Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Юшков А.Н. ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ


Содержание:
  1. А ЧТО ДАЛЬШЕ?

А ЧТО ДАЛЬШЕ?

 

У предлагаемых способов работы предполагается и своя перспектива в дальнейшем ходе начального образования.

Коротко остановимся на том, какова логика развития диалога и логика становления познавательных возможностей младших школьников в течение четырёх лет обучения.

 

Если уроки-диалоги проводятся систематически, если учитель создаёт ситуации взаимопонимания детей друг с другом, сам охотно включается в разговоры по поводу странностей живого мира и не спешит рассказать о том, «а как на самом деле», то детская жизнь на уроках может складываться следующим образом.

В первом классе педагог видит, что разговоры детей могут приобретать вид споров о согласии и споров о несогласии с мнениями других относительно общей темы, возникающей в результате пересечения ответов на многие, интуитивно выбранные самими детьми вопросы.

В первом случае дети, обсуждая «тему» урока, совместно выстраивают некоторую общую картинку обсуждаемого, внутри которого каждое высказывание — «гипотеза» получает своё место и при этом не противоречит другим гипотезам. Во втором случае — (при несогласии) высказанные «гипотезы», по мнению детей, должны рассматриваться как различные и несовпадающие.

Прожив такую жизнь и перейдя во второй класс, дети уже иначе могут обсуждать предложенные учителем исходные вопросы. Их разговоры приобретают вид становящейся дискуссии, в ходе которой каждая группа, на фоне однопредметного разговора, удерживает свою собственную «гипотезу» как авторскую ценность.

Поддержка учителем всех высказывающихся, его особое внимание к детям, задающим вопросы, создание им на доске общих рисунков, связывающих детские гипотезы в единое целое и подчёркивание особенностей каждой гипотезы приводит к следующему преобразованию детских разговоров.

В третьей четверти второго класса на уроках-диалогах дети становятся способными чувствовать и удерживать проблемность предмета понимания (удерживать гипотетичность обсуждаемого события). Другими словами, дети уже способны различать сам объект и собственные (идеальные) представления о нём. А различение между идеальным и реальным — это первый шаг к знанию — к познавательно-исследовательской интенции вообще.

На четвёртом году учебной жизни манера взаимодействия детей и взрослого может быть обозначена как семинарская. Она характеризуется равенством позиций учеников и взрослого относительно обсуждаемых объектов и способностью школьников видеть проблемность даже в таком материале, который предлагается учителем подчёркнуто нейтрально.

 

В это же время появляются собственные вопросы, задаваемые себе и вслух: «Я вот всё никак не могу понять как..? (почему, зачем и т. д.)». Эти вопросы выводят третьеклассника в область лично незнаемого и свидетельствуют о появлении интереса ко взрослому-профессионалу (учителю-предметнику). Такие вопросы принципиально меняют ситуацию обучения. Они выводят спрашивающих о собственных наблюдениях в пространство экспериментальной деятельности. Учитель после этого организует по-новому учебные ситуации, то есть делает их поиском средств наблюдения, обеспечивающих возможность понимания неизвестного. Именно здесь учащиеся выходят на понимание того, что такое эксперимент, что такое экспериментальное доказательство.

Конечно, знание о том, что такое экспериментальные процедуры, можно сформировать и в первом классе. Необходимо только спросить себя, а кто задаёт экспериментальные ситуации, кто формулирует познавательные вопросы в этом случае? Ответ здесь только один — эту работу проделывает учитель. И дети научаются решать поставленные кем-то экспериментальные задачи. Но ведь необходимо иное — самостоятельно уметь их ставить!

 

Конечным результатом такого природоведческого образования для нас является то, что большинство выпускников начальной школы начинают систематически задавать вопросы, далеко выходящие за пределы программы начального обучения и несущие в себе варианты их экспериментальной проверки.

Эти вопросы адресованы не столько учителю начальных классов, сколько профессиональному астроному, биологу, химику... Это свидетельствует о потребности ребят общаться с учителем-специалистом, с учителем-предметником; о психологической готовности перехода в среднюю школу.

 

Давайте приступим к обсуждению материала, предложенного в курсе «Загадки природы».

Жирным курсивом будут выделены возможные реплики взрослого в ходе занятия.

Число обсуждаемых вопросов и количество предлагаемых к обсуждению тем может показаться избыточным. Даже если это так, то такая избыточность позволит вам выбрать то, что наиболее близко и интересно как вам самим, так и детям вашего класса или группы.

Подзаголовки
  1. Рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками
Страницы: « 1 ... 5 6 7 8 (9) 10 11 12 13 ... 51 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/251
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/251
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?