Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Юшков А.Н. ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ


Содержание:
  1. ДВИЖЕНИЕ В СКОЛЬЖЕНИИ

ДВИЖЕНИЕ В СКОЛЬЖЕНИИ

 

Громадное количество тел, живых и неживых, постоянно находятся в движении и во взаимодействии друг с другом.

Здесь же — движение в среде (воздушной, например). Преодоление сопротивления, вписывание собственного тела в структуру окружающего пространства.

— Давайте рассмотрим картинку в группах. Найдите на рисунке скользящие объекты.

На нашем карандашном рисунке все животные движутся «скользя». Фактура рисунка подчёркивает скользящие движения карандаша по бумаге. Рисунок наполовину контурный, побуждающий ребёнка скользящими движениями раскрасить его полностью.

Пока дети рассматривают рисунок, нарисуйте такой же в центре доски. А вокруг оставьте свободное пространство. Его можно будет заполнить при обсуждении темы.

Дети во время обсуждения также могут что-то пририсовывать на своих рисунках, например, стрелки направления движения обсуждаемых объектов.

— Как вы догадались, что они «скользят»?

Вместе с детьми давайте подберём ряд слов и ряд сравнений, которые помогут нам поддерживать высказанные предположения, добавлять к ним дополнительные характеристики.

Например, солнце скользит. А как лучше — солнце скользит по небосклону или небосводу? Солнце поднимается над горизонтом, солнце движется, солнце плывёт по небу, солнце скользит к краю горизонта.

Что значит — скользить по небосклону?

Лодка плывёт... Лодка мчится, движется, несётся, скользит по гладкой поверхности воды. Скольжение по воде в полной тишине. Только тихий шорох.

— Какими звуками сопровождается скольжение?

Движение змеи. Скользит, как бы катится по поверхности. Нет, не катится, а течёт. Струится по земле. Совершенно непонятно, как это происходит.

Скольжение твёрдого по твёрдому. Скользить или течь? Твёрдое «плывёт» по твёрдому — скользит. Без скипа и скрежета.

Скольжение влажной улитки по поверхности растения. Проблема смазки. Снижение коэффициента трения. Смазка как частный случай гладкой поверхности. Выскальзывание из рук.

— Можно ли это как-то изобразить?

— Кто и что ещё может скользить?

Скольжение лыж. Отполированный лыжами снег — блестящий на солнце как лакированный. Паркетный пол. Полировка. Лакировка.

Что такое — гладкая поверхность? Зацепление, отталкивание и гладкость. Блестящий— матовый; гладкий шероховатый.

Скольжение по воздуху. Беззвучно, гладко, без рывков, сверху вниз, всё быстрее и быстрее.

— Как можно изобразить скольжение?

— Благодаря чему возможно скольжение?

Вариант скольжения — бесконечно долгое движение. Идея бесконечно долгого скольжения по абсолютно гладкой поверхности без постоянного приложения силы лежит в основе классической физики. Невозможность такой ситуации лежит в основе физики Аристотеля. Что если попробовать предложить детям представить себе подобную ситуацию?

— Представьте себе абсолютно (совершенно) гладкую и бесконечную поверхность; представьте абсолютно (совершенно) круглый шарик. Подтолкнём несильно этот шарик. Что с ним произойдёт? Остановится ли он когда-нибудь? А если убрать весь воздух вокруг?

Пусть дети обсудят этот вопрос в группах или в парах.

— Что будет, если вместо шарика мы возьмём абсолютно заглаженный кусочек какого-нибудь твёрдого вещества?

Какие варианты ответов вы услышали от детей? Сколько из них принимают идею возможности бесконечного равномерного движения, сколько — видят в этом множество смысловых противоречий?

— С чего начинается скольжение? Что такое — точка опоры?

— Скользить и поскальзываться... В чём разница? Как преодолевается скольжение? Что такое — трение?

— Что такое «точка» в предложении?

— Что можно ещё дорисовать на этой картинке?

Подзаголовки
  1. Рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками
Страницы: « 1 ... 21 22 23 24 (25) 26 27 28 29 ... 51 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/251
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/251
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?