Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Юшков А.Н. ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ


Содержание:
  1. ДОМАШНЕЕ МОРЕ

ДОМАШНЕЕ МОРЕ

 

Давайте постараемся в нашем разговоре сохранить таинственность жизни обитателей аквариума. А формальные характеристики — «экологические» связи, физиологические отправления, правила ухода за аквариумом оставим на разговоры после уроков.

 

На уроке чтения раздадим по группам стихотворение «Посмотрите, дом стоит...», разрезанное по строчкам. Строчки дети читают в беспорядке.

 

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный,

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы.

— На что это похоже?

Дети, уловив рифмы, на слух определяют, что это за стихотворение и совместно выстраивают его последовательность. Выясняем, про что и про кого идёт речь.

— Что это? Какой он? Кто там живёт? Как про них сказал автор?

Разучиваем стихотворение. Потом прочитаем детям отрывок из описания подводного мира натуралистами. Например, такое описание Н.Ф. Золотницким:

«Занимаясь собиранием растений для гербария, я как-то раз присел в тени развесистой ольхи, на отлогом берегу запруженной речки, и стал всматриваться в глубину воды. День был ясный. В воздухе царила полнейшая тишина. На воде не видно было ни малейшей ряби, и вся водная поверхность была гладка, как зеркало. И вот, вглядываясь в эту совершенно спокойную и прозрачную, как хрусталь, воду я увидел такую картину, которую никогда не забуду.

Это было какое-то волшебное подводное царство, царство, о котором мне до тех пор приходилось читать только в сказках. Всё дно было покрыто богатой водяной растительностью самых разнообразных форм и оттенков. Тут были и ели, и сосны нашего севера, были и пальмы, и лианы жарких тропиков...

Всё это сияло и блестело тысячью переливов зелёного и бурого цветов, начиная от ярко-бирюзового и до тёмно-зелёного, бутылочного и красно-бурого. И среди этой волшебной обстановки жизнь била ключом.

По дну пятились неуклюжие раки, скакали уродливые личинки стрекоз; медленно передвигались в своих сложенных из песчинок и кусочков дерева домиках-чехликах ручейники. На растениях ползали разнообразные улитки и строили свои воздушные колокола покрытые как ртутью пауки-серебрянки. Там и сям мелькали красные паучки... большие жуки-плавунцы то ныряли, то всплывали на поверхность...

И чем больше я всматривался в эту подводную картину, тем больше она меня увлекала... набрав всевозможных улиток и водяных растений, я понёс их домой, чтобы устроить у себя нечто подобное сейчас виденному...»

— Кто из вас видел что-то похожее?

Рассмотрим с детьми рисунок аквариума, стоящего на морском дне. Вокруг плавают настоящие и антропоморфные рыбы. Ползают такие же обитатели морского дна. (Возможно, что рисунок «наползает» на текст стихотворения). На рисунке водные обитатели как бы обращаются друг к другу. Тем самым рисунок «оправдывает» следующее задание:

— Придумайте в паре разговор-диалог обитателей аквариума. Разыграйте его.

Эта работа осуществляется в парах, тройках; время работы специально оговаривается.

— Какие слова, начинающиеся на «аква» вам известны? Давайте запишем их.

Акваланг [лат. аqua — вода + англ. lung — лёгкое], аквамарин [лат. aqua marina — морская вода], акватория [лат. aqua + (терра) — территория; ср. «терра инкогнита»], акварель, аквариум [лат. aquarium — водоём].

— Какие аквариумы бывают? Как завести аквариум?

Предложим детям выяснить у своих знакомых — что для этого нужно. А то и попросить взрослых помочь завести аквариум.

Рыбка не затеет спор,

Не поддержит разговор,

Ведь для нас они немые —

И речные, и морские.

(М. Мышковская)

— У нас есть ещё несколько вопросов:

1. Можно ли услышать разговоры обитателей аквариума?

2. Кто мы для аквариумных рыб?
3. Зачем рыбам нужен хвост?

4. Где у рыб начинается и заканчивается голова?

5. Могут ли рыбы захлебнуться?

6. Чем отличается жизнь речных или морских рыб от жизни рыб в аквариуме?

— Какие ещё вопросы можно включить в этот список? (по одному вопросу от каждой детской группы)

— Кто сегодня будет выбирать самый интересный вопрос?

Обсуждение выбранного вопроса идёт в группах, после этого все группы сообщают свой вариант ответа. При необходимости не забывайте делать зарисовки детских ответов на доске.

Обратите внимание на то, сколько детей уже может предлагать развёрнутые ответы на вроде бы однозначные вопросы.

— Видят ли нас рыбы?

— Да. Они нас видят такими-то и такими. Мы для них — те-то и те-то. Они «думают» о нас так-то и так-то. Им удивительно то-то и то-то...

Если к таким разговорам подключается всё больше и больше детей, значит, мы сумели сохранить и не разрушить детское желание разговаривать по делу и интересно для всех.

— Найдите дома загадки про обитателей «домашнего моря», принесите их в класс. Найти ответ на вопрос: «В какой волшебной реке не могут жить простые рыбы?»

Подзаголовки
  1. Рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками
Страницы: « 1 ... 26 27 28 29 (30) 31 32 33 34 ... 51 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/251
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/251
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?