Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Метод проектов: идея «универсальной матрицы» после Владимира Ланцберга

Проект? Проект… Проект!!!


Это и метод обучения,и содержание обучения, и форма организации учебного процесса и особая философия образования.
Слово «проект» - одно из наиболее употребляемых в современной культуре: дизайнерский проект, театральный проект, культурный проект… Сама идея проекта как вида учебной деятельности не нова. В начале ХХ в. этот педагогический метод разрабатывали на Западе - Д.Дьюи и В.Килпатрик, в России - С.Шацкий и В.Сорока-Росинский (директор легендарной «ШКИДЫ»)…
Для начала задумаемся, что означает само это слово ПРОЕКТ? Слово, естественно, латинское и означает буквально… «брошенный вперед». В этом словосочетании – молодость, футуристичность, непредсказуемость, интерес. То, чего так не хватает современной школе.
Слово «проект» у меня лично первым делом ассоциируется с чертежом какого-то здания. И действительно, толковый словарь Ожегова именно это значение ставит на первое место «Разработанный план сооружения, устройства чего-нибудь». Кроме того, проектом называют также «предварительный текст какого-нибудь документа» и, наконец, «в проекте была экскурсия…» – здесь под проектом понимается некий замысел, план действий. Легко заметить, что все эти значения объединены первоначальным смыслом латинского слова. Проект – план будущего дела, здания будущей жизни. В основе проекта – ИДЕЯ.

Проект как образ жизни

Свою собственную жизнь я воспринимаю этакой цепочкой проектов. Любая идея, блеснувшая в сознании («вот бы это осуществить!») - уже прообраз проекта: «Вот бы пойти в поход по Крыму! Вот бы издать рисунки учеников нашей школы в виде календаря, например! Вот бы поставить спектакль с классом! Вот бы показать ученикам древнерусский город Владимир! Вот бы провести необычную эпоху «Истории Санкт-Петербурга»! Вот бы реконструировать школьный сайт! Вот бы смонтировать видеоролик о летней поездке!»
Эти «прожекты», как сказали бы раньше, кажутся неосуществимыми. Но это только на первый взгляд. Некая идеальность, даже фантастичность замысла - лишь свидетельство его «высокости», его соотнесения с твоей душевной сущностью.
Возникший замысел, если он личностно значим, поглощает мысль. Начинаешь планировать шаги по его осуществлению, собираешь информацию, разговариваешь с людьми, ищешь соратников. Составляешь программу действий, сообщаешь о своих намерениях другим людям, организуешь их. После осуществления задуманного обязательно рефлексируешь: как это было? Что удалось, что нет? Какие эмоции испытывали люди, окружающие тебя? Оформляешь итоги в виде дневника, фильма, альбома фотографий, материала сайта, статьи, отчета и т.д. Самостоятельная результативная деятельность для человека, как взрослого, так и ребенка, чрезвычайна значима.

Проект – это личный опыт, это тема

К сожалению, подобный живой опыт жизни ученикам современной школы негде приобрести.
Реальность их существования – информационный поток, которому нет конца. К старшим классам школы он нарастает, подобно снежному кому. Уже в десятом классе ученик должен решить, куда он будет поступать, чтобы вовремя отправиться на подготовительные курсы. Выпускной класс - вообще что-то невообразимое. О каких проектах можно говорить? А ведь именно они-то и нужны нашим детям как воздух.
Смотрите: сразу за порогом школы 11-классник оказывается на распутье: ему нужно сделать труднейший шаг – понять, чем он хочет заниматься в жизни («Куда пойти учиться?»). То есть выбрать ТЕМУ своей будущей жизни. А как показывает опыт, выбор темы (чего бы то ни было) – это самое трудно. (Кто хоть когда-нибудь самостоятельно писал диплом или курсовую, согласится со мной). Так, может быть, стоит для начала попробовать найти тему проекта?
В нашей школе работа над проектами начинается в середине 10 класса, т.к. 11-й слишком перегружен. А перенести проекты раньше по времени – невозможно. Так как РАНО. Выпускной проект потому так и называется, что является итоговым. Это яркий образ того, чему научился человек в школе, кем он является сейчас. Защита проекта в выпускном классе – это реальный экзамен на личностную зрелость. Тесты современных ЕГЭ не отражают и сотой доли возможностей выпускника.

Годовой проект в вальдорфской школе

Одна из главных целей вальдорфской педагогики - преодоление обезличенности научных знаний, не только умозрительный, но и опытный путь добывания информации о мире, феноменологический подход к обучению (глубокое рассмотрение наиболее ярких и значимых феноменов в различных областях знаний) вместо сугубо информативного подхода в традиционной школе. И проектная работа как нельзя лучше соответствует нашим задачам.
Нами уже накоплен интересный опыт работы как над групповыми, так и над индивидуальными проектами. Преимущества этого вида деятельности налицо: проект пробуждает в учениках самостоятельность, ответственность, способность к сотрудничеству, умение вписываться в сроки, планировать свою работу, видеть результат и оценивать его… Можно продолжать…

