Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Юшков А.Н. ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ


Содержание:
  1. СТРАШНО... ВЕСЁЛЫЕ ИСТОРИИ

СТРАШНО... ВЕСЁЛЫЕ ИСТОРИИ

 

В первый класс учителя «возвращаются» из четвёртого. Наши воспоминания предыдущего года не совпадают с новыми обстоятельствами. Ведь хочется, чтобы дети сразу же демонстрировали способность легко включаться в разговор, способность слушать и слышать, способность к рассуждениям с использованием логических правил, способность держать тему разговора, не переопределяя её и т. д.

Но нам также понятно, что первый класс — это пространство, где только начинают складываться данные способности. И требуется немало времени, чтобы возникли ожидаемые нами педагогические эффекты. И для этого требуется неторопливая и осмотрительная работа взрослого, требуется понимание того, что поспешность всегда чревата негативными последствиями.

 

Тараканы прибегали, все стаканы выпивали.

А букашки по три чашки...
 

Все куда-то спешили, торопились, мчались, как будто опасались чего-то. А ведь было чего опасаться... Паука-то и не заметили.

И наши первые уроки не должны быть торопливыми. Эта торопливость, поспешность не может быть оправдана никакими методическими требованиями и объёмом учебного материала. Ведь сейчас закладываются фундаментальные условия для становления общего темпа и ритма занятий, условия для будущей продуктивной деятельности, условия, обеспечивающие включённость большинства детей в разговор.

В этом смысле уроки в первом классе (а тем более занятия в подготовительной группе детского сада после летнего расставания) — это всегда установление контактов детей друг с другом, принятие других и себя, поиск поля общих интересов, возможность предложить себя в качестве интересного рассказчика и заинтересованного слушателя. Первые уроки — это большой риск оказаться в роли постороннего.

Именно поэтому для первых разговоров мы предлагаем детям принципиально знакомые им тексты. Но с неожиданными поворотами и новыми вопросами.

 

Необычные истории приключаются в жизни живых существ. Например, вот такие:

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…

— А что было дальше? Где всё это происходило?

— Договоритесь, кто за кем будет рассказывать эту историю. Расскажите её до конца.

— Кто покажет сценку из истории про Муху-цокотуху?

— Муха-цокотуха — городская муха?

— Откуда прибегали тараканы?

— Как выглядят «жучьи» чашки? Из чего они сделаны?

— Велика ли сила у комара?

Рассмотрите картинки в книгах, которые вы принесли из дома. Какие лапы у сказочных жуков, паука? Найдите, рассмотрите, покажите друг другу. Нарисуйте это на доске (предпочтительнее, чтобы работа велась в группах в течение заранее оговорённого времени).

— О чём ещё можно спросить друг друга?

Сказочные образы жуков и их лап превращаются в фон, на котором становятся заметными реальные живые существа и их морфологические особенности.

— Как меняются животные (звери, насекомые), когда они попадают в сказку?

— Какие лапы у жуков природных?

Сказочный контекст позволяет детям рассматривать живые объекты не как внешние обстоятельства их жизни, внешний глухой антураж, но как существ, наделённых собственной жизнью, как что-то иное по отношению к человеческой жизни. И это делает этих существ интересными и загадочными.

О чём можно спросить друг друга, вспоминая про Муху-цокотуху?

— Верно ли, что насекомые живут своей жизнью? А кто это видел своими глазами?

— Дорисуйте картинку. Что находится за границами этого рисунка?

Сам рисунок (точнее основа будущего детского рисунка), который можно использовать в качестве раздаточного материала, дан контурно, в простом техническом исполнении. Важно только, чтобы сама эта «подложка» помогала детям в их работе.

Подзаголовки
  1. Рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками
Страницы: « 1 ... 7 8 9 10 (11) 12 13 14 15 ... 51 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/251
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/251
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?