Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Юшков А.Н. ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ


Содержание:
  1. У КРОМКИ ВОДЫ

У КРОМКИ ВОДЫ

 
Прочитаем с детьми такой текст:

…На небе ночью видны космические звёзды. На дне моря живут морские звёзды. Только они не светятся по ночам, никогда не были на небе, но умеют ползать по дну. Рядом с морскими звёздами живут морские ежи. Колючие, круглые и разноцветные. Они ползают по дну, ищут свою морскую еду. Посадить бы одного в аквариум и посмотреть: «Чем же они ползают по дну?»

 Нарисуем на доске кусочек звёздного неба и моря.

— Кто изображён на этом рисунке? Сколько их?

— Кто по памяти сможет ответить на вопросы других детей об этой картинке? (Работа может вестись и в группах: первая группа закрывает свои тетради, другие, глядя на рисунок, спрашивают... Первые отвечают).

— Кто может быть родственником морским ежам? (Обсудите это в группах в течение полутора минут).

— Кто выйдет к доске и нарисует своего морского ежа?

— Кто нарисует своего сухопутного ежа? (И тех, и других ежей должно быть хотя бы по паре). Остальные раскрашивают выбранную часть рисунка в тетради. Что вы будете раскрашивать — небо, море, пологий берег или скалы?

На берегу, у кромки воды,

Повстречались морские и сухопутные ежи.

Стали спрашивать друг друга,

                       почём булавки и откуда?..

— Кто из вас будет сухопутными и морскими ежами?

— О чём вы спросите друг друга у кромки воды?

Здесь нам пригодится рисунок (который хорошо бы размножить и раздать детям): море, сквозь толщу воды которого видны актинии, медузы, морские ежи. На берегу бабочки, улитки и два-три сухопутных ежа. Все герои этого рисунка — антропоморфно изображены, чтобы облегчить школьникам принятие основного задания урока: организовать разговор друг с другом от имени ежей.

Работа ведётся в группах. Роли между группами распределяются или по выбору, или случайно, по жребию.

Вопросы или задаются вслух по мере обсуждения, или разыгрывается игра «Шапка вопросов». Смысл игры в следующем: каждая группа записывает свои вопросы на отдельных кусочках бумаги и складывает их в «шапку вопросов». Отвечающие наугад вытягивают вопрос, читают его и отвечают. При необходимости на подготовку ответа даётся время.

 

«Разговор сухопутных существ и морских существ» именно у кромки воды содержательно необходим.

Кромка (воды и суши) — это граница. Переход и возвращение. Быть на границе — значит присутствовать и отсутствовать одновременно. Именно здесь, на границе, возникает понимание того, что такое «суша» и что такое «вода». Возникает понимание того, что сухопутный способ существования не менее парадоксален и необычен, чем существование в воде. Особенно с точки зрения морских существ: «Как можно дышать воздухом? Как можно бегать, ведь можно только плавать или плавно передвигаться по дну?»

На смысловой границе возникают вопросы о странностях физиологии (дыхание под водой, на суше и дыхание как таковое), о странностях морфологии (лапы, щупальца, ноги, плавники), о странностях передвижения (бег, скакание, парение, скольжение и собственно передвижение как постоянный поиск точки опоры), о странностях питания под водой (а как же там можно есть, если вокруг вода?) и т. д.

 

Говоря о детском умении фантазирования и условиях возникновения умения фантазировать сказочник Джанни Родари ввёл представление о биноме фантазии: «Основа мысли — это её двойственная структура, а не составляющие её отдельные элементы. Пара, двойка, возникла раньше, чем единичный элемент... Мысль возникает из парных понятий. Понятие «мягкий» появляется не до и не после появления понятия «жёсткий», а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание».

И тогда вода и суша на границе соприкосновения — это парные понятия. Именно такого рода парность создаёт исходные условия для продуктивного разговора.

Отметим сами, по ходу обсуждения, о чём те или иные детские вопросы. Зафиксируем обнаруженные странности, позавидуем детской способности воспринимать мир столь тонко и необычно.

— В каких местах на нашей схеме в уголке природоведения можно встретить сухопутных и морских ежей? Кто нарисует, вырежет и приклеит на схему этих новых животных? А кто может жить рядом с вулканами?

— Дома дорисуйте картинку.

Лирическое отступление. Если взять жёлудь и посадить его в землю, то в конце концов он превратится в большое дерево. Морские жёлуди-балянусы растут на камнях сами по себе и в деревья не превращаются.

«...чуть выше уровня воды, там, где камни смачиваются прибойными волнами или брызгами, в так называемой зоне заплёска (супралиторальная зона), начинается жизнь морских организмов. Представьте себе тёмно-коричневую или зеленоватую поверхность скалы. Она влажна от испарений, волны обдают её брызгами. Струйки воды сбегают по откосам, оставляя влажные следы на боках камней, усыпанных белыми звёздочками раковин усоногих рачков — балянусов (морских желудей). Выше их выходят только крабы и рачки-лигии. Но крабы и лигии могут свободно бегать по скалам. Если длительный штиль подсушит камень, они опустятся к воде. А балянусы навсегда приросли к камню, и заключённый в раковине рачок вынужден вести оседлый образ жизни...»

(О. Ф. Хлудова)
Подзаголовки
  1. Рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками
Страницы: « 1 ... 25 26 27 28 (29) 30 31 32 33 ... 51 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/251
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/251
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?