Проблемы, вопросы, трудности

Но, как всегда, сложности возникают в процессе реализации красивой педагогической идеи на практике. Вопросов – миллион. Их задают учителя, дети, родители, друзья и знакомые.
Первая группа вопросов: Как доказать одиннадцатикласснику, что ему эта работа необходима? Как подвигнуть его на это? Как опровергнуть мнение о том, что проект отвлекает от главной цели выпускника – подготовки к ЕГЭ и поступлению в ВУЗ? Как объяснить беспокойным родителям, что ЕГЭ мало что дает личности их ребенка, в отличие от проекта?
Проблема мотивации одна из сложнейших.
Выходя впервые к ученикам рассказом о предстоящей проектной работе, мы честно говорим им, что главный мотив – это их личное самосознание. Мы пытаемся убедить их в том, что навыки, полученные ими в ходе работы над проектами – незаменимы в обычной жизни, как бытовой, так и профессиональной. Говорим о том, что обучение в современном ВУЗе предполагает, прежде всего, умение самостоятельно находить информацию, планировать свое время. И этому уже никто не научит. Создание проекта – последний шанс.
В вальдорфских школах Германии, приравненных по статусу к престижным гимназиям, есть такое понятие как абитур. Это последний год обучения в школе , 12-й, когда выпускники занимаются исключительно подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам, работают над проектом. И те, кто не выполнил проект, не допускаются до выпускных экзаменов. Это, конечно, мотив, и еще какой!
У нас все сложнее: в 11-м классе ребята должны заканчивать программу школы, готовиться к выпуску и поступлению… А тут еще и проект, понимаете ли. И никакой материальной заинтересованности.
И все же выход можно найти. Многие проекты можно соотнести со школьными дисциплинами и оформить как экзамен. Особенно это касается литературы и мировой художественной культуры. Можно выдвигать проекты на участие в межшкольных научных конференциях. В этом году мы пробуем также свои силы в конкурсе «Портфолио», который проводится издательским домом «Первое сентября». Наконец, существуют возможности Интернета.
Правда, для многих выход в широкое информативное поле не аргумент в пользу работы. Ну, напечатают, и что?
Тогда говорим о том, что мало что-то придумать, сочинить. Твое сочинение становится значимым, когда получает общественный резонанс.
Нам важно, чтобы ребята поняли ценность собственного участия в познании мира и в изменении его через представление своей находки, своей темы окружающим.
Когда первый этап пройден, возникает следующее препятствие - выбор темы проекта. Для некоторых оно становится непреодолимым. Для того, чтобы выбрать тему, надо понять главное – что такое проект? Что это? Что может быть его ядром? Как соотносится практическая часть с теоретической? (А это обязательное условие.) Из какой области можно брать тему?

Учитель-исследователь

Опыт нескольких лет работы показывает, что и взрослые люди, учителя, многие из которых становятся кураторами проектов, совершенно по-разному понимают суть такого явления, как проект. Договориться бывает довольно сложно. А иначе невозможно выработать критерии оценки созданного проекта, неправда ли? Вот еще одна проблема. И очень болезненная.
Нет единства мнения и о роли куратора, взрослого, в создании творческой ученической работы.
И однозначного ответа на этот вопрос нет. Как и на многие другие. Самое сложное, что нужно вести ученика, но не подавлять его инициативу. Нужно вдохновлять, но не тянуть чрезмерно. Нужно контролировать, но не подменять своей волей его собственную.
И вот такое, скажете вы, количество проблем вы предлагаете свалить на голову бедного учителя, причем, как говорится, даром? Кураторство никак не оплачивается.
Но дело в том, что…учителя соглашаются. Сдаются без боя, когда ученик подходит и просит стать куратором (выбор – за учениками). Единственное ограничение: у одного куратора не может быть больше трех подопечных.
Оказывается, каждый учитель (ну, если он на своем месте) вообще-то стремится быть исследователем. Ведь нам тоже хочется, чтобы было интересно. А без этого, сидя над кипой тетрадей с кучей ошибок, порой забываешь, зачем ты когда-то пришел в школу. Ну, не двойки же ставить…
Проекты помогают вспомнить о сути нашей работы. Работа над проектом требует сотрудничества, учитель и ученик объединены единым стремлением, они заинтересованы в успехе дела. Конечно же, отношения преподаватель-ученик изменяются, становясь человеческими, партнерскими.
Я не случайно сказала о том, какой смысл имеет проектная работа для учителя. Ведь без нашей учительской инициативы ученики не возьмутся за эту работу.

