Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Юшков А.Н. ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ


Содержание:
  1. О ДЕТСКОЙ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ

О ДЕТСКОЙ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ

 

Эту способность людей откликаться на самые разные проявления жизни (и в этом проявлять себя живым человеческим существом) можно сводить к разным смыслам. Например, к детской любознательности, как таковой; как к простому детскому переспросу, чтобы занять взрослого разговором. 

Такую манеру разговора мы (взрослые) можем наблюдать в начальных классах школы. Считается, что такой разговор и есть диалог. Он загружает учителя работой по продуцированию дополнительных к уже сказанному сведений. Считается, что такая беседа познавательна. С таким подходом к детям трудно спорить. Любознательность можно интерпретировать и таким образом.

 

Однако здесь дети обращаются к одному из многознающих людей, но не к профессионалу в этом предмете. Такие детские вопросы беспредметны. В них не фиксировано их собственное отношение со-относительно к иному мнению (отношению) по поводу предмета обсуждения. Это — «познавательные» на обыденном языке «вопросы как таковые».

В чём же смысл иного понимания детской «любознательности»?

На наш взгляд, у детей есть особое отношение к миру, миру, который является как чудо, как чудо новой и живой жизни, а не как окружающая среда — мёртвая и живая.

О ней, о среде, дети уже знают много разного. И слово «природа» для них означает «среда». А «о мире природы» они только догадываются и пытаются выразить свои догадки в рассуждениях о том, как возникло солнце и может ли оно прятаться в тучах, как живут бабочки и божьи коровки, почему луна не падает на землю и т. д.

Именно в этом смысле дети чувствуют, что существуют «загадки природы», загадки о непознанном мире живых существ. Такое отношение детей к этому миру неизведанного и всё же каким-то образом доступного мы и называем любознательностью. Такая любознательность рождается в виде нерегламентированных текстом учебника детских вопросов о неизведанном и таинственном мире, к которому и все собеседники имеют такое же непосредственное отношение.

И в качестве лейтмотива всей работы, мы хотели бы предложить небольшое стихотворение, смысл которого будет сопровождать нас в течение всего учебного года.

Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое —

                пчелою забралось в цветок,

А третье — лягушкою
Скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норках,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего»
На зелёном листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...

Вопрос за вопросом,
И так — целый день.
Пойдём-ка, дружок,
По тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.
Подзаголовки
  1. Рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками
Страницы: « 1 2 3 4 5 (6) 7 8 9 10 ... 51 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/251
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/251
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?