Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Филякина Л. БЕСЕДЫ СТАРОГО СТРАННОГО УЧИТЕЛЯ


Беседа девятая. Нужны ли детям учителя из педучилищ?
Содержание:
  1. Не вполне риторическое восклицание
  2. Ответственность перед Богом
  3. Иду, чтобы отдать
  4. Кто дал право?
Информация об авторе: Л. Филякина
Имя Лидии Константиновны Филякиной знакомо многим педагогам страны. Все в ее профессиональной жизни шло наоборот. Закончив физфак пединститута, Лидия Константиновна работала в старших классах. А затем, неожиданно для коллег, стала «спускаться». Сначала в среднюю, потом — в начальную школу.

Не вполне риторическое восклицание

Вчера эти восемнадцатилетние девочки боялись учителей, теперь боятся учеников. А из страха рождается устрашение

Закончившие педучилище учителя и учившие их преподаватели, прочитав название этой беседы, наверное, сразу дружным строем приготовились к отпору-отповеди. А зря! Я ведь ничего не имею против педучилищ. Там должны готовить младших воспитателей, нянь, гувернанток, лаборантов для пединститутов – но не учителей! Не дают же выпускникам медучилищ скальпель в руки и не предлагают делать операцию на сердце!

Время, когда не хватало учителей с высшим образованием, как мне кажется, давно прошло. В каждом городе есть свой пединститут, выпускников которого вполне должно хватить, чтобы заменить уходящие на пенсию кадры.

Ответственность перед Богом

Чего же недостает для работы с детьми девочкам из педучилищ? Оказывается, многого!

Из средней школы отсеивают учеников, набирая два десятых из трех–четырех девятых. Эти подростки еще не могут работать и ищут себе место. Дети эти явно не из самых способных. Троечницы, подчас с плохой уживчивостью с людьми, устремляются в педучилища, вовсе не думая, что уже через три года им предстоит работать с живыми детьми. Сейчас им важно отсидеться на время все равно где.

Учат в педучилищах жестко, заставляя вызубривать методики. И ведь может оказаться так, что через три года наши «учительницы» с той же, но уже не просто жесткостью, а подчас и жестокостью начнут возвращать детишкам всю свою ненависть к не разглядевшим их педагогам. Все эти девочки переживали свою неуспешность в школе, страдали, что они не такие, как все. И теперь станут отливать эти слезы на детях. Есть такая опасность? Еще как есть!

Вы можете представить себе учительницу, беседующую с психологом, забыв при этом, что она в наказание заперла ребенка в туалете? А я наблюдала это собственными глазами. Для таких выпускниц заветная мечта – дети-куклы, которых можно дергать за веревочку. Живой, талантливый, умный ребенок их особенно раздражает.

Или вот еще картинка. Перед строем детей, вытянувшихся в линеечку, ходит учительница со словами: «Где ваши родители? Почему я за вас должна отвечать?!»

А и правда, почему? Сама постановка вопроса говорит о том, что учительница не понимает смысла своей профессии, ее предназначения. Когда человек идет работать с детьми, он, прежде всего, должен осознать всю ответственность этого шага: тебе доверили ребенка, и ты несешь за него полную ответственность перед Богом, родителями и своей совестью! В чем же состоит эта ответственность? Прежде всего – не навредить ни телу, ни душе.

Иду, чтобы отдать

Начальная школа – самый первый, но и самый ответственный период не только в жизни детей, но и в жизни школы. Какой уклад сложится в первом классе – такой и настрой будет у детей на всю школьную жизнь. Именно в первом классе закладывается будущее всех учеников школы. И вот такое ответственное дело разве допустимо отдавать в руки девочек-троечниц, без образования, без должной ответственности, и часто без желания работать.

Они приходят к малышам в восемнадцать лет, сами не созревшие к самостоятельной жизни. Они откровенно говорят: «Я боюсь их (детей)!» Учитель должен идти в класс с другим настроением: «Я иду к вам, чтобы отдать то, чему научился сам». А чему за три года научились девочки, если в школе они едва-едва вызубривали без понимания школьную грамоту? Вчера они боялись учителей, теперь боятся учеников. А из страха рождается устрашение.

