Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Юшков А.Н. ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ


Содержание:
  1. ЧАСТЬ 1. ПРИРОДА ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА
  2. РОВЕСНИЧЕСТВО И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОЖИДАНИЙ

ЧАСТЬ 1. ПРИРОДА ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА

 

РОВЕСНИЧЕСТВО И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОЖИДАНИЙ

 

Любое методическое пособие исходно предполагает обсуждение общих представлений, лежащих в основе учебного курса. Основным из таких базовых представлений является для нас разработанная Е. Е. Шулешко идея ровесничества, которая охватывает жизнь детей от 5 до 10 лет и объединяет этот возраст как потенциальное единое целое.

 

Ровесничество — категория, требующая признать исходным условием то, что дети могут жить своей собственной жизнью: иметь свои собственные игры и считалки, передаваемые от одного детского поколения другому; свои секретные «клады»; иметь общие интересы к чтению, рукописным буквам и словам, математическим закономерностям, к природе, таинственность которой понятна детям — будь то распускающийся цветок, бегущие муравьи или выпавший из гнезда маленький птенец. И невозможно долго удерживать эту таинственность интереса вне непосредственного личного общения с другим(и), вне детской общности.

Педагогика и психология, игнорируя традиции детских сообществ, практически ничего не знает о детской тайне, о стремлении детей поддерживать эту таинственность совместными усилиями и игнорирует эти усилия. Для данной педагогики и психологии абсолютно ясно, что только взрослый может организовать детские игры, только он может «научить» детей общаться, навязав им свой кодифицированный язык, записанный в конспекты и разрушающий, тем самым, свободу, раскованность, импровизацию и непринуждённость детского общения.

Стремление разобщить детей в угоду абсолютной «мёртвой» тишине в группе или в классе, стремление персонифицировать общие детские интересы в облике универсального взрослого, убеждение в том, что эффект обучения достигается лишь при «взаимодействии активной обучающей деятельности учителя и активной воспринимающей деятельности учеников» (как это принято формулировать в научно-педагогической литературе), — всё это лишает детей того пространства, в котором происходит обмен личными мнениями, личными пристрастиями, личными умениями.

Практическое преодоление такого стиля взаимоотношений между детьми и взрослыми необходимо потому, что ребёнку невозможно узнать о собственном успехе без его добровольногопризнания другими.

Общественное признание — это не только и не столько признание со стороны взрослых, но именно со стороны самих детей, знающих и понимающих значимость и весомость умений придумывать игры, интересно рисовать и рассказывать, читать и что-то писать. Именно детская общность подтверждает не случайность успехов каждого ребёнка общественным образом. Ибо дети могут жить и не разрозненно, где успехи и неудачи каждого не есть частный случай частного лица.

Поэтому все успехи детей в овладении разнообразными культурными навыками становятся реальными личными достижениями и фактом их личной биографии только в контексте общественного признания.

Когда же целые группы детей могут сказать о себе, что они готовы справиться с предложенными взрослым задачами и реально с ними справляются, то мы можем говорить о детской общности, о самосознании ими своей общности, о складывающихся ровеснических отношениях. Ровесники ощущают себя новым поколением — новой общностью, которой доступны все стороны жизнедеятельности людей, и в которой расхождения между людьми не доводятся до конфликта.

 

Идея ровесничества может быть обозначена фразой «мы сами».

«Мы сами» — известное детское выражение, исчезающее в общении со взрослым, навязчиво обучающим детей. Поэтому, чтобы сохранить такую форму детской соорганизации, взрослый должен выйти за её пределы. Но он не превращается в «постороннего», он становится приобщённым наблюдателем, источником предложений, загадок, игровых и деловых инициатив.

Представления о детях-ровесниках, способность и готовность взрослых ориентироваться на эти представления в своей работе обеспечивают решение многих проблем современной педагогики.

Ведь если в детском сообществе могут складываться особые, социокультурные нормы отношений к миру сверстников и миру взрослых, то сама преемственность — это, в том числе, и наше понимание, какого взрослого ожидают увидеть дети на том или ином этапе своей жизни.

Облик взрослого не случаен, он предполагает особый стиль поведения в каждый год ровесничества и не может быть унифицирован.

Но и взрослый не может унифицировать свои ожидания по отношению к детям, например, до уровня соответствия знаний детей административно определённому стандарту. Ориентация только на этот минимум неотвратимо превращает работу педагога в работу человека у конвейера. Сам нормативный набор знаний и умений может быть освоен тогда и только тогда, когда основное внимание педагога обращено совсем не к нему.

Преемственность, образно говоря, это соответствие неслучайных ожиданий детей ожиданиям взрослого и наоборот. И социокультурная норма позволяет грамотно говорить об этих ожиданиях с той и другой стороны. И тогда взрослый не считает, что дети что-то должны, у него есть право думать, что дети это могут, а ровесники вправе утверждать, что они этого хотят. Без такой позитивной встречи очень трудно говорить о возникновении реальной детской учебной увлечённости и об успехах в освоении общекультурных навыков.

Важно подчеркнуть, что в контексте социокультурной нормы и проблемы преемственности значимость предметного материала сохраняется и даже возрастает. Именно возникновение поля возможностей детей в предметном содержании, повёрнутом под неожиданным углом зрения, позволяет налаживать деловые, содержательные разговоры между детьми и взрослыми, не превращая их в разговоры пустые и беспредметные.

 

Деловой разговор (протекающий как урок-диалог) — это общее имя тех педагогических ситуаций, где возникает продуктивный синтез предметных программ и собственно детской жизни. Выхолащивание каждой из этих сторон приводит, в первом случае, к превращению учебных встреч в выяснение отношений и к взаимным претензиям, во втором — к формализации уроков, возникновению проблем мотивации и т. д.

Учебный диалог — как пространство встреч детей друг с другом и с учителями рассматривается нами как основной способ организации педагогического процесса. Именно в диалоге возможна и необходима актуализация детского опыта; а детские предположения, гипотезы, приобретая неслучайный характер, могут изменяться, наполняться новым содержанием, взаимовлиять друг на друга и порождать как новые знания, так и новые вопросы.

На реализацию данных идей и на организацию деловых разговоров младших школьников направлен курс «Загадки природы».

Именно поэтому курс «Загадки природы» представляет собой такой вариант обучения природоведению, когда в своей работе взрослый опирается не только на общепринятые научные сведения, но и на вопросы, предположения, теории, которые возникают у самих детей.

КУРС «ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ АВТОРСКУЮ РЕАЛИЗАЦИЮ ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДА-ГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Е. Е. ШУЛЕШКО И ОПИРАЕТСЯ НА ТРАДИЦИЮ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА, РАЗРАБОТАННУЮ С. Ю. КУРГАНОВЫМ.

Подзаголовки
  1. Рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками
Страницы: « 1 2 3 (4) 5 6 7 8 ... 51 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/251
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/251
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?