Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Филякина Л. БЕСЕДЫ СТАРОГО СТРАННОГО УЧИТЕЛЯ


Беседа третья. Первые занятия в прогулках и переменках
Содержание:
  1. Выход найден
  2. Подводный мир
  3. «Морская фигура, замри!»
  4. Общая книжка
  5. Аквариум
  6. Раз–два–три–четыре–пять
  7. Наравне
Информация об авторе: Л. Филякина
Имя Лидии Константиновны Филякиной знакомо многим педагогам страны. Все в ее профессиональной жизни шло наоборот. Закончив физфак пединститута, Лидия Константиновна работала в старших классах. А затем, неожиданно для коллег, стала «спускаться». Сначала в среднюю, потом — в начальную школу.

Вы помните, что в «сложение рук на парте» я не играю. Но в другие игры – пожалуйста. Только игры у нас будут не дидактические, а самые что ни на есть настоящие.

Я пришла в начальную школу зрелой учительницей с пятнадцатилетним стажем. Мне удавалось ладить с любым подростком и со всеми классами от пятого по десятый. Каково же было мое удивление, когда я поняла, что не могу организовать работу в первом классе! Поймите меня правильно. Я хорошо готовилась к занятиям – и по состоянию, и по материалу. Но я всегда имела дело с учениками, а здесь передо мной были дети, милые, прелестные. Чему же их надо научить?

Выход найден

Я сходу запретила себе быть жесткой, и уж тем более – повышать голос. Орать на малых детей я, как учитель, не могла себе позволить. Как же обучать?!

Мои размышления привели меня к тому, что начинать надо с воображения, памяти, фантазии, с концентрации внимания, с тренировки сдержанности, волевых усилий. У кого же этому можно научиться? Мне в руки попали книги П.М. Ершова «Технология актерского искусства» и «Режиссура как практическая психология» (г. Дубна, изд. центр «Феникс», 1997г., 2-е издание). Я поняла: вот тот источник, который напитает меня и научит общению детей. С этого времени театральная педагогика Ершовых – Петра Михайловича и его дочери Александры Петровны – стала практическим руководством к действию. Мне пришлось сесть в группу, в один круг с подростками, к их ученику и последователю Вячеславу Михайловичу Букатову, который вел тогда театральную студию во дворце пионеров на Ленинских горах…

…От чего же я растерялась, когда пришла к первоклашкам? Как ни странно, от обилия индивидуальностей. Один ребенок начал, другой еще и не собирался выполнять данное мной задание. Третий полез в портфель да там и застрял. И так у всех – вплоть до «Я пойду домой, мне пора есть».

Вы помните, что «в сложение рук» я играть не хочу. Но в другие игры – пожалуйста. Вот он, первый выход. Только игры у нас будут не дидактические, а настоящие. Набор игр записан в книге А.П. Ершовой и В.М. Букатова, которая в конце концов была издана, правда, в Красноярске («Возвращение к таланту». Педагогам о социоигровом стиле работы. Красноярск, 1999 г.)

Снежная королева

Вас, дорогие учителя, больше всего волнует дисциплина в классе. Давайте попробуем найти возможность установления в любой момент мгновенной, но не насильственной тишины.

Соберем ребят в центре класса. Вообразим зимние игры: кто – на санках, кто – на лыжах, кто – в снежки. Дети включаются в игру. Тут появляется снежная королева. Она всех замораживает («Замри!») в той позе, в которой застанет. Того, кто пошевелится, она уводит в свое царство. Возвращаясь, она приводит с собой снежинки (тех, кого увела). Они вместе с королевой наблюдают за замерзшими. Игра идет до тех пор, пока не останутся три человека. Это победители игры.

Вход королевы сопровождается возгласом, который потом может использоваться в любой момент занятий: «Замри!», «Стоп!».

Подводный мир

А теперь можно усадить ребят по двое за одну парту, раздать им листочек один на двоих и предложить изобразить подводный мир. Но предварительно пусть по очереди расскажут о нем те, кто был этим летом на море. А те, кто знает море только по телевизору, будут дополнять.

Почему я дала листик не каждому? А чтобы определить возможности детей к умению договариваться друг с другом. Это очень важный момент жизни в классе. В любой работе необходимо согласие.

Листочки подписывают оба рисующих – так, как они умеют: именами, или только начальными буквами имени