Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курганов С. ФИЗИКИ И ЛИРИКИ. ПЕРВЫЙ КЛАСС ШКОЛЫ ДИАЛОГА КУЛЬТУР


Содержание:
  1. Часть 1. НЕМНОГО ПИАЖЕ В ОСЕННЕМ ДОЖДЕ
Информация об авторе: Сергей Курганов
Сергей Юрьевич Курганов, педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Эльконина - Давыдова), автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».

Часть 1. НЕМНОГО ПИАЖЕ В ОСЕННЕМ ДОЖДЕ

Когда ещё не было постмодерна, Давыдов и Болотов меня называли пиажистом.
Действительно, многое в РАННИХ работах Пиаже мне нравится и по сей день. Некий «пиажизм» и в самом деле можно усмотреть в моих уроках-диалогах и - вообще - в моём понимании образования в целом.
Жаль, что большая глава «Речь по себя» - о моём понимании сора Пиаже и Выготского - редактор А.Луньков вынужден был убрать из книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге» из-за недостатка места. Эта глава так и осталась неопубликованной.
Так или иначе, эта главка в новой книге будет данью памяти любимого великого Пиаже.

Дело в том, что я впервые в своей практике обучения первоклассников попробовал ДО проведения учебных диалогов записать их спонтанные разговоры, причём в условиях, весьма похожих на те, в которых работал Пиаже («Речь и мышление ребёнка»).

Один раз в неделю, в пятницу, в течение всего года, первоклассники не учились. Если была хорошая погода, мы ходили в походы. Походы были серьёзными, но по организации тоже несколько «пиажистскими».
«ОЧАГ», наша гимназия, расположена на краю большого (так и захотелось сказать - «волшебного») леса. Мы с первоклассниками поставили цель - найти с помощью цветной карты лесное озеро, расположенное в 5 километрах от гимназии. Озеро синей каплей был обозначено на карте.
Кого-то из детей (как правило, первого предложившего, хотя соблюдалась и очерёдность) я назначал командиром похода, и у него была карта.
В первый день нужно было выйти в точку, обозначенную на карте, близко расположенную по отношению к гимназии.
Командир вёл отряд сам, я на почтительном расстоянии двигался сзади.
Через неделю, в следующую пятницу, нужно было выйти в ту же самую точку, а из неё пройти к следующему месту. это осуществлял, как правило, другой командир. Он советовался с классом, но не со мой - я сохранял дистанцию между собой и группой. Решение командир принимал самостоятельно.
За месяц, то есть к началу октября 2008 года, нам удалось в таком режиме научиться обираться до лесного озера совершенно без помощи взрослого.
После каждого похода дети рисовали карты похода, пытаясь по-своему изобразить и лес, и маршрут, и двухэтажный особнячок ОЧАГа - бывший детский сад - и свои впечатления от маршрута.
Карты эти (как, впрочем, и все остальные детские рисунки) вывешивались в классе и украшали стены.

В группе продлённого дня Ольга Николаевна тоже водила детей в походы, но маршруты предпочитала другие. Дети научились говорить, входя в лес, что-то воде «Дух леса, пусти нас!», изучили названия растений и животных, видели зайца и белок.

В мае, уже почти на каникулах, в последний день случилось непредвиденное. Ребята собрались в поход - прямо на озеро, командиром был Саша Фоменко. Я вышел из школы чуть позже ребят, но зазевался. Группа очень быстро ушла из поля моего видения. Я точно не знал, куда устремится группа и вынужден был сначала проверить ближние стоянки и любимые «отрядные места».
Только потом я бросился в погоню - но дети привыкли двигаться в очень быстром темпе - как говаривал Е.Е.Шулешко - ЛЕТАТЬ, и я пришёл к озеру, когда дети уже довольно долго находились там и успели увидеть огромного ужа, который гонялся за лягушкой.
Никакой взрослый для серьёзного лесного путешествия в мае группе 6-7-летних детей не требовался.
Конечно, я струхнул, мне было боязно, что будет, если и у озера ребят не окажется, но все, к счастью, обошлось. У всех были мобильные телефоны, лес был великолепно освоен за год. К мобильным телефонам никто ни разу не прибегал.

