Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Погодина Г. А. ДЕТСКИЙ САД ИЛИ УЧРЕЖДЕНИЕ?


Содержание:
  1. О «переходе» знаний от одного ученика к другому

О «переходе» знаний от одного ученика к другому

Активность в учебной деятельности и детскую уверенность в успехе педагог обеспечивает разговорами и беседами: общими, деловыми и индивидуальными. В любой из них принять участие смело может каждый из ребят.
Общие беседы - это разговоры группы детей вокруг какой-то темы в свободной форме. Опора беседы - знания детей, их желания, интересы. Педагогу в этих ситуациях отводится роль внимательного слушателя, который если и вмешивается в разговор, то только в случае крайней необходимости и в форме косвенных замечаний. Иначе как детям учиться высказываться и слушать друг друга? Общие беседы дают возможность учителю определить знания и опыт детей, чтобы подобрать соответствующие темы для будущих деловых разговоров. Особая забота педагога - вовлечение каждого ребёнка в ход общего разговора.
Деловые разговоры дают детям возможность обменяться своими знаниями. В ходе разговоров обсуждаются намерения и планы, оценивается их реальность, проговаривается, каким образом следует выполнить то или иное действие. (И всё это при молчаливом соучастии учителя.) В этих разговорах главный эксперт - личный опыт детей, нашедших свой интерес в намечаемом деле.
Индивидуальные же разговоры отражают личную, внутреннюю подготовку ребёнка к самостоятельной деятельности. Поэтому они часто содержат проговаривание учеником вслух (себе или другим) своих желаний. В ходе индивидуальных разговоров ребёнок, как правило, пытается разобраться в воображаемой им жизни, которая может возникнуть в предстоящей общегрупповой работе. На этих разговорах держится и речевая, и деловая инициатива каждого из ребят (кстати, вполне понимаемая его товарищами).
В ходе занятий по методике Шулешко, педагогу то и дело следует отмечать и ненавязчиво подчёркивать слаженность или ритмичность работы детей. Установление общего темпа и ритма предполагает и обращение к другому лицу, и уточнение действий взглядом.
Овладение этими умениями стимулирует ребёнка к самостоятельному приноравливанию к деловитому темпо-ритму тех сверстников, действия которых в данный момент являются объектом общего внимания. В результате ученики выполняют «учебное задание» уже не столько для взрослого (или по его указке), сколько от личного желания действовать вместе со своими товарищами.
В таких ситуациях дети естественным образом становятся напряжённо внимательными и к действиям других, и к качеству своей собственной работы. Всё это обеспечивает весьма благоприятные условия для «перехода» знаний и умений от одного ребёнка к другому.
...Регламентированность школьного урока, столь характерная для традиционной дидактики, сказывается на здоровье учеников и в конце концов вызывает у них эмоциональную и физическую усталость. Необходимость нормализовать современные условия обучения назрела давно. В педагогической печати то и дело поднимается вопрос о перегрузках школьников и даже дошкольников. Но конкретных предложений, кроме сокращения числа учебных предметов или пересмотра их объёмов, обычно не высказывается.
А вот Шулешко увидел, что реальную возможность нормализовать обстановку жизни ребят на занятии или на уроке даёт работа в малых группах (по 5-7 детей, различных не только по своему темпу работы, но и по своим умениям и личным симпатиям).
Именно в закономерностях возникновения и существования малых групп (которые взрослые, как правило, не учитывают) и таятся корни детских учебных успехов. Да и сама работа педагога резко облегчается: дети начинают вести себя иначе, становясь более покладистыми и сообразительными.
Неформальные взаимоотношения при работе в малых группах дают каждому ребёнку возможность сравнить себя с другими, обсудить результаты своих действий, в чём-то помочь своему товарищу, самому увидеть способ как и в чём вовремя поддержать его.
Именно в малых группах возникают эмоциональные, по-человечески благоприятные условия для сравнения и оценки как своих знаний, умений и возможностей, так и знаний, умений и возможностей своих товарищей. В таких ситуациях вполне естественным образом происходит тот скачок в развитии самосознания, за который так ратовал Л. С. Выготский.
Форма работы в малой группе комфортна и неутомительна. И поэтому позволяет ребёнку реализовать себя то в появлении собственного доверия к усвоенным знаниям и существующим желаниям, то в определении своего места в кругу ровесников, где каждый признаёт за ним право равенства. Осознавая свой успех, ребёнок всё чаще на обращения своих товарищей отвечает не отказом, а вполне доброжелательным откликом.
Взрослым, умеющим организовать учебную работу в малых группах, зачастую остаётся только любоваться теми плодами, которые начинают появляться на ниве общественного мнения группы или класса, и радоваться расширению круга популярных детей. (Ведь когда и личностные, и деловые мотивы общения становятся очевидны самим ребятам, то число непопулярных, непризнаваемых и забытых детей начинает таять и довольно быстро исчезает вовсе.)

Подзаголовки
  1. Книга об ориентирах дошкольного управления
Страницы: « 1 ... 58 59 60 61 (62) 63 64 65 66 ... 75 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/295
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/295
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?