Конференции V1

Михайлов А. КАРЕЛИЯ: ПРОГРАММА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ ШКОЛ

Конференция: Сельское образование: альтернативы реструктуризации
Автор: Михайлов Александр
Дата: 2007/11/11
...Если статус «центральной» школа обычно получает базовая школа, расположенная в районном центре, ставшая признанным лидером в освоении инновационных программ – то «магнитная» школа получила своё название за ак¬тивность в организации вокруг себя образовательной и со¬циокультурной сети. Эта активность, «примагничивание» партнёров, учеников и родителей качеством и условиями организации образовательного процесса сложилась естественным образом, неофициальный статус общественного признания предшествует формальному.
Аннотация: ...Если статус «центральной» школа обычно получает базовая школа, расположенная в районном центре, ставшая признанным лидером в освоении инновационных программ – то «магнитная» школа получила своё название за ак¬тивность в организации вокруг себя образовательной и со¬циокультурной сети. Эта активность, «примагничивание» партнёров, учеников и родителей качеством и условиями организации образовательного процесса сложилась естественным образом, неофициальный статус общественного признания предшествует формальному.

Доклад 8.


Михайлов Александр


КАРЕЛИЯ: ПРОГРАММА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ ШКОЛ


 

Ещё на «заре» модернизации российского образования, когда лишь формулировались основные приоритеты Концепции модернизации и тезисы программных документов Госсовета РФ 2001 года и федеральной Программы развития образования, было ясно, что путь от понимания к воплощению не будет прямым и простым и займёт не один год. Обновление потребует эффективных и непопулярных решений, отказа от стереотипов и сложившихся мифов. Новое качество образования, соответствующее требованиям времени, невозможно без нового качества системы образования на всех уровнях - уровне школы, муниципальной, региональной систем образования. Необходимо отказаться от «затратной» практики в организации полноценного образовательного процесса по «школоцентристскому» принципу и перейти к потребностям ребёнка в полноценном развитии средствами образования в сети всех образовательных учреждений на территории его проживания.

 

Как нам это виделось в 2002 году? Основным направлением деятельности Министерства образования республики, ориентированным на доступность образования и мер по социальной поддержке де­тей, учащихся и молодёжи, была система мероприятий по реструктуризации муниципальных городских, сельских школ и подведомственных учреждений дополнительного и профессионального образования.

Реструктуризация сети школ, особенно в сельской местности, при комплексном подходе - это системные изменения во всей региональной сфере образования, проектируемые и программируемые изменения качества различных подсистем (муниципальных объектов сети) школ, организационно-педагогических систем, систем уп­равления и ресурсного обеспечения образовательного процесса, систем взаимоотно­шений с внешней средой. Если реструктуризацию сети школ рассматривать как результат - это развитие конкретной сети, изменение свойств её основных объекта это создаёт условия для решения общих стратегических задач модернизации россий­ского образования: повышения доступности качественного образования; повышения качества общего и профессионального образования; использования преимущественно нормативного бюджетного финансирования; обеспечения системы образования высоко­профессиональными кадрами; модернизации управления образованием.

Эти задачи могут быть решены, если будет построена оптимальная сеть образовательных учреждений и если будет грамотно использован потенциал этой реструктризованной сети.

 

Повысить доступность качественного образования можно за счёт интеграции школ, создавая модели различных базовых школ (центральных и «магнитных») как центров образовательных (и социокультурных) ресурсов муниципальных сетей: интеграция позволяет расширить спектр образовательных услуг, работать по образовательным программам всех видов, типов и уровней, для всех групп населения, грамотно использовать условия образовательного процесса.

