Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Юшков А.Н. ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ


Содержание:
  1. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ-ДИАЛОГОВ

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ-ДИАЛОГОВ

 

Пособие «Загадки природы» — вариант организации начального обучения природоведению, основанный не только на общепринятых научных данных, но и на вопросах, предложениях, теориях, которые возникают непосредственно у самих первоклассников и старших дошкольников.

 

Представление об образной базе мировосприятия и мироощущение, характерные для дошкольного и младшего школьного возраста, определяют тематику занятий-диалогов и объясняют некоторую «причудливость» вопросов взрослых детям.

Способом организации педагогического процесса в этом случае выступает учебный диалог. Во время занятия преобладают точки зрения и мнения детей. Обсуждение происходит на фоне разных видов группового взаимодействия (внутри малой группы четырёх-шести детей, между такими группами и т. д.).

Ориентация в педагогической работе на собственный опыт ребёнка, на его личные представления о природе физических и биологических явлений приводит к тому, что во время уроков-диалогов предмет обсуждения (многократно преобразуясь) открывает некоторый смысловой концепт, увиденный детьми и взрослым в обсуждаемом природном явлении.

Такими концептами могут быть представления о структуре, внутреннем строении, причинах, целесообразности, силе, взаимодействии, форме и тому подобное; внутренняя сущностная характеристика обсуждаемого события или факта, выясняемая через подобие и расхождение детских высказываний во время разговора.

 

Из сказанного можно сделать вывод о том, что должен делать взрослый во время занятий-диалогов. Взрослый помогает выстроить детскую «теорию», организовать процесс выслушивания «теорий» другими группами и понимания ими выраженных мнений.

Чтобы выполнить такую работу, взрослый графически на доске изображает возникающие гипотезы. Графическое изображение детских гипотез — принципиальный момент в его работе. А поскольку гипотез может быть 3-4, то все они становятся и предметом изображения, и предметом последующего обсуждения.

Во время такой работы с помощью циклов ответов и вопросов дети обнаруживают смысловые концепты, решают выдвинутые проблемы, ставят новые вопросы, наталкиваются на загадки и парадоксы. Очевидное становится неочевидным, оно теперь нуждается в понимании и разговоре. Неуверенность в том, что обсуждается, звучит в вопросе, адресованном участником диалога другому ребёнку или учителю.

Таков один из итогов подобного занятия — развитие вопрошания как такового, распространение вопросов на те области, которые в начале разговоров даже не замечались, понимание того, что решение одних загадок ведёт к постановке новых вопросов.

 

Мы надеемся на то, что ваши разговоры с детьми на других занятиях могут продолжаться на природоведении и наоборот. Именно поэтому предлагаемые темы принципиально не выстроены жёстко. Поэтому всегда найдётся место математике на природоведении и наоборот. Всегда можно найти ассоциативную связь между русским языком, чтением, природоведением и рисованием.

Ведь не только в детском саду, но и в начальной школе, особенно в первом классе, не должно быть жёсткой предметности. Дети сейчас осваивают общекультурные навыки. Жёсткая предметность на этом этапе не систематизирует детское мировосприятие, а наоборот, разрывает его, выстраивает труднопреодолимые границы между математикой, русским языком, рисованием и т. д.

Учебная предметность связана с выделением собственно предмета той или иной дисциплины. Предмет предполагает знание и владение научными методами исследования.

Предметность (предметность подростковой школы, например) должна возникнуть, а не быть навязана сверху. Дифференциация наступит, но для этого требуется поддержать исходную целостность развивающегося детского мировосприятия.

Подзаголовки
  1. Рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками
Страницы: « 1 ... 3 4 5 6 (7) 8 9 10 11 ... 51 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/251
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/251
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?