Сообщества V1

Школа диалога культур

Сообщество: Сообщества как педагогические направления
Автор: shperk
Дата: 2007/4/9
«Школа диалога культур» возникла в начале восьмидесятых годов в результате встречи четырёх харьковских учителей – историка Вениамина Литовского, математика Сергея Курганова, историка Игоря Соломадина, физика Валерия Ямпольского – и группы московских учёных, объединённых вокруг философа Владимира Библера.
Опыт харьковчан, выработавших за несколько предшествовавших лет практику и методику уроков-диалогов, был состыкован с особой философией понимания культуры. Разные планы созвучных идей задали объём. Итог этой встречи был оформлен статьями и докладами Библера, книжкой Сергея Курганова (ставшей вскоре классической) «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге»; к движению вскоре примкнули первые учителя из других городов (в том числе новосибирская учительница Эльвира Горюхина), обнаружившие в заявленных принципах нечто близкое собственной практике.
Ключевые слова: Школа диалога культур, Школа для подростка

Аннотация: «Школа диалога культур» возникла в начале восьмидесятых годов в результате встречи четырёх харьковских учителей – историка Вениамина Литовского, математика Сергея Курганова, историка Игоря Соломадина, физика Валерия Ямпольского – и группы московских учёных, объединённых вокруг философа Владимира Библера.
Опыт харьковчан, выработавших за несколько предшествовавших лет практику и методику уроков-диалогов, был состыкован с особой философией понимания культуры. Разные планы созвучных идей задали объём. Итог этой встречи был оформлен статьями и докладами Библера, книжкой Сергея Курганова (ставшей вскоре классической) «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге»; к движению вскоре примкнули первые учителя из других городов (в том числе новосибирская учительница Эльвира Горюхина), обнаружившие в заявленных принципах нечто близкое собственной практике.

Как первоначальная «клеточка», «росток» ШДК складывалась, наполнялась жизнью из множества разнородных источников и тенденций. Смысловые акценты у каждого из первых «подвижников ШДК» были заметны свои. Их общий замысел был переполнен противоречиями: но ведь именно умение понимать и выдерживать противоречия, из которых соткана жизнь, провозглашалось здесь в качестве важнейшей задачи обучения.

Так вспыхнул этот общенациональный исследовательский проект, не похожий по своему характеру ни на один из предшествовавших. Школу диалога культур ожидала и своеобразная судьба. Классы и школы ШДК практически никогда не создавались только на базе собственной концепции; они всегда складывались в сочетаниях, в диалоге с иной педагогической практикой, с опытом, интересами и убеждениями тех людей и школ, которые за неё брались. Характер распространения методов и идей диалогистов оказался подобным, «изоморфным» самой их концепции, стал нечаянным воплощением мысли о возможности продуктивного диалога разных педагогических культур.

Очень немногие остались верны задачам целостного воплощения замыслов ШДК. Но множество учителей и школ вели своё профессиональное дело в «диалоге с диалогом культур»; а огромный массив идей, методов, описаний, присущая учителям-диалогистам энергия, острота заявляемых проблем и их многоплановость, оригинальность решений и неожиданность результатов позволяют считать линию диалогического образования едва ли не самым ярким экспериментальным направлением прошедших двадцати лет.

Полезные ссылки:




Сайт Центра "Диалог культура XXI" -- активное действующее сообщество Школы диалога культур и наиболее полная библиотека по теме.



http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/13/2  -  работа Сергея Юрьевича Курганова, посвящённая изучению истории в 5-6 классах.


http://www.zarplata.ru/a-id-13722.html  -  статья о ШДК.


http://community.livejournal.com/dialogical_edu/  -  Cообщество "Dialogical Education" в Живом Журнале


Сообщества V1
URL: http://setilab.ru/modules/community/view.article.php/c1/19