 

Во многих случаях результаты рабо­та по муниципальным и республиканской программам реструктуризации приведут (и уже привели) к оптимизации бюд­жетных расходов на содержание школ. Для нашей республиканской про­граммы реструктуризации характерны позиции:

    региональный проект реструкту­ризации сетей образовательных учрежде­ний есть интеграция 18 муниципальных индивидуальных проектов построения но­вой образовательной сети на каждой кон­кретной территории;

    каждый муниципальный проект строится на общих принципах стратеги­ческого проектирования, с учётом особенностей развития каждого образова­тельного учреждения, интегрируя про­граммы развития всех подсистем муниципальной системы образования;

    муниципальные проекты опира­ются на ресурсную поддержку интегра­ционных процессов, формирующих но­вые образовательные и социально-обра­зовательные институты и организации, которые обеспечивают региональные структуры государственно-общественно­го управления;

    в условиях децентрализации должна быть сохранена управляемость системы за счёт новых управленческих методов и общественно-государственных механизмов соуправления, опережающих процессов модернизации системы подго­товки и переподготовки управленческих и педагогических кадров.

 

Программа реструктуризации школ - составная часть Программы раз­вития образования в Республике Карелия - разрабатывается на основе анализа социально-экономического развития, прогноза демографической ситуации и социально-географических аспектов каждой третной территории республики. Процесс реструктуризации школ каждой тер­ритории - совместный результат ком­плексного анализа и прогноза развития сельских и муниципальных администра­ции, органов управления образованием, педагогических коллективов и местного сообщества - принимается, если оче­видны его социальная эффективность и целесообразность, с учётом потребно­стей и возможностей территорий.

Каждый проект проходит тщатель­ную общественно-государственную экс­пертизу на основе учёта общественного мнения, расчёта специалистами социаль­но-экономических показателей и опти­мального выбора моделей и вариантов реструктуризации на долгосрочный пери­од. Проект принимается органами мест­ного самоуправления территорий (с одоб­рения органов законодательной власти местного самоуправления), обеспечива­ется бюджетами и ресурсами органов ме­стного самоуправления. Допускается воз­можность консолидированного бюджет­ного финансирования проектов реструктуризации на основе договорных отношений, соучредительства образова­тельного учреждения нового типа в рам­ках существующего законодательства.

 

Интеграция (реинтеграция) образовательных учреждений и их сетей по уровням и видам образования (по «вертикали» и «горизонтали») как модель оптимальных решений в реструктуризации образовательных си­стем и комплексов ориентирована на до­ступность качественного образования, эффективность использования образова­тельных ресурсов региональной системы образования. Стратегической задачей ре­гионального управления, Министерства образования Республики Карелия стала поддержка интеграционных процессов, интеграционных образовательных систем и комплексов.

Среди новых для нас интеграцион­ных моделей организации образования в сельской местности - «магнитные» и «центральные» школы в муниципаль­ных сетях, а также образовательные ок­руга как модели межмуниципальных со­циально-образовательных общественно-государственных институтов.

 

«Магнитная» - базовая школа школьного/территориального округа, обеспечивающая организацию образовательного процесса для детей данной территории, муниципалитета, сетевое взаимо­действие со своими структурными подразделениями или партнё­рами на договорной основе - начальными школами, «школами-садами», учреждениями дополнительного образования, начально­го профессионального образования, социокультурной сферы.

 

«Магнитная» школа получила своё название за ак­тивность в организации вокруг себя образовательной и социокультурной сети. Эта активность, «примагничивание» партнёров, учеников и родителей качеством условий организации образовательного процесса естественным образом сложились на первом этапе реструктуризации: за свои результаты и террито­риальное положение школу выбирают жители, она получает при­знание и неофициальный статус «магнитной», т.е. базовой шко­лы школьного округа.

 

«Центральная» школа (в некоторых районах одна-две школы с этим статусом) - базовая школа муниципального района, городского округа - образовательный ресурсный центр инновационного развития образования в муници­пальной сети образовательных учреждений. На базе именно этой школы организована методическая и информационно-техно­логическая деятельность, внедряется профильное обучение в старшей школе. Статус «центральной» обычно присваива­ется школе, расположенной в районном центре, ставшей признанным лидером в освоении инновационных образова­тельных программ.