Но ребята НЕ УЧИЛИСЬ и тогда, когда походов не было, скажем, из-за сильного дождя.
В течение четырёх часов, до прихода Ольги Николаевны, ребята общались друг с другом, не выходя из класса - разве что в туалет и - на переменах - в буфет. Они играли в самые разные тихие игры от шахмат до «монополии».
Я иногда сидел в классе, но чаще - по пятницам - занимал стульчик в коридоре. Я ЗАСТАВЛЯЛ себя НЕ входить в класс - в этом не было необходимости - но мне было скучно...
Мне кажется, что эта возможность регулярно общаться всем классом без взрослых в течение длительного времени отчасти обеспечивала успех уроков-диалогов по физике и литературе, о которых речь пойдёт далее. Для успешного протекания этих уроков нужна была известная практика свободного совместного бытия, обмена опытом, умения играть в одну и ту же игру, держать общий предмет разговора - независимо от того, есть ли в классной комнате взрослый или нет.
Но иногда я всё-таки заходил в класс.
Дети меня не замечали.
В классной комнате, как у Пиаже, было достаточное количество игр, игрушек, альбомов, красок, цветных карандашей, кисточек, книг - для того, чтобы дети совершенно не замечали взрослого.
19 сентября 2008 года я записал разговор, который состоялся между шестилетними и почти семилетними учениками - первоклассниками. Вот эта запись.

35 минут 5 мальчиков играли вместе за одним столом.

Миша. Ой! Ай! Флаг! Поднял, поднял, поднял!
Саша. Ты тоже кашляешь, как и я!
Стасик. Я сейчас расплачусь.
Ваня. Давай сюда автоматик. Кому дать этот шлем?
Миша. Ну ему дай. Я рыцарь на белом коне.
Ваня. Куда нужны эти ноги?
Миша. Мне! Мне! Это штаны. Солдатик снимает штаны.
Стасик. Солдатик на войне снимает штаны.

Общий хохот. Шум.

Миша. Тихо! Идут уроки у всех. А кто же?
Саша. Не я!
Ваня. Не я!
Илья. Не я!
Миша. Не я!
Стасик. Не я!
Миша. А давайте не будем говорить: «Не я!»
Костя. И я! Илья!
Миша. Ты сказал не «И я!» - а «Илья» - имя.
Костя. И я! Илья!
Саша. Не кидайтесь.
Стасик. Значит, ты один будешь играть. Это Илья кидается!
Ваня. Вы у нас забрали.
Саша. Кого?
Ваня. Конструктор.
Саша. Кто?
Ваня.Стасик. Отдавайте его сюда!
Миша. Смотрите! Я сейчас скушаю крокодила! Смотри, Илья, я сейчас брошу конструктор! (Бросает).
Ваня - Илье. Что ты натворил! Не кидайся!
Миша. Смотри-ка, что у меня есть! Моё серебро! Зато у нас есть травка! А у тебя нету травки.
Саша. Да. у нас есть вся база. У нас танки есть.
Илья. Мы же друзья. Мы все вместе были! Забыли?
Ваня. Вообще-то мы против этих дерёмся.
Саша. Против этих золотых.
Миша. Железных не надо!
Ваня. Да. Нам надо делать укрытие и корабль. Мы на нём уплывём. Это корабль.
Саша. Нет, это дом.
Миша. Давайте это будет дом-корабль.
Саша. Кому нужен пистолетик?
Ваня. Вон, гляньте, ещё один.
Миша. Это не пистолетик. День рождения!
Саша. День рождения! День рождения! День рождения!
Миша. Давай ты сядешь мне на ручки.
Ваня. Под столом твои детали, а Миша их забрал.
Стасик. Мне моторчик нужен.
Саша. Мы вчера начали делать. Классно! Я вчера этот дом сам делал.
Миша. Я нашёл палочки. Спасибо. Смотрите, я молоток нашёл! Дать тебе молоток?
Саша. Нет, не надо, не надо, не надо.
Ваня. А где травка?
Костя. У меня точно нет травки.
Саша. Тут лошади. Они должны есть. И крокодил. Он охраняет лошадей. Вот хвостик крокодила. У нас есть целый...
Илья (показывает свой самолёт и пытается войти в игру четырёх мальчиков). Др-р-р!
Саша. Самый дурацкий самолёт!
Илья. А его до нас делали!
Саша (и все остальные хором, кроме Ильи) А, до нас!!!
Илья. Он спасательный и милицейский. Кто хочет вертолётик?
Все четверо (кроме Ильи). Нет...
Илья. А он и правда крутится.
Миша. Смотрите, два хвоста крокодила.
Стасик. У нас два хвоста крокодила. Нате вам стаканчик.
Илья. Кто хочет вертолёт?
Миша. Никто не хочет!
Илья. Он может и грузы возить! И даже стрелять лазером.
Миша. Ну и что?
Саша. Это прикольно.
Миша. А ты вообще знаешь, что такое лазер? Илья, можно мы и тебя возьмём...
Илья. Кто хочет вертолётик? Это я до вас сделал (подходит к учителю) Видите?

