Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Филякина Л. БЕСЕДЫ СТАРОГО СТРАННОГО УЧИТЕЛЯ


Беседа пятая. Авторитет и авторитарность
Информация об авторе: Л. Филякина
Имя Лидии Константиновны Филякиной знакомо многим педагогам страны. Все в ее профессиональной жизни шло наоборот. Закончив физфак пединститута, Лидия Константиновна работала в старших классах. А затем, неожиданно для коллег, стала «спускаться». Сначала в среднюю, потом — в начальную школу.

Авторитарность – это свойство характера. Авторитет – особое приобретение в общении с окружающими. Свойство обслуживать трудно: это всегда оборачивается бойней.

Думаю, что многие учителя обиделись на меня после прошлой беседы. А зря. Я сделана из того же теста, выучена той же школой и вышла из ворот все того же пединститута.

Отомстила

В первый же свой урок на педпрактике я вошла в класс, чтобы отомстить десятиклассникам, сорвавшим накануне пробный урок моей подруге. Вела я урок астрономии в наглой авторитарной манере, предупреждая ученика после его ответа: “Я вас еще не сажала”. За эти предупреждения отметку по педпрактике мне снизили до четверки.

На следующий день ко мне подошла классная руководительница и спросила: “Это вы вчера давали урок астрономии?” Я сразу подумала о том, что класс (стесняюсь сказать “дети”) невзлюбил меня. Но нет. На мое “А что?” учительница сказала, что ребятам урок здорово понравился. Вот так-то!

Я тогда поверила: ведь и мы, обучаясь в школе, уважительно относились к учителям, знающим свой предмет, умеющим его преподнести, умным и даже остроумным. Но мы, как и теперешние школьники, резко отрицательно реагировали на грубость, резкость и хамство по отношению к себе. Такие выходки порождают противостояние. Как аукнется, так и откликнется. Это мне предстояло вспомнить еще не раз…

Не равные, но ровные

Если ученик допускает дерзость без основания, по каким-то своим мотивам, то не лучше ли оставить ее без ответной дерзости? После урока легче будет в беседе выяснить причины этого всплеска эмоций.

Если я понимала, что моя шутливая фраза задела человека, я не стеснялась вслух или на ушко ребенку сказать (без иронии): “Прости меня, я не хотела тебя (или вас, в зависимости от возраста) обидеть, извини за нелепую шутку”. Это снимает агрессию, но ни в коем случае не уменьшает авторитет учителя.

Нам надо постараться установить в классе пусть не равные, но ровные, мирные отношения. Ученики знают нас лучше, чем кто-либо. Мы с ними проводим большую часть времени своей жизни. Спорные вопросы в наших отношениях возникают нередко. Нам, учителям, нельзя от них открещиваться. Спорные вопросы будем решать сообща, без боязни и страха потерять свой авторитет.

С кем останемся?

Я часто слышу от учителей: “Что же мне, терпеть их выходки?”. Я бы ответила: “Несомненно”.

Советую – а сама в молодые годы иначе действовала! Представьте: девятый класс вечерней школы, урок физики и дурацкие вопросы про личную жизнь. Я вылетаю из класса и бегу, ну конечно же к Константину Михайловичу Хелему, нашему замечательному директору. Он меня утешает. Я уже готова снова идти в класс, но не тут-то было. Он говорит: “Раз ушла – жди, когда они придут за тобой с повинной. И завтра жди, и послезавтра жди. И вообще, запомни – твое место в классе. Пусть все уйдут или ты всех выгонишь, но сама ты должна быть на своем рабочем месте”.

Сегодня я, пожалуй, не согласилась бы с моим другом в том, что можно всех выгнать. С кем тогда останемся, для кого будем работать? И кто для кого – мы для них или они для нас – вопрос бессмысленный. Мы нужны друг другу. Но все-таки они нам больше нужны. Мы без них ничто!

Доверены судьбой

Однажды ко мне пришли трое родителей. В то время я работала во втором (не своем) классе (пришлось взять детей, так как их родная учительница ушла).