 

Спустя четыре года именно эти школы стали меж­школьными методическими центрами муниципальной сети в реализации проекта «Информатизация системы образо­вания». Почти половина из них - лауреаты приоритетно­го национального проекта «Образование» как лучшие шко­лы республики, осваивающие инновационные образователь­ные программы.

При реструктуризации сетей образовательных уч­реждений муниципальных образований «центральные» и «магнитные» школы районов становятся «точками рос­та» нового образовательного пространства районной се­ти. «Центральные» школы районов становятся ресурсными центрами (методическое, информационное и кадровое обес­печение моделей), основным звеном деятельности муници­пальных органов управления образованием. Муниципальные управления передают «центральным» школам функции обеспечения образовательного процесса в «магнитных» школах, взаимодействующих с ними: информационные, ме­тодические, повышения квалификации, аттестации, выст­раивания социального партнёрства и т.п. В большинстве случаев в «центральных» школах размещаются районные методические кабинеты. «Центральные» школы - это «узлы» сетевого муниципального и межмуниципального взаимодействия в решении задач модернизации, инновационно-проектной деятельности. Они координируют программы развития «магнитных» школ, обеспечивают социокультурные и дополнительные общеобразовательные услуги и детям, и молодёжи, и взрослым.

 

Основными направлениями реструктуризации стали: создание сети базовых сельских школ; создание центров и систем дистанционного обучения; создание комплексов, объединяющих школы с образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования, а так же с объектами социальной сферы; преобразование малочисленных начальных общеобразовательных школ в филиалы основной или средней (полной) школы.

 

При реализации 18 муниципальных программ реструктуризации возникли вариативные модели сельских образовательных учреждений. Сегодня, после нескольких лет напряжённой работы, можно назвать модели, рекомендуемый республиканскими программными документами реструктуризации:

 

Начальная общеобразовательная школа:

1 -я модель. Филиал основной или средней школы (до 10 человек). 2-я модель. Детский сад - начальная школа (Школа-сад) (10-100 человек). 3-я модель. 5-6-е классы на базе начальных школ - филиалы основной или средней школы.

 


Основное общее образование:

1-я модель. Основная школа работает по программам дополнительного и дошкольного образования.

2-я модель. Основная школа с филиалами 5-6-х классов.

 


Среднее (полное) общее образование:

1-я модель. Средняя школа с филиалами 5-6-х классов.

2-я модель. Средняя школа - территориальное школьное объединение.

3-я модель. Средняя школа - гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением учебных предметов.

4-я модель. Средняя школа - сельский соци­окультурный комплекс.

 

Другие модели:

- сельская профильная школа;

- передвижная учебная лаборатория;

- ресурсный центр (район­ный, межшкольный);

- ассоциация сельских об­разовательных учреждений;

- сельская школа-интернат;

- школа-клуб;

- начальная школа на до­му;

- детский сад - ясли на дому;

- прогимназия; школа - учебно-воспитательный комплекс;

- сельский лицей;

- сельская гимназия;

- агрошко­ла;

- агролицей;

- школа продлённого дня с разно­возрастными группами по месту жительства;

- сельская школа полного дня;

- школа - ферма;

- школа - фирма.

 

Рассмотрим муниципальную сеть школ самого «типичного» сельского райо­на - Пряжинского.

Программа реструктуризации в Пряжинском районе позволила выработать оптимальную модель сетевого взаимодей­ствия различных школ. Наиболее эффек­тивный способ взаимодействия сложился в посёлках Эссойла и Ведлозеро. Там рас­положены средние школы, которые при­обрели статус «магнитных» школ, закреп­лённый Положением о «магнитной» шко­ле и приказом отдела образования.