Илья заговаривает с учителем. Вова, Саша, Миша и Стасик продолжают за столом играть вчетвером.

Стасик. Кому надо две руки?
Миша. У меня есть дома секлет.

Илья садится за стол и играет со своим вертолётиком. Четверо мальчиков продолжают сорбирать что-то вместе.

Миша (трогая вертолёт Ильи) А-а-а!
Илья. Ну! Не надо!
Саша. Некоторые запчасти потерялись!
Миша.Вот они!

Костя достаёт «запчасти» магнитом вертолёта Ильи. Костя отходит от ребят вместе с Мишей.

Илья (играет с вертолётом) Р-р-р!
Миша. Смотрите, это магнит!
Саша. У меня куча золота.

Саша, Костя и Стасик продолжают играть за столом втроём. Миша с магнитом и Илья с вертолётом ходят по классу.

Миша. Продаётся магнит! Продаётся магнит!
Ваня. Вот этот автомат!
Илья (смотрит) Вау! Смотри!
Саша. Запчасти нужны. Не потеряй!
Илья-Ване. А ты можешь к нему [к самолёту Вани] детали присоединить, и он ещё круче будет.
Илья - Саше. Это у тебя пушка?
Саша (сухо) Да.
Стасик. А кому эту шляпу?
Миша. Мне.
Илья. А почему ты так грубо говоришь: «Мне!»?
Миша. Это - подставка для вертолёта! Саша, тебе нужна.
Саша. Да.
Илья. Это я вам вертолёт даю.
Ваня. А у меня два руля. Вот какие я шляпки нашёл. Я хочу закрыть ту дырку.
Илья (показывает свой вертолёт) Этот может любой груз поднять.
Ваня - Илье. И человечков может?
Илья. Это пригодится.
Ваня. Это будет наша лодка.
Илья. А хотите на вертолёте ТОГДА полететь? Там стреляют пулями...
Миша. Спасибо.
Ваня. Смотрите! Я падаю! У меня нет парашюта!!! (Тоненьким голоском, необыкновенно артистично играет с куколкой парашютиста, говорит от имени куколки, как актёр в кукольном театре) На помощь!!!
Миша. Кто хочет? Пивка хотите?
Ваня. Запчасти падают.
Миша. А нужна эта деталь?
Саша. Вот, ребята, смотрите, я построил.
Миша (удивлённо) Я?
Саша. Мы. Мы построили.
Миша. Ребята! Пивка хотите? (Илье) Мы построили здание лучше тебя.
Илья. А я до вас уже сделал.
Миша. Осталась только крыша.
Илья. Посадите туда пассажира.
Миша (Илье, играя куколкой, очень артистично, голосом куколки, но не таким, как у Вани и с другой интонацией) Это я! Подвезите меня!
Ваня (шёпотом) Смотрите, какой чудный крючок.
Илья. Скоро будет война! Да, скоро будет война!!
Стасик (шёпотом) Все готово. Давай своего человечка!

Играют вчетвером, без Ильи.
Илья тоже сидит за столом, но один, со своим вертолётом.

Стасик. Давайте считать: 1, 2...

Считают шёпотом.

Миша. Нам нужно научиться считать до одного!
Стасик. А я могу до ста.
Илья. Война начинается!!!
Миша. Это спасительная шлюпка!
Илья. Я запутался! А война ещё не начинается!
Стасик. Кому нужны такие детальки?
Костя. Мне!
Ваня. Мне!
Миша. Я уже устал. У меня руки болят!
Илья. Смотрите! Я сюда пушку поставил!
Стасик (Илье, держа палец на губах) Тс-с!..
Миша. Я дошёл до каменного человека.
Саша. Там четыре части. В «Человеке - пауке».

