Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Филякина Л. БЕСЕДЫ СТАРОГО СТРАННОГО УЧИТЕЛЯ


Беседа седьмая. Любовь? Дружба? Понимание
Содержание:
  1. Картинка 2. Мамы в песочнице
  2. Может быть, лучше подождать?
  3. Самое главное
  4. Ревность – как быть?
Информация об авторе: Л. Филякина
Имя Лидии Константиновны Филякиной знакомо многим педагогам страны. Все в ее профессиональной жизни шло наоборот. Закончив физфак пединститута, Лидия Константиновна работала в старших классах. А затем, неожиданно для коллег, стала «спускаться». Сначала в среднюю, потом — в начальную школу.

Учитесь понимать своих учеников. И они в ответ будут более понятливы в вашем предмете. Сочувствуйте им. И тогда они будут внимательны к вам.

Принимая на работу учителя, директора школ нередко спрашивают его: «Любите ли вы детей?» О какой любви спрашивают нас? Можно ли ее сравнить, например, с материнской – жертвенной – любовью?

Когда малыш болеет, мама волнуется. А в повседневной жизни?

Мне всегда представляются картинки «Молодые мамы на прогулке с детьми».

Картинка 1. Мамы с колясками

Мамы с жаром беседуют друг с другом, пересказывая последние новости. Нередко курят. А дети в колясках, даже если не спят, то рассматривают окружающее. Только крик ребенка может заставить мам отвлечься от беседы.

Казалось бы, прогулка – какое благодатное время для общения с сыном или дочкой! Мама не занята ни работой, ни стиркой, ни готовкой, ни уборкой. Можно спокойно, вместе разглядывая окружающее, занять своего малыша, а не подруг.

Картинка 2. Мамы в песочнице

Малыш подрос и уже несет свои игрушки. Вот он все высыпал: ведерко, лопатку, формочки. Копает, лепит – играет.

И тут приходит другой малыш со своей мамой. И тоже выкладывает свои игрушки.

Мамы сидят у разных углов песочницы или рядом на лавочке. Пока дети играют порознь – все в порядке. Но вдруг! У второго малыша, оказалось, есть машинка! И первый тянется к ней и хватает ее. Крик! Мамы недовольно смотрят на детей.

Первая кричит своему: «Отпусти, не твое! Отдай машинку!» Вторая – своему: «Успокойся! Он сейчас отпустит! Не плачь!»

Сегодня редкая мама скажет: «Дай ему поиграть! Он посмотрит, поиграет и отдаст тебе». Или: «Поменяйтесь! Пусть он поиграет в твою машинку, а ты полепи из его формочки».

А от иных бабушек в адрес покусившегося на чужую машинку малыша нередко можно услышать и такое: «Что ты пристал к мальчику! Пусть родители тебе купят машинку – тогда и играй. А то на всех не напасешься».

О чем это я? Да все о том же – о любви! Ведь эти дети придут к нам, учителям. Они ждут от нас именно такой любви: «Ты – только для меня и не иначе». Готовы ли мы к такой однобокой любви? Может быть, правы те учителя, которые готовят себя не только к труду, но и к обороне?

Смотрите, как интересно! Тот, другой мальчик, без машинки, ведь он тоже приучается мамой не вступать в общение: занимайся собой и не обращай внимания ни на кого. И он тоже наш будущий ученик.

Картинка 3. Еще более повседневная

Мама, нагруженная сумками, ведет сына или дочь из сада домой. Ребенок оглядывается по сторонам. Ему все любопытно: машины, люди, животные. Он тянет маму туда, где ему интересно.

Но целеустремленная мама дергает его за руку, не обращая внимания на его слова, не слыша его: «Да иди же ты быстрее, наказание ты мое! Я и так устала за день, а тут еще ты!» И ребенок, привыкая к невниманию, отгораживается, отрывается от взрослых. Зато дома – телевизор с компьютером. Спасительный для всех – и для мам, и для детей.

И вот эти-то «оторванные» дети приходят в класс, к нам с вами. Все они нуждаются в нашей любви-жалости. Заласканные домашние дети, может быть, даже в большей степени, чем детсадовские, общественные. Все они нуждаются в нашем внимании к себе. И мы в их внимании тоже нуждаемся не в меньшей степени. А еще в большей степени они нуждаются в заинтересованности друг другом.

Может быть, лучше подождать?

Нынешние школы склонны с первого класса разделять детей на одаренных, просто способных, средних и слабых. Странно это. Ведь решение, куда направить того или иного ребенка, зависит только от одной его встречи с учителем при поступлении в школу. И этот единый миг определяет всю школьную жизнь человека. Вдумайтесь, как страшно! В дальнейшем из «способных» в «средние» и «слабые» переход возможен. А обратный, даже при случайном попадании ребенка в класс коррекции, – никогда. Так как строй занятий в таких классах нацелен не на развитие ребенка, а лишь на некоторое минимальное продвижение в материале.

Поймите меня правильно, я не против специальных классов. Но не с первого дня! Пусть пройдет какое-то время учебы, когда можно разглядеть каждого человека, понять, к чему он склонен. Взрослые считают, что в состоянии сами все решить за ребенка. А, может быть, лучше подождать, когда и он примет участие в решении своей судьбы?

Самое главное

Вернемся в класс! Здесь собрались разные дети, но каждый из них требует от нас участия в его жизни. Мы теперь соучастники одной судьбы. Наша любовь-сочувствие разливается на всех детей без исключения и не становится со временем меньше.

Наше искреннее трепетное отношение к ребячьим удачам и сочувственное – к их пока что каким-то неумениям вызовет в них ответное чувство благодарности. И вот в этом-то процессе и рождается чувство взаимного понимания. Это самое главное.

Ревность – как быть?

Но рядом с любовью тихо крадется ревность и зависть. Почти каждый родитель слышит дома: «А Мария Ивановна к Саше подошла, а ко мне нет!» Или: «Я лучше Катьки читал стих, а она ее похвалила, а меня нет!» – и все в таком духе. Как с этим быть? И вот опять, как мы ни кружимся, а возвращаемся к тому же месту – содружественности людей в классе.

Классные дела нужно строить так, чтобы они были интересны всем. Кроме того, нам придется взращивать тех, кто сумеет помочь другому заботливо и внимательно.

Не предполагайте, что помощниками всегда будут одни и те же. У нас много разных дел и занятий. Кто-то умелец в одном деле, кто-то – в другом. Сегодня я помог, завтра помогли мне. Надо научить детей не стесняться просить помощи. Такие доброжелательные отношения учат пониманию.

А если я помог человеку и у него вдруг случилась удача, то и я радуюсь ей как соучастник. В содружественности нет места зависти. Радость друга – и моя радость.

Учитесь понимать своих учеников. И они в ответ будут более понятливы в вашем предмете. Сочувствуйте им. И тогда они будут внимательны к вам.

Ваша Л.К.

Подзаголовки
  1. Беседа первая. Рождение
  2. Беседа вторая. Знакомство
  3. Беседа третья. Первые занятия в прогулках и переменках
  4. Беседа четвертая. Терпение, терпение и еще раз терпение
  5. Беседа пятая. Авторитет и авторитарность
  6. Беседа шестая. Оценка отметке рознь
  7. Беседа седьмая. Любовь? Дружба? Понимание
  8. Беседа восьмая. Каждый раз одно и то же?
  9. Беседа девятая. Нужны ли детям учителя из педучилищ?
Страницы: « 1 ... 4 5 6 7 (8) 9 10 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/28
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/28
начальная школа
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Л. Филякина & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?