В классе прибавились два новых ученика, весьма беспокойных. Родители (из числа прежних) встретили меня на лестнице и заявили: “Мы считаем, что Борю надо убрать!”. Я переспросила в той же манере: “Убрать – это как? К стенке, что ли?” (я имела в виду пересадить подальше от всех). Они, перебивая друг друга, взахлеб стали говорить, как Боря обижает их детей. На что я сказала: “Убирать из класса кого-либо из ребят будете только вместе со мной. Они мне доверены судьбой, и любой из детей, в том числе и ваши, находятся теперь под моей защитой и охраной”.

Очень сложно, когда новенькие вливаются в уже готовый коллектив. Непонятно, почему они агрессивны. Это вопросы и вопросы, которые надо осмыслять, решать, но не военными действиями. Главное, чтобы отношения складывались уважительными.

Авторитарность поддерживать легче, чем уважительность. Именно для этого у нас имеются в наличии и дневник, и администрация, и родительские собрания, и даже красные чернила. Если хотите – даже стол в центре класса!

А вот для того чтобы удержать настоящий авторитет, надо быть в форме. Постоянно узнавать новое в предмете. Каждый день готовиться к встрече с детьми. Тут нас могут ждать всякие сюрпризы. Иногда лучше не упорствовать, а уйти от ответа, если он требует обдумывания.

Персональное решение

Так и слышу застрявший в горле вопрос: “Что же нам теперь, хамство терпеть?!” Вопрос, конечно, интересный и крайне сложный. Нет на него однозначного ответа. Каждый случай требует своего персонального решения, особенно когда речь идет о старшей школе.

Если в разговоре со мной девяти-, десятиклассник выругается матом мне в лицо, то я дам ему пощечину. Даже если после этого мне придется уйти из школы. Видимо, хамы это сразу понимают, поэтому язык свой держат за зубами.

А вот в начальной школе для меня выход один – объяснять.

Однажды я вошла в класс, и один из мальчиков выкрикнул неприличное слово из трех букв. Я сделала вид, что не услышала. Но не тут-то было. Ромик: “Это я вам, Л.К., говорю”, – и повторяет слово.

Мне пришлось объяснить, что матерные слова пришли к нам со времен монголо-татарского ига. Наших русских мальчиков татары воспитывали как своих сыновей, обучая убивать настоящих отцов при нападении на русские села. Обучали их этим словам, чтобы дети оскорбляли самое дорогое – матерей и то, что связано с деторождением. Такие слова требуют своего объяснения, как и все другие, с которыми встречается растущий человек. В третьем классе я беседую с детьми (раздельно) об отличии мальчиков и девочек. Мы откровенно говорим о любви (не о сексе), о зарождении и появлении детей. Говорим на языке, понятном данному возрасту.

Итак, принимать любого – грязного, сопливого, необучаемого, неуправляемого. И – держаться, чтобы не взять грех на душу перед Богом.

Свойство и приобретение

Авторитарность – это свойство характера. Авторитет – особое приобретение в общении с окружающими. Свойство обслуживать трудно.

Авторитет легко потерять и трудно восстановить. Авторитарность удерживать тоже трудно. Она всегда оборачивается бойней. Стоишь перед классом, а на душе вечная тревога: вот отвернусь – а они не строят ли мне рожи? Я дала задание – не списывают ли они? Я повернулась в другую сторону – не шепчутся ли обо мне? Уф! И так каждый день.

Давайте-ка лучше каждый день зарабатывать, заслуживать, приобретать авторитет – у учеников, у родителей, у коллег.

Ваша Л.К.

Подзаголовки
  1. Беседа первая. Рождение
  2. Беседа вторая. Знакомство
  3. Беседа третья. Первые занятия в прогулках и переменках
  4. Беседа четвертая. Терпение, терпение и еще раз терпение
  5. Беседа пятая. Авторитет и авторитарность
  6. Беседа шестая. Оценка отметке рознь
  7. Беседа седьмая. Любовь? Дружба? Понимание
  8. Беседа восьмая. Каждый раз одно и то же?
  9. Беседа девятая. Нужны ли детям учителя из педучилищ?
Страницы: « 1 2 3 4 5 (6) 7 8 9 10 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/28
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/28
начальная школа
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Л. Филякина & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?