ЗВОНОК С УРОКА

Миша. А можно сидеть? Не выходить?
Учитель. Можно.
Илья. Я хочу рассказать смешное. (Рассказывает неприличный стишок)

Все смеются, кроме Стасика.

Стасик. Это не смешно. Это глупости. Эта... (повторяет неприличное слово, которое раньше произнёс Илья, с неодобрением)
Илья. Я ещё одну историю знаю! (Рассказывает ещё один неприличный стишок. Миша догадывается о последнем слове и называет его - в рифму.)
Илья (подходит к учителю, показывает учителю вертолёт). Вот у меня. Р-р-р...
Ваня (показывает издалека учителю то, что он сделал) А у меня пират!
Стасик. Нужен крючок?
Ваня. Кому нужен болт?
Илья (рассказывает ещё один неприличный стишок. Никто не смеётся.) Эй! Я знаю ещё один, смешной!!!
Ваня (скептически) Ещё смешнее, чем тот...

Илья рассказывает неприличную историю. Миша охотно завершает её.

Миша. А рассказать вам смешной анекдот? (Рассказывает неприличный анекдот).

Илья начинает рассказывать ещё одну историю. Ваня перебивает Илью.

Ваня. Тс-с!
Миша. Говори «Я тоже!» Я почистил трусы!
Ваня. Я тоже.
Миша. Я выбросил шкурку в унитаз.
Ваня. Я тоже!
Миша. Всё время говори: «Я тоже!»
Ваня. Мы не хотим говорить «Я тоже!»
Миша. Вот, Стасик, говори «Я тоже!»
Миша. Я почистил апельсин.
Стасик. Я почистил апельсин.
Миша. Да говори только «Я тоже!»
-Я почистил апельсин. Я тоже!
Я выбросил шкурку в унитаз. Я тоже!
Она валялась в .....!
Костя. Я тоже!!!
Все хохочут.
Стасик. Я красил краской фотографию.
Миша Я красил краской фотографию.
Стасик. Да говори: « Я тоже!»
Я чистил (говорит так тихо, что не слышно)...от зубов.
Миша.Я тоже!
Стасик. Ха-ха-ха!
Миша. Я пошёл гулять со своей собакой. Говори: «Я и моя собака!»
Стасик. Я тоже.
Миша. Да нет! Говори теперь: «Я и моя собака».
Мы нашли там два трупа.
Костя. Я и моя собака.
Миша. Ха-ха-ха!
Стасик. Я не говорил.
Илья. ...и (неприличное слово) крышу!!!
Саша (возмущённо) Идёт урок у нас!!!
Миша. Что нужно делать, когда твой друг...
Стасик. ... (неприличное слово)
Илья. ... (другое неприличное слово) дом.
Стасик. ...застревает на крыше во время пожара. Надо позвать пожарных и тушить.
Миша (рассказывает начало неприличного анекдота)
Стасик. Что нужно делать, если твой друг летит на аттракционе? Его нужно достать и бросить в море!
Миша. Я позвоню маме и скажу: - Мама, мы ещё не занимались! Вот она удивится!!!
Стасик. Скажи, мы дружно! Кому-нибудь ещё нужна подставка?
Ваня.Саша! Ты - курица-гриль?!
Миша (звонит по мобильному телефону). А где моя мама? Удивительно, С.Ю., как по такой погоде гулять? У неё телефон разрядился.
Илья (Ване, плаксиво). Ну зачем ты держал?! Я знал, что так будет!
Миша. Моя мама не берет трубку. Позвоню папе.
Ваня. А вы биг-буль. (Илье) Это ты биг-буль.
Стасик. Это ты сам такой. Кто первый обзывается, тот так и называется. А кому ещё крючок нужен?
Миша (говорит по телефону). Папа! А где мама? Я не могу до неё дозвониться! Потому что у нас до сих пор ни одного урока не было! Мы тут играемся!

Ваня трогает Сашу.

Саша. А ну! Не трогай меня!! Сегодня хороший день - не было уроков...
Илья. Война начинается!!!

Стасик бросает деталькой в Ваню.

