески активная группа ребят может на тренировке работать в двух направлениях. Они могут взять на себя наставническую роль по отношению к двум первым подгруппам – или воспользоваться возможностями «порыться» в новом занимательном творческом материале, попробовать свои силы в поисках нетривиальных решений. Некоторые из них найдут удовольствие в составлении новых вариантов различных заданий по предмету, увеличивая «учительские запасы».


4.8. Чем больше знаний раздаёшь, тем больше их у тебя накапливается. Место для проблемного обучения, тренингов, проектов, деловых игр

Переход «от оберегания к закаливанию» во всевозможных продуктивных жанрах.


4.9. Учительский контроль на тренировках в сочетании с самоконтролем учеников

Оценки выставляются с согласия ученика (а могут и по утверждению «бригадира»), отметки – накапливаются.


4.10. Наведи порядок в своих карманах памяти. У человека много видов памяти

На химии можно так сложно преподавать процесс химических расчётов (арифметических, по своей сути), что у учеников создаётся впечатление о каком-то новом, особом разделе математики, которого они не знают. Но ведь можно и по-другому!


4.11. У человека много интересов. И они достойны уважения!

Все школьные предметы можно удовлетворительно выучить прямо на уроках. Не все ваши ученики увлечены именно вашим предметом – это не должно казаться проблемой. А вот чем можно обеспокоиться – так это состоянием того ученика, увлечения которого не известны. И, может быть, не стоит успокаиваться до тех пор, пока этот человек «не нашёл себя».



Блок № 5 Объективный контроль



5.1. На чужой каравай рот не разевай. Испеки свой. А мы посмотрим-попробуем

Каждому свой вариант


5.2. Можно делать с пятого на десятое, лишь бы промежуточные цифры не потерять...

Располагать задания надо по возрастающей степени сложности, чтобы не застряли на трудном и не сделали лёгкого. Но можно позволить самому решать, что легко-трудно.


5.3. Сделал дело, убедись, что это дело, а потом уж и гуляй смело

Любой контроль в учебном заведении обязан производить максимальный обучающий эффект. Иначе контроль вызывает чувство досады, придирчивости, не помогает, а мешает обучению.


5.4. Заносить окончательную оценку в протокол, школьный журнал можно лишь после согласования с тем, кого контролировали, чтобы избежать невольных недоразумений, соблюсти справедливость

Окончательная оценка имеет право быть объявленной и, тем более, зафиксированной в официальном документе только после того, как с нею согласился исполнитель работы.


5.5. Смысл школьного обучения на всех уровнях работы: 0, 1, 2, 3, 4, 5.

Оглядеться, освоиться и прочно укрепиться в этом мире, понять себя и своих современников, почувствовать, на чём зиждется благополучие, успех, смысл его прихода в этот мир; узнать и об окружающей его природе, и о самом себе, как единичном, особом, уникальном человеке.


5.6. Итог

Нормальный алгоритм действий ученика на уроке позволяет ему вливаться в реальную жизнь общества его современников. А нормальный алгоритм действий учителя на уроке позволяет реальной жизни и взрослых, и детей вливаться в школьную жизнь.



Учебные задания к 4 модулю




Учебные курсы V1
URL: http://setilab.ru/modules/courses/view.article.php/c3/31