 

Обе «магнитные» школы располо­жены в относительно крупных сельских населённых пунктах, и их ресурсы (мате­риальные, кадровые, интеллектуальные, информационные) весьма притягательны и полезны для малых школ из других по­сёлков и деревень. Поэтому меняются и функции «магнитной» школы: в них получают общее образование на базе сред­ней школы все дети, проживающие на данной территории. В Ведлозерскую школу детей подвозят детей из шести на­селённых пунктов, в Эссойльскую шко­лу - из двадцати. Обе школы имеют фи­лиалы спортивной школы и детско-юно­шеского центра; дети с проблемами в развитии получают в этих школах специ­альное образование, с ними занимаются педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды, специалисты районного центра медико-психолого-социального сопровож­дения детей; на базе Эссойльской школы действует филиал профессионального училища.

В «магнитных» школах работают курсы финского языка и компьютерные курсы; изучаются карельский язык, народные ремёсла и национальная культура; оказывается методическая помощь педагогическим коллективам малых школ, проводится аттестация педагогов и об­разовательных учреждений, прилегающих к «магнитной» школе; в малых населённых пунктах ведётся психолого-педагогическое просвещение населения.

Детей и население подвозят в те населённые пункты, где нет муниципального и ведомственного транспорта (в каждой «магнитной» школе по два автобуса); в интернате в Эссойле жи­вут 37 детей, в Ведлозере - 16 детей, не имеющих возможности ежедневно ездить домой.

В «сфере влияния» Ведлозерской «магнитной» средней школы основная школа в посёлке Кинелахта, три начальных школы-сад и детский сад; в «сфере влияния» Эссойльской сред­ней школы - основная школа посёлка Соддер, начальная шко­ла-сад посёлка Сяпся, музыкальная школа посёлка Эссойла, на­циональный центр «Сямозерье» (историко-архитектурный музей на базе крестьянского дома), детский сад.

Сотрудники «магнит­ных» школ работают и с населёнными пунктами, не имеющими образовательных учреждений, если на их территории есть дети.

 

Формы сетевого взаимодействия:

     совместная корректировка учебных планов, образовательных программ, образовательных линий (при выборе учебников);

     единые формы контроля за качеством знаний выпускников нач­альной и основной ступени школ;

     общие методические дни, консультации, семинары и другие формы повышения квалификации педагогов;

     совместные педагогические советы;

     выездные родительские собрания;

     совместные мероприятия с детьми (конкурсы, встречи, олим­пиады, соревнования);

     выработка единых подходов к экспертизе профессиональной компетентности при аттестации педагогов;

     разработка комплекса мер по адаптации «привозных» детей в коллективе большой школы;

     совместное пользование библиотекой, компьютерным классом, спортивным залом, автобусом.

 

Однако возникают и противоречия. Активное взаимодей­ствие «магнитной» школы и малых школ первое время оживля­ет образовательный процесс, педагоги и ученики малых школ перестают чувствовать себя забытыми на периферии образова­ния. Но постепенно родители и учащиеся видят преимущества большой школы и добровольно покидают свою малочисленную школу. Происходит «реструктуризация снизу», в результате ко­торой маленькие школы вымирают.

Так произошло в 2004 г. в посёлке Сяпся, где родители отказались обучать детей в на­чальной школе и отправили их на учёбу в Эссойльскую «маг­нитную» школу, тем более, что по этому маршруту организован ежедневный подвоз. Более всего родителей привлекло раннее обучение английскому языку и информатике. В результате на­чальная школа реорганизована в детский сад.

 

Взаимодействие «магнитной» и малой школ иногда обнару­живает низкое качество образования в малой школе. Ни методи­ческая помощь педагогам, ни консультации учащимся не могут компенсировать резкого несоответствия уровня подготовки выпу­скников малочисленной школы современным требованиям. Легче обучать детей из отдалённого посёлка в средней школе, чем потом ликвидировать пробелы в образовании.

Поэтому в 2004 г. родителям основной школы в посёлке Койвусельга предложили перевести детей в Ведлозерскую среднюю школу и сегодня ученики 5-9-х классов из этого посёлка учатся в сред­ней школе села Ведлозеро, а живут в пришкольном интернате. В школу и домой их возят еженедельно. По этой же причине Койвусельгская основная школа реорганизована в начальную школу-сад.

