Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Филякина Л. БЕСЕДЫ СТАРОГО СТРАННОГО УЧИТЕЛЯ


Беседа восьмая. Каждый раз одно и то же?
Содержание:
  1. Ответ на свой давний «студенческий» вопрос
  2. Не ошибки, а версии
  3. Поиск паутинок
  4. Удивляемся вместе
  5. Федот тот, да не тот
Информация об авторе: Л. Филякина
Имя Лидии Константиновны Филякиной знакомо многим педагогам страны. Все в ее профессиональной жизни шло наоборот. Закончив физфак пединститута, Лидия Константиновна работала в старших классах. А затем, неожиданно для коллег, стала «спускаться». Сначала в среднюю, потом — в начальную школу.

Ответ на свой давний «студенческий» вопрос

Учитель-фантаст всегда на равных с детьми включается в работу. И удивляется наравне с ними, если при этом открывает для себя что-то новое.

…Учитель – это даже не образ жизни, это диагноз. Для меня профессия эта – настоящий подвиг! Надо каждый день ходить на работу. Представь себе, он… нет, чаще она… Кстати, почему она? Потому что более терпеливая?.. Так вот, каждый день она приходит в класс, созерцает не слишком-то смышленые физиономии, объясняет из года в год одно и то же. А потом возвращается домой и исправляет в тетрадях все те же ошибки. С ума можно сойти!..

«Учительская газета» № 50,

из интервью с Тимом Собакиным

После второго курса я решила уйти из пединститута. Этому предшествовало следующее событие. В студенчестве я много размышляла об учительской жизни и пришла к такому же выводу, что и Тим Собакин: учитель всю жизнь объясняет одно и то же. Вот об этом – «Не надоело ли Вам повторять из года в год одно и то же?» – я и спросила одного из наших лекторов в записке.

Прочитав ее, лектор побледнел и ледяным голосом приказал встать написавшему. Я поднялась. А дальше, уже на перемене, вся группа собралась обсуждать мой поступок и выгонять меня из комсомола и из института. Я с удивлением смотрела на своих сокурсников: «О чем это они?!» Но одна вещь меня действительно встревожила: обиделся преподаватель. Я поехала к нему домой… Урок, который я извлекла, заключался в том, что нельзя обижаться ни на какие вопросы, если ты назвался учителем. А ответа на свой вопрос я тогда так и не получила…

А вот теперь, в словах Тима Собакина, я услышала созвучную версию о жизни учительской: «Одно и то же повторяешь, ошибки одни и те же исправляешь».

Не ошибки, а версии

Начнем с ошибок. Ошибки никогда не бывают одни и те же. Они всегда личные. Учительское дело – найти персональный подход к каждой личной ошибке своего ученика. К тому же одно из основных свойств учителя (как ни странно) – учиться учить учащегося на его ошибках, а не чужих. Как это потом человеку поможет!

Да и у наших новых учеников есть чему поучиться. Не верите?! Тогда сделайте такое задание: запишите предложение к звучанию [атвар’и]. Скорее всего, у вас сразу возникнут две грамматические версии.

1. «Отвари сосиску! Отваришь ты ее наконец или нет?»

2. «Отвори дверь! Затвор не забудь принести».

Вот, пожалуй, и всё!

Но когда вы встречаетесь с детьми шести-семи лет, для которых язык нечто живое, то с удивлением обнаружите еще не один вариант.

«Давно нет писем от Вари!», «Принеси отвар и булочку», «О твари подумай, прежде чем о себе». А еще вам, наверное, не пришло в голову такое: «А твари все уползли».

А вот и мое включение в тему разговора. «Жатва риса в полном разгаре!»

Так о каких же ошибках может идти речь? У детей нет наших ошибок. У них есть запись озвучек. Например, слово из трех букв «ещё» можно записать четырьмя, если слышится [исчо], или даже пятью, если слышится [истчо].

Поиск паутинок

Работа учителя заключается в том, чтобы соединить самоценную культуру вновь пришедшего учиться 6–7-летнего человека с общенациональной культурой письма данного народа. Здесь нет не только шаблона, но возникает азарт обучения именно этого конкретного ребенка. Это поиск подходов, своего рода паутинок, за которые можно ухватиться.

Вы можете сказать: «Ну, в языке-то еще можно найти что-то для интереса, а вот в математике – считай да считай, ошибся – пересчитывай! Скучно!» Думаете скучно? Ну давайте изучать таблицу умножения. И возьмем самую трудную – «умножение на девять».

