Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Юшков А.Н. ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ


Содержание:
  1. ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ,
  2. ПО МОЕМУ ХОТЕНЬЮ...

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ,

ПО МОЕМУ ХОТЕНЬЮ...

 

Эта сказка, наверное, про лень и про чудо. Но только в первом приближении.

А ведь в волшебном заклинании есть и «моё хотение», но есть и «щучье веление». И одно без другого невозможно. И один герой без другого невозможен. Здесь есть парность, когда оба персонажа становятся героями в сопричастности друг к другу.

У ребёнка тоже есть желания и «хотения». Но где он возьмёт силу? А на что сила взрослому, если рядом нет ребёнка? Только в сопричастности, только в преемственности ожиданий и возможно чудо. Но творит волшебство сам ребёнок. Взрослый же здесь присутствует незримо.

— В наших озёрах и реках живут местные крокодилы. Даже хуже. И зовут их ...

Урок природоведения хорошо начинать с рисунка на доске. Сегодня — это кусочек подводного мира.

Или же раздадим детям листы с рисунками. Основная часть листа — место (рамка с оттенением) под детский рисунок. В этой рамке — очень контурно нарисована взрослая щука (с характерными для этой рыбы пропорциями тела), штрихами — водоросли, как-то намечена глубина (толща) воды. Главное, чтобы щука была нарисована с «характером» («злобные» глаза, пасть в ухмылке, а в целом — настоящая, биологически правильно нарисованная щука). Рядом (справа) может быть карикатура рыб, «лопающих» друг друга, под ней — подпись «А дальше?»

Щука зубастая

В омуте шастала.

Плавала-ходила

Злее крокодила.

Пескаря искала,

С голода икала…

(М.Трофимов)

Короткое отступление:

В некоторых славянских языках слово «щука» означает «натравливать», «науськивать», «пугать».

«Щука проглатывает всё, что может схватить: всевозможных рыб, не исключая и себе подобных, лягушек, птиц, даже мелких млекопитающих».

(А. Брэм)

— Щуки охотятся на других рыб или просто рыщут в поисках еды? Кто что скажет по этому поводу? Как это можно изобразить?

Попробовать найти разницу между словами «охотятся» и «просто рыщут» не слишком простая работа для первоклассников. Но именно благодаря таким заданиям нарабатывается умение вслушиваться и вчитываться в текст, подмечать его нюансы, понимать специфику каждого слова.

Например, всем известно, что улитки — брюхоногие животные. А что значит — брюхоногие?

Эта же становящаяся и развивающаяся способность позволит потом вашим третьеклассникам читать тексты учебников за 6-7 классы и обсуждать, на какие вопросы эти тексты отвечают, а на какие — не отвечают. Что в этом тексте утверждается, а что — только предполагается.

Однако обсуждать разницу смыслов, удерживая её только в словах, трудно. И здесь помогает жест; помогает изображение слов. То, что сложно произнести, можно изобразить. Поэтому, если вы заинтересованы в том, чтобы привить детям чувствительность к словам, не жалейте времени на изображение этих слов. Но слова должны быть парными, чтобы было что с чем сравнивать и различать.

— Отчего у щук такой зловредный характер? Быть может, они рождаются такими? Сочините об этом историю.

— Щуки мечут икру в количестве от семнадцати до двадцати с лишним тысяч икринок. И, в отличие от настоящих крокодилов, не заботятся о потомстве. Интересно, почему?

Отведём время на рисование щуки и щурят. С обязательным дорисовыванием фона, на котором и видны эти рыбы.

Кто-то рискнёт рисовать на доске, кто-то предпочтёт рисовать в тетради.

— При всей злобности характера щук, они, почему-то, становятся героинями многих сказок. Каких?

— В какой сказке словом можно превращать обычные вещи в волшебные?

— Почему в сказках именно щука обладает умением придавать словам волшебную способность?

«Утверждают, что щуки очень долговечны, и продолжительность жизни их исчисляется в 100 лет».

(А. Брэм)

Подзаголовки
  1. Рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками
Страницы: « 1 ... 18 19 20 21 (22) 23 24 25 26 ... 51 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/251
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/251
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?