 

При нормативном финансировании большая школа стано­вится «финансовым донором» школ с малой (ниже нормативной) наполняемостью. Поскольку малокомплектные школы в силу сложившейся традиции, а также благодаря управленческим ре­шениям пользуются ресурсами «магнитной» школы, есть ли смысл делиться ещё и деньгами? Не лучше ли объединить кон­тингент, а следовательно, и средства, «идущие за ребёнком»? Постепенно идея закрыть малые школы становится привлека­тельной не только для чиновников, но и для педагогов крупных школ. В 2005 г. педагоги Ведлозерской средней школы предло­жили закрыть соседнюю начальную школу в посёлке Савиново, так как сокращение контингента в их школе грозило сокращени­ем штатных единиц.

 

Таким образом, мы видим, что в результате реализации мо­дели «магнитной» школы идёт естественный процесс поглоще­ния малочисленных школ более крупными. Влияет ли это на ка­чество образования и на процесс управления образованием?

Для того, чтобы оценить эффективность процесса реструк­туризации, провели анкетирование в Ведлозерской и Эссойльской средних школах. Анкеты заполняли руководители этих школ, родители и школьники - но только те из них, кто живёт в малых населённых пунктах и вынуждены были поменять школу в последние год-два именно из-за её реорганизации.

В целом динамику качества образования можно оценить как положительную: гораздо меньше стало неуспевающих, вто­рогодников, детей, не посещающих школу; увеличилось число выпускников, поступающих в вузы и ссузы; дети из отдалённых посёлков теперь могут получить дополнительное образование.

Качество образования стало выше - отмечают руководи­тели школ, родители и школьники. Но анализ социальной эф­фективности процесса реструктуризации обнаруживает весьма противоречивые оценки. Большинство родителей считают, что качество образования стало лучше, высоко оценивают воз­можность получить в дальнейшем профессиональное образование, приветствуют расширение социальных контактов, но их не устраивает, во первых, психологическое состояние детей, что вполне естественно, поскольку они живут в интернате (хотя половина родителей отмечают улучшение условий жизни); и, во-вторых, то, что теперь, да их дети учатся в крупных школах, где учебники постоянно обновляются, это требует от родителей материальных затрат (в малых школах чаще всего пользовались устаревшими учебниками и не заботились об обновлении). Многие родители при этом уверены, что учебные результаты не особенно изменились.

 

Сами школьники положительно оценивают качество образования и что расширяется круг общения. Но при этом некоторые из них отмечав что их физическое и психологическое самочувствие стало хуже. Это объясняется тем, как функционируют пришкольные интернаты: в последние два года увеличиваются расходы на получение общего образования, но почти не меняется уровень финансирования статей расходов на мягкий и твёрдый инвентарь в интернатах, питание, нет качественной бытовой техники - телевизора, видео- и аудио- техники, холодильников). Руководители школ также отмечают эти проблемы.

Несмотря на активную поддержку реструктуризированных учреждений (приобретение автобусов, ремонт зданий школ, финансовое обеспечение учебного процесса), директора «магнитных» школ говорят о возрастающей ответственности и нарастающих проблемах. Руководителям школ трудно решать эти проблемы в одиночку и они стараются расширять социальные контакты, разнообразить формы сетевого взаимодействия.

Однако общий вывод, несмотря на существенные недостатки: детям, родителям; населению стало лучше; образование, построенное на современных технологиях с улучшением качества условий организации образовательного процесса, стало доступнее (правда, для многих «ценой» длительных поездок на автобусе или пребывания в пятидневном интернате).