Вот только договоримся, что дети сами будут ее изучать. Как это сами? Они сядут за столики в свои компании и будут в четверках искать особенности этой таблички. Затем по порядку расскажут одна группа другой о своих находках. (Не поленитесь и вы, загляните в конец тетрадки по математике и порассматривайте табличку. Одному вам будет несподручно. Пригласите на этот просмотр своего сына или дочку.)

Учитель-фантаст всегда на равных с детьми включается в работу. И удивляется наравне со своими подопечными, если при этом открывает для себя что-то новое. А это и немудрено: ведь он работает с детьми, а значит, с будущим!

В то же время он уже не раз встречался с будущим, это и есть его опыт. Поэтому, с другой стороны, неплохо было бы учителю иметь и свой «рояль в кустах».

Итак, начнем разглядывание.

Удивляемся вместе

а) Поставьте зеркало вертикально, рядом с таблицей умножения на девять. Загляните в него.

рис. на стр. 7 рукописи

б) Пробегитесь глазами по десяткам сверху вниз, а по единицам – снизу вверх.

рис. там же

в) Посчитайте сумму цифр каждого результата.

рис. там же

г) Нарисуйте в поле сотни все результаты и обозначьте эти числа цветными карандашами.

рис. там же

д) Сравните от середины таблицы верх и низ.

рис. на стр. 8 рукописи

е) А вот обещанный «рояль в кустах». Теперь и моя, учительская, мелодия включается в оркестр. Я дарю детям возможность выучить таблицу на своих собственных руках, чтобы они могли воспользоваться этим в любой момент, как только им понадобится.

рис. там же

9 х 3 = 27

Ладони держим перед глазами и отсчет ведем слева направо, как читаем. Кто первый понял – научит следующего. И так, пока не научатся все.

(Ответы на разглядывание таблицы умножения на девять:

а) В зеркале симметрично отражается 18 – 8……… (см. на стр. 10 рукописи) таблица как бы прочитана снизу вверх.

б) SYMBOL 175 \f "Symbol" \s 14ЇSYMBOL 173 \f "Symbol" \s 14­ снизу вверх то же самое, что сверху вниз.

в) У чисел, которые делятся на девять, сумма чисел всегда 9.

г) см. оборот стр. 10 рукописи.

д) Симметрия результатов (рис. на стр. 10 рукописи).

е) Руки перед собой ладонями к себе. Если умножаем на 3, то опускаем на ладонь третий палец (если на 4, то четвертый и т.д.). Число пальцев до зажатого соответствует десяткам в произведении 9 на 3 (27), а число пальцев после зажатого – числу единиц (27.)

P.S. А кто надоумил меня так разглядывать таблицу? И кто придумывает всякие необычные предложения к тем или иным озвучкам? Все те же милые, симпатичные и очень даже смышленые детишки. Вот так-то!

Федот тот, да не тот

Ну а насчет того, что учитель каждый день из года в год приходит в класс и повторяет одно и то же, я скажу так.

Настоящий учитель всегда на работе. Как у любого творческого человека, его рабочий день не ограничен часами. И каждый день он приходит уже немножко не в тот класс, в каком был вчера, и следующий урок у него уже не такой, как предыдущий. Потому что и днем, и ночью он думает о своих подопечных. Думает о том, как сделать школьное время настоящей жизнью, а не пустым препровождением времени. Думает о том, как сделать так, чтобы уроки не превращались для детей в оброк. И как сделать, чтобы и ему, учителю, не было бы скучно с детьми.

Включайтесь в жизнь ваших учеников, и ваша учительская жизнь станет богаче, интереснее, добрее!

Подзаголовки
  1. Беседа первая. Рождение
  2. Беседа вторая. Знакомство
  3. Беседа третья. Первые занятия в прогулках и переменках
  4. Беседа четвертая. Терпение, терпение и еще раз терпение
  5. Беседа пятая. Авторитет и авторитарность
  6. Беседа шестая. Оценка отметке рознь
  7. Беседа седьмая. Любовь? Дружба? Понимание
  8. Беседа восьмая. Каждый раз одно и то же?
  9. Беседа девятая. Нужны ли детям учителя из педучилищ?
Страницы: « 1 ... 5 6 7 8 (9) 10 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/28
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/28
начальная школа
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Л. Филякина & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?