Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Юшков А.Н. ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ


Содержание:
  1. СКАЗОЧНАЯ ЖИЗНЬ В ВОЛШЕБНОМ ЛЕСУ

СКАЗОЧНАЯ ЖИЗНЬ В ВОЛШЕБНОМ ЛЕСУ

 

Вы когда-нибудь бывали в волшебном лесу? Вспомните себя первоклассниками и первый день в школе. Разве не похоже это на странный волшебный мир, где многое совсем не так, как было раньше?

Что такое Волшебный лес для дошкольников? На наш взгляд — это то, что позволяет удерживать дошкольные формы мировосприятия, понимания, рисования. Волшебный лес — образ речи, система слов, понятная и знакомая большинству шести-семилетних детей. Именно отталкиваясь от понятного и в то же время загадочного и таинственного, можно переходить к иным формам понимания, иным способам анализа окружающего мира и самих себя.

 

Но «Волшебный лес» не вытесняется из сознания детей, не замещается иным пониманием, он продолжает сосуществовать рядом с «научным» взглядом на известные события, делая тем самым их странными и загадочными. Именно сопоставление реального и сказочного даёт возможность увидеть реальное во всей его несводимости к тривиальным толкованиям и объяснениям.

Парадоксальность сопоставления волшебного и реального на уроках природоведения обеспечивает возникновение новых смыслов, новых идей, собственно детских высказываний и детских вопросов:

— А могут ли уставать молекулы?

— Как паук не запутывается в своих восьми лапах, когда бежит?

— Как у бабочек получаются цветные крылья?

— Могут ли заболеть микробы?

— Может ли ядро Земли уплыть из центра к краю?

Развитие образов волшебного леса, волшебного моря, реки, берега продолжается в течение всего учебного года и дополняется новыми обстоятельствами.

— Найдите к следующему занятию рисунки волшебных лесов. Принесите их в группу (класс). Что в каждом рисунке особенного и нового?

— Море в сказках... Принесите эти разные волшебные моря.

— Волшебные реки....

Предложим и мы свой рисунок волшебного леса. Например, такой: с избушкой на курьих ножках; море-окиян, остров Буян с общеизвестным дубом и сундуком, который видно между листьями; вдалеке — каменный остров и замок на нём. Быть может, каменный остров в профиль похож на Кащея Бессмертного.

В волшебном лесу — что-то волшебное, например, антропоморфные грибы. А вот катится на переднем плане и волшебный клубок Бабы-Яги.

Хорошо бы предложить детям подобный рисунок в качестве раздаточного материала: сделав его наполовину цветным, наполовину — чёрно-белым, контурным (чтобы можно было его дораскрасить).

Ну а теперь на доске рисуем Волшебный лес. Лес рисуется «вдогонку» за предложениями детей; расположение этих деталей может также обсуждаться с выяснением того, что будет на заднем плане, что на переднем, что будет видно на горизонте...

Не забудем заколдованные замки, огненные реки и остров Буян.

— Кто живёт в Волшебном лесу?

— Верно ли, что Избушка на курьих ножках — живая? Как с ней надо разговаривать?

— В Волшебном лесу есть что-нибудь неживое? (Обсудите это в группах в течение трёх минут).

Вопрос о неживом в волшебном лесу позволяет превратить детям, например, живых улиток в неживых, но ползающих.

Или — клубок — он не живой, но волшебный. Потому что «сам» катится и дорогу показывает. Но «самость» здесь особого рода, не внутренняя, биологическая, но и не внешняя, физическая. Она — волшебного рода, олицетворение особых сил, добрых или злых.

— Как, при помощи чего в волшебном лесу можно отличить волшебные предметы от обыкновенных?

— Как, где клубок приобрёл «своё» волшебство? Кто с ним поделился этим волшебством?

Клубок бросают как физическое тело, но катится он «сам», выбирая дорогу, меняя направление своего движения, подскакивая и перепрыгивая препятствия.

— Как катится волшебный клубок? Что с ним будет, если он зацепится за ветку?

Волшебный лес наполнен различными силами, влияющими и управляющими всей жизнью в нём.

— Где в волшебном лесу находятся добрые силы, а где — злые?

Волшебный огонь, как продолжение добрых или злых сил. Как преодолеют это препятствие волшебные клубки добрых и злых сил? Возникает полярность смыслов — добрый огонь — добрый клубок; злой огонь — злой клубок. А если всё вдруг перепутается? Что произойдёт?

Все эти смысловые пары и оппозиции дети могут достаточно легко обсуждать и удерживать дуализм ситуации разговора и парадоксальность формулировок: «Добро не любит зло; но не любить ещё не означает быть злым».

— Добрые и злые тропинки… Что произойдёт в точке их пересечения? А если это произойдёт второй раз и третий?

Тропинка или дорога всегда приводит к развилке и камню с тройственным выбором. Но с обратной-то стороны камня ничего не написано. Тогда получается (если «читать» ситуацию справа налево, т.е. в обратную сторону), что это три дороги сошлись в одном месте и возникла одна дорога, наполненная противоречивыми вариантами выборов. И по ней-то герой и движется, но уже слева направо.

Именно на фоне этих разговоров возможны выходы на проблемы превращений, циклической смены состояний, временных и пространственных характеристик превращений, т.е. всего того, что составляет «метапредметную» наполненность курса естествознания.

По ходу рассуждений у детей на каждом конкретном занятии набираются слова, рождённые ими самими; они-то и будут являться их «собственными» опорными словами. Взрослому очень важно услышать эти слова и разговор строить, опираясь именно на эти слова. Ибо другие, более научные, им (детям) скучны. Потому что это чужие слова.

— Принесите к следующему занятию рисунки с волшебными, сказочными домами.

Подзаголовки
  1. Рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками
Страницы: « 1 ... 8 9 10 11 (12) 13 14 15 16 ... 51 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/251
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/251
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?