 

При анализе той или иной модели образовательного учреждения, интегриру­ющих различные виды и формы образова­тельной и социально-культурной деятель­ности, руководители «центральных» и «магнитных» школ рассматривают сле­дующие базовые факты:

- депопуляция территориального рас­селения, снижение объёма и качества услуг по социальному и культурному обслуживанию населения при передаче этих функций муниципальным и местным адми­нистрациям при дотационном бюджете;

- процессы реструктуризации му­ниципальных образовательных сетей: общего образования в городах и в сельской местности; дополнительного образо­вания, начального профессионального об­разования. Оптимизация муниципальных расходов на бюджетную сферу через инте­грацию образовательных учреждений раз­личных видов, типов и уровней;

- износ зданий и помещений учреждений социокультурной и образова­тельной сферы, отсутствие муниципаль­ных бюджетных средств на строительство и капитальный ремонты приводят к тому, что муниципальная администрация принимает решение: разместить отдельные уч­реждения в благоустроенных помещени­ях - как правило, общеобразовательных учреждениях: группы детского сада откры­ваются в школе, туда же переводятся му­зыкальные и спортивные школы, секции, поселковые библиотеки, коллективы ху­дожественной самодеятельности;

- школы при реструктуризации му­ниципальных сетей образования находят дополнительные ресурсы функциониро­вания и развития, новых социальных парт­нёров в организации и обеспечении обра­зовательного процесса;

- школы более активно работают с местным населением, появляются общественно активные» школы, вы­полняющие социальные функции культур­ных учреждений, если их нет в ближайших посёлках;

- в программах «центральных» и «магнитных» школ - социализация учащихся и молодёжи, допрофессиональная под­готовка, образование взрослых;

- возникают сетевые модели организации образовательного процесса с участием учреждений общего, дополнительного, начального профессионального образования, домов культуры, клубов, спортивных, детских и молодёжных общественных орга­низаций.

 

Сетевое взаимодействие благоприятно влияет на способ­ность старшеклассников совершать ответственный выбор. Считаем, что сетевое взаимодействие становится едва ли не единственным способом организации качественного про­фильного образования и для отдалённых от центра городских школ: расположенные в пригороде, они являются, по сути, сельскими школами.

 

Вариативные модели общеобразовательных школ, выпол­няющие социокультурные функции или расширяющие спектр образовательных функций, возникают как результат или сти­хийной управленческой деятельности руководителей школ, ме­стной и муниципальных администраций при реализации про­грамм реструктуризации, или как результат целенаправленной программной деятельности, когда разрабатывались перспек­тивные программы развития, нормативно-правового и финан­сово-экономического обеспечения.

И в том и в другом случае в моделях мы видим различные варианты интеграции учрежде­ний, школ, образовательных программ на основе постановле­ний местной администрации об интеграции учреждений; на ос­новании договорных, ассоциативных отношений образователь­ных учреждений разного уровня, учреждений культурной и социальной сферы без оформления нормативно-правового статуса нового учреждения; на основании постановлений муни­ципальных, республиканского органов управления образова­ния образовательные учреждения вводятся в эксперименталь­ном порядке (социокультурный образовательный комплекс в Коткозеро Олонецкого района).

 

Возникает сетевая модель размещения программ социо­культурных и образовательных услуг на конкретной территории; межмуниципальные и межуровневые, межотраслевые сетевые модели (республиканский педагогический лицей, Университет­ский лицей, республиканский детский музейный центр, республи­канский эколого-биологический центр, Национальный парк «Ведлозерский» и др.).

Во всех школах получены лицензии на программы дополни­тельного образования, предпрофессионального и профессио­нального обучения. Остальные же функции, не специфические для образовательных учреждений (социальная защита детей; культурное обслуживание населения, организация художествен­ной самодеятельности, школ искусств, народных ремёсел; музей­ное дело; транспортное обслуживание населения), школы выпол­няют, не всегда закрепив их в соответствующих документах.