Илья. Быстро все в вертолёт! Покидаем здание!!
Миша. Это твой робот?
Ваня. Вообще-то мой!
Миша. Не твой! Может, был и твой, а стал мой!
Саша. Ха! Был его, стал - его!!!
Миша. С днём рождения!
Стасик. С днём рождения!
Илья «летает» над позициями остальных и пытается с помощью верёвки и крючка спасти кого-то.

Миша (по телефону). Папа! Что мама сказала?
Ваня. А где мой солдатик?
Саша. Нигде. В Караганде. А зачем тебе солдатик?

Костя и Ваня играют за столом.

Миша (по телефону). Мама? Да! Нет! Он разрешил нам без уроков сегодня. Я не знаю...

 

*  *  *

Эта единственная и уникальная стенограмма будущих участников учебных диалогов и авторов замечательных учебных произведений по физике и литературоведению, интересных переводов с английского - может быть предметом особого психологического анализа.
Сейчас хочется заметить вот что:

1. Дети демонстрируют свободное владение русской литературной речью. Поначалу она вовсе не заражена вульгаризмами и другими приметами постмодернистской эпохи.

2. «Лидирующая группа» и не включённый в неё ребёнок образуются спонтанно, а вовсе не по воле учителя или из-за особенностей учебного или игрового материала.

3. Драма одиночки, изо всех сил пытающегося заинтересовать группу собой и своей игрушкой, производит впечатление разыгрывания художественного произведения, хотя на самом деле спонтанна.

4. Речевые жанры, используемые детьми в спонтанной беседе, чётко делятся на жанры делового общения (на «уроке») и - жанры карнавализованного, сниженного общения (на «перемене»).

5. Первоклассники с лёгкостью понимают друг друга, умеют и консолидироваться, налаживая деловое (игровое) сотрудничество, и отделяться от нежелательного собеседника (потенциального участника игры), пока пользуются развёрнутой литературной речью хорошо воспитанных городских мальчиков.

6. Те же дети с несколько большим трудом налаживают коммуникацию, если пытаются опираться на карнавализованные, сниженные жанры речи (взрослые и подростковые анекдоты, скабрёзности, неприличные стишки и словечки).

7. Создаётся впечатление, что русская литературная речь выступает как укоренённая «естественная» форма общения, а вульгаризмы подростковой и взрослой речи кажутся искусственными, вычурными, привнесёнными, взятыми как бы напрокат и не проведёнными через внутреннюю речь.

8. Эгоцентризм легко преодолевается в коллективной игре (в конструктор), как и предполагал Выготский, споря с Пиаже. Игра не умирает в школе, а может свободно развиваться.

9. Дети способны устанавливать относительно нормальные отношения, избегая драки и грубой конфронтации без помощи взрослого.

10. Драма «группа - не вошедший в неё ребёнок» разыгрывается в формах, напоминающих катартические ритуалы (группа сплачивается, отвергая одного из одноклассников).

11. Отвергаемый ГЕРОЙ полон оптимизма и не устаёт обращаться к группе, демонстрируя самые разные приёмы и жанры преодоления границы между группой и собой - от «высоких» до сниженных.

12.Группа и ребёнок, стремящийся в неё войти, НЕ склонны использовать взрослого с целью решить свои коммуникативные проблемы; все действуют самостоятельно, на свой страх и риск.

13. Не исключено, что сложившаяся свободная и доверительная атмосфера связана со следующими обстоятельствами:

а) Это маленький класс - 8 человек. Каждый видит остальных собеседников, успевает сказать свои слова «не в меньшей степени, чем другие» (Е.Е.Шулешко);
б) Пятница воспринимается как удивительный день, как бы перпендикулярный очень интенсивной мыслительной работе в остальные, собственно учебные, дни; создаётся впечатление, что дети дорожат возможностью быть вместе, без учителя, в школе, но при этом (в виде исключения, один раз в неделю) - не учиться. Замечу, что такой экскурсионный день - четверг - был и в Развивающем обучении в его Харьковском варианте (школы17 и 4) в 70-80-х годах.
в) Некий «пиажизм» пятницы - голос учителя приглушен, почти не звучит; учитель один раз в неделю не является активным субъектом школьной жизни (и в походах, и в «тихих» играх за столом).

Страницы: « 1 2 (3) 4 5 6 7 ... 19 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/258
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/258
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Сергей Курганов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?