Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Юшков А.Н. ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ


Содержание:
  1. ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК!
  2. КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЁТ?

ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК!

КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЁТ?

 

Скажите, дети уже привыкли к помещению группы или класса? Они уже знают, где их рабочее место, где сидят их товарищи? Украсились ли стены рисунками ваших детей? Если речь идёт о первоклассниках, то насколько свободно и уверенно чувствуют себя они на переменах? Подходят ли во время перемен к доске? Могут ли они, есть ли у них возможность что-то нарисовать на ней? Нашли ли дети свои уголки, где можно побыть втроём или одному? Стало ли ваше учебное помещение теремом-теремком для самих детей?

 

Одним из итогов сегодняшнего разговора окажется нарисованный на доске, а затем — на большом листе ватмана ландшафтный рисунок-схема. Основное пожелание — рисунок должен включать в себя разнообразные места обитания живых существ, космическое пространство (например, как на втором рисунке) и быть структурирован по ярусам (как, например, на первом рисунке).

Рисунок размещается в выбранном всеми уголке класса, там, где это красивее всего. В дальнейшем мы постоянно обращаемся к этому рисунку-схеме и размещаем на нём всех животных, о которых шла речь на уроках. Так возникает общее поле воспоминаний о всех случившихся разговорах. И это же — повод для включения воспоминаний в новые сюжеты.

Занятие может начаться с воспоминаний о сказочных домах.

— Давайте вспомним сказочные дома-терема (терем семи богатырей, дом разбойников из сказки «Бременские музыканты», дом гномов, избушка трёх медведей).

— Где все эти дома находятся? Почему?

Нарисуем на доске кусочек поляны с теремом-теремком в углу. Этот рисунок на доске — начало будущего рисунка-схемы для уголка природоведения.

Вариант оформления. На всю ширину рисунка — ландшафт: горы, озерцо-лужа, трава и цветы. Рисунок по технике исполнения простой, как основа для детского рисунка. В углу — очень небольшой и очень игрушечный (под листом лопуха?) терем-теремок.

Слева — биологически правильные рисунки домиков животных (гнездо рыбы-колюшки, воздушный колокол паука-серебрянки, гнездо птицы ткачика, гнездо ос, гнездо цапли).

Этот же рисунок, но несколько изменённый, понадобится в нашем разговоре о стрекозах («На золотом крыльце сидели»).

— Вот кусочек волшебной поляны; на ней стоит терем-теремок, а дальше — самая настоящая поляна. Мы с вами знаем, что на полянах, на лужайках живут самые разные существа. Кто они?

— Что для них эта поляна? У них есть свои собственные жилища? Где здесь живут ящерицы и улитки? Кто изобразит этих существ?

Спросим детей, кто из них хочет побыть стрекозами, кто — бабочками? А кем ещё можно побыть? Попросим показать, как летают, бегают, плавают, растут выбранные существа.

— Скажите, над чем вы летали, где бегали, в чём плавали?

Заселение поляны может происходить и другим способом. Каждая группа детей (или пара) совещается о том, кто может жить на этой поляне. (И не только на поляне, ведь вдалеке видны горы, на рисунке есть небольшое озерцо и т. д. Выбор ведь зависит и от желания удивить соседей). Затем задуманное животное изображается мимикой, жестами, походкой. Остальные отгадывают и соглашаются — не соглашаются о возможности-невозможности жизни этого животного в этих местах.

— Скажите, кто может жить на больших деревьях, в них и под ними?

— Давайте рассмотрим рисунок. Кто знает, что за животные изображены на рисунке, чьи домики вы узнаёте? (Обсудите это в группах в течение трёх минут).

— Кто построил животным эти домики?

— Если продолжать наш рисунок вправо, влево, вверх и вниз, что мы ещё можем нарисовать? Где лучше нарисовать пустыню, тропики и Антарктиду?

 
— Послушайте историю:

В высоком старом лесу пять этажей.

Пятый этаж — это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов.

Четвёртый — кроны деревьев пониже: клёна, берёзы, осины, рябины.

Третий — кусты и совсем молоденькие деревца.

Второй и первый — травы, цветы, мхи.

Во всяком лесном «доме» есть что-то вроде подвала.

Тут прячутся корни зелёных обитателей леса.

На каждом этаже есть квартиры, и в каждой — свои жильцы.

— Кто они?

— Давайте сделаем уголок природы в своём классе. А этот рисунок, получившийся у нас на доске, нарисуем на листе ватмана и будем заселять его разными животными.

— Как выглядели эти места 1000 лет назад? Кто жил здесь в те времена? Были ли у этих животных жилища? Терем-теремок в те времена уже был?

На занятиях по природоведению широко использовались персональные календари природы. Что из этого получалось, известно каждому. А что если иметь только один календарь, в уголке природы?

Подзаголовки
  1. Рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками
Страницы: « 1 ... 9 10 11 12 (13) 14 15 16 17 ... 51 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/251
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/251
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?