 

Такие формы интеграции общеобразовательных учрежде­ний, как сетевое сообщество и простое товарищество явля­ются вариантами ассоциаций общеобразовательных учрежде­ний - добровольных объединений, каждый член которых пони­мает, что дело, в котором он заинтересован, самостоятельно он сделать не в состоянии. Школы, взявшие на себя ответствен­ность и роль лидеров в процессах интеграции образовательных учреждений и учреждений социально-культурной сферы, соот­ветствуют моделям общественно-активных школ.

А появление ассоциаций - это, в сущности, реализация комплексного подхода к реструктуризации общеобразовательных учреждений: хотя бы потому, что выделяются и связываются три аспекта изменений: форм и содержания образования, характера управления и многоаспектности реструктуризации сети.

У каждой школы, входящей в ассоциацию, есть не только свои образовательные программы, но разрабатывается и единая образовательная программа ассоциации сельских школ. Таким образом, ассоциативность сохраняет самобытность отдельной школы и отражает специфику образовавшейся общности. По­скольку ассоциаций в образовании становится больше и они вы­полняют управленческие функции, возникает естественно-сти­хийный процесс становления общественно-государственного управления в образовании.

 

В конце 90-х в Республике Карелия были созданы образо­вательные округа как форма партнёрства между ведомством и общественно-педагогическими движениями. Это «спровоциро­вало» оформление общественно-педагогических движений как полисистемных образовательных округов, появление ассоци­аций образовательных учреждений, определение проектно-программного метода как ведущего среди стратегических направле­ний развития образования. Изменяя тип учебного процесса, эти движения тем или иным образом переходят к общественно-государственному управлению в образовании.

 

Реструктуризация муниципальной образовательной сети сельских районов, выделение «магнитных», базовых сельских школ стали возможным потому, что в соответствии с федераль­ным проектом «Информатизация системы образования в Рес­публике Карелия» создаются межшкольные методические цент­ры информационно-коммуникативных технологий, развивается дистанционное обучение, все районные крупные школы под­ключены к Интернету, создан региональный образовательный портал по общему образованию на базе Регионального инфор­мационного центра Петрозаводского государственного универ­ситета. Сегодня созданы солидные ресурсные базы во всех «магнитных» и центральных школах всех районов. Больше воз­можностей стало использовать технологии дистанционного обу­чения, поскольку создана единая республиканская образова­тельная компьютерная сеть.

 

Республиканская программа реструктуризации сети сель­ских школ, вариативные модели интегративных образовательных учреждений, многие из которых стали центрами социокультурного развития населения и целых территорий, «вызвали к жизни» различные нормативно-право­вые формы взаимодействия, кооперации школ, государственных, негосударственных и общественных организаций, ком­мерческих и некоммерческих структур.

В поисках социальных партнёров для се­тевой организации образовательных и социокультурных программ школы включаются в межмуниципальные и межуровневые ассоциации: в Союз Пушкинских школ (федеральная сетевая структура с региональной организацией взаимодействия); Международную организацию са­мосовершенствования молодёжи «АМАКО»; Республиканский детский музейный центр при заповеднике Кижи; Национальный парк «Ведлозерский»; юниорский союз «Дорога»; Карельский фонд развития образования.

 

Совершенно очевидно, что закрепление вариативных моделей социокуль­турных комплексов различного уровня в широкой практике, как оптимальной модели организации образовательных, социальных и культурных программ и услуг, особенно в сельской местности,требует нормативно-правового опреде­ления и законодательного закрепления типа интегрированного социального уч­реждения на региональном, федеральном уровнях. Законодательное решение во­просов финансирования, ресурсного и, в первую очередь, кадрового штатного обеспечения, закрепление на муници­пальном уровне права (в соответствии с региональным или федеральным положением) учреждать и обеспечивать функционирование социального учреж­дения интегративного типа (возможно, с включением учреждений здравоохранения, служб занятости населения), позволят для редко- и малозаселённых территорий (как две трети территории Каре­лии) оптимально решить вопросы о доступности, качестве образования школьников, социальных услуг для всего населения нашей республики.


Конференции V1
URL: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/c4/66