Ученик-создатель

Поиск темы, работа над ней предполагают глубокие переживания, возникает не только интеллектуальная, но и духовная связь с какой-то областью знания. Удачный выбор темы проекта имеет определяющее значение. Если тема выбрана неправильно, то вся работа отяжеляется и даже вызывает отторжение на самом первом этапе.
Правильная постановка вопроса должна быть настолько продумана, чтобы конкретные переживания ученика (например, увлеченность каким-то вопросом) могли привести к серьезным разработкам по теме, а не остаться на уровне эмоций и ощущений (такие примеры у нас в практике тоже бывали).
Выходя к ученикам с идеей проектов, сразу оговариваемся, что проект – это не реферат. Главный критерий состоятельности проекта – его самостоятельность, его личностный смысл.
Правда, и тут возможны перегибы.
Ярким примером могут служить недавние проекты этого года.
Мы так акцентировали момент личностного вкладывания в работу, что в тени во многом осталась вторая, уравновешивающая первую, часть работы – соотнесение своего понимания темы, своего открытия темы с уже существующим культурным контекстом. Зато в реферирование не ударился никто. Эти опасения в нашей школе оказались напрасными.
Проектанты жаждали самостоятельности настолько, что не все даже хотели выбирать себе куратора.
Кураторы все же были выбраны, проекты созданы - очень интересные, нестандартные.

Приведу названия некоторых из них:
«Современное здание школы», практическая часть – проект реконструкции здания нашей школы (Левковец Варвара);
«Цветомузыка и музыка в живописи», практическая часть – серия живописных полотен на тему музыкальных произведений (Елисеева Наталья);
«Создание фильма в альтернативном стиле» (Иванов Никита);
«Антология русских битв: переломные моменты русской истории» (Ярославкин Сергей);
«Татуировка: влияние моды или выражение внутреннего я?» (Гончаренко Юлия);
«Особенности молодежной поэтики» (Соколова Инга);
«Образ Икара в искусстве», практическая часть – изваяние Икара в мраморе (Клочьев Анатолий);
«Музыка в спектакле» (Васильев Дмитрий);
«Импровизационный танец, с переменой трех состояний», практическая часть – танец импровизация (Усачева Ксения);
«Музыка в стиле Grunge» (Воробьев Антон);
«Создание художественного образа в кино», практическая часть – видеофильм (Зинин Арсений);
«Никола Тесла: поиски и открытия» (Пиняев Михаил);
«Знаки и символы как отражение мировосприятия древних народов» (Опахова Дарья).

Проекты 2007 года

Этот год стал экспериментальным. По-новому были заявлены сроки работы, из членов школьной коллегии был выбран человек, который должен был координировать деятельность кураторов, напоминать о сроках, организовывать конференции, - короче говоря, держать идею проектов под пристальном вниманием. Кажется, это дало свои результаты.
Старт проектам был дан в январе 2007 г. К середине марта темы были в основном сформулированы. Напомню - работа должна была начаться в середине 10 класса, т.к. 11-й слишком перегружен. Кроме того, лето – хорошее время для создания чего-то своего. Кто-то использовал эту возможность очень удачно, кто-то ничего не делал до сентября. К предзащите в ноябре 2007 пришли 15 человек – половина класса. На защиту вышло чуть меньше.
Главной причиной, помешавшей сделать проект, называли, конечно, нехватку времени. Временные тиски - поучительная вещь. Некоторые решили убежать от ситуации, отказавшись от работы «из-за нехватки времени», а точнее из–за неумения с этим временем совладать. (Полагаю, что у тех, кто проект сделал, времени было не больше.). Не решив проблему в школе в процессе работы над проектом, эти ребята оставили ее себе, перенесли в послешкольную жизнь.
Кто был честнее, сказали, что не работали над проектом из-за отсутствия интереса и нежелания работать. Одна девочка двумя чертами подчеркнула фразу: «Не заставила себя работать». Тем не менее, большинство 11-классников ответили, что проект – это обязательный или желательный вид деятельности в старшей школе.
После защиты мы провели анкетирование ребят, стремясь узнать их мнение о проекте после того, как они пережили это работу, приняли в себя. И ответы тех, кто создавал проект, отличаются своей эмоциональностью, яркостью, уверенностью, глубиной.

Плюсы проектной работы. Мнение старшеклассников
Стоит привести реплики ребят, услышать их голоса. Итак, проект…
- Углубляет сознание. Пробивает пробку лени. Реальная работа. Опыт мобильного выступления» (Дима);
- Это интересно, это «апгрейд», это здорово, это возможность показать всем, какой ты молодец (Антон)
- Никто особо не суется и не мешает мыслить так, как ты можешь. Это сильно повышает самооценку (Юля)
- Возможность показать себя. Узнать много нового и интересного через выбранную тему (Лина)
- Обучение самостоятельной работе. Сбор информации. Структурирование. Умение говорить на публике
- Это деятельность личностная. Самостоятельная. Самоутверждающая. Развивающая мысль и способности в исследовании. (Варя)
- Интересно, т.к. нет в школьной программе (Арс)
- Плюсом является то, что делаешь это сам, говоришь, о чем хочешь. Контакт с профессионалами в данной сфере. Исследование интересующей темы (Света)
- Развитие своей воли (Катя)
- Совершенствует человека в любимом деле. Ответственность за большую работу (Саша)
- Проверка самого себя (Оля)
- Мне кажется, что это самая важная работа в школе (Алина)

Татьяна ШЕЛЫГАНОВА,
«Вальдорфская школа в Дачном»
www.waldorfschule.ru
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© zrokhline & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.
  • тест talent q примеры см. тут

    talent-q.info

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?