С чего обычно они начинают свою педагогическую деятельность? Им надо завладеть классом! Они так и говорят: «Я уже владею классом!» Как будто класс – это не живые дети, а гробница с мумиями.

«Вечно ты невпопад!»

Новоиспеченным учительницам бывают страшны не только дети, но и арифметические задачи!

Вот они говорят, что «эта задача – про движение – очень трудная». Они и, правда, одолевают ее на пределе своих возможностей. И если находится ученик, осмелившийся первым найти решение (да не одно!), то он, этот умный мальчик, рискует стать врагом номер один. Именно его теперь начинают осаживать и одергивать, походя убивая детский, непосредственный интерес к математике.

Зато: «Я справляюсь с классом!» Да с кем же там надо справляться, в младших-то классах?! С живым, смышленым, талантливым ребенком, что ли?

На стене висит картина «Девочка Нина штопает носки». Учитель дает задание найти по ней слова с буквой «н». Сама она нашла пять слов. Они все легко угаданы, ведь учительница их показывала указкой.

Один из мальчиков, вылезая из-под парты, спешит включиться в работу и тянет руку. Не выдержав, кричит: «Нос!» Но это слово учительница сама не нашла и поэтому сказала: «Вечно ты, Петя, невпопад!» Интересно, что бы она сказала на слово «конец». Верно, ее хватил бы удар.

Выходцы из педучилищ ограниченны. Они сами читают мало и предлагают детям списочный набор книг для чтения, ограничивая и детей. Часто они ошибаются при записи на доске. Присутствуя на уроке такой учительницы, я попала в неловкое положение. Девочка, сидящая рядом, спросила меня: «Скажите, пожалуйста, как пишется это слово. У меня оно написано правильно, а учительница исправила его. Как мне быть?»

Я предложила девочке подойти к учительнице со словариком, где есть это слово.

Кто дал право?

Самое страшное, что учителям начальных классов дано право отправлять детей в школы для умственно-отсталых. Раньше достаточно было учительского письма к врачу с обоснованием – и все, клеймо на ребенке на всю оставшуюся жизнь! А кто, собственно, дал право судить?!.

В 18 лет девочки еще сами дети. Их многое может раздражать: например, неловкость малышей, «капризы», слезы, непослушность, тугодумие, неумение зашнуровать ботинки, пользоваться носовым платком, нетерпение. Порой они не отпускают детей на уроке в туалет. А уж если что случится, то, бывает, что первые издеваются над и так смущенным ребенком. Ведь материнские чувства им еще не ведомы.

Да, они учат детей – но какой ценой! Ничего удивительного в том, что подростки потом все издевательства сполна возвращают учителям – правда, уже средней школы.

Так, может быть, лучше начать думать о детях прямо с первого класса? И допускать в начальную школу людей, во-первых, только с высшим образованием, а во-вторых, достигших ну хотя бы 22-летнего возраста? Ведь это так важно, чтобы с первых дней учебы рядом с малышом был терпеливый, образованный, умный, интеллигентный учитель!

У меня просьба ко всем, чья душа болит за маленьких учеников. Пишите, звоните, высказывайтесь и рассказывайте честно о своих встречах с такими горе-учительницами.

Ваша Л.К.

Подзаголовки
  1. Беседа первая. Рождение
  2. Беседа вторая. Знакомство
  3. Беседа третья. Первые занятия в прогулках и переменках
  4. Беседа четвертая. Терпение, терпение и еще раз терпение
  5. Беседа пятая. Авторитет и авторитарность
  6. Беседа шестая. Оценка отметке рознь
  7. Беседа седьмая. Любовь? Дружба? Понимание
  8. Беседа восьмая. Каждый раз одно и то же?
  9. Беседа девятая. Нужны ли детям учителя из педучилищ?
Страницы: « 1 ... 6 7 8 9 (10)
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/28
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/28
начальная школа
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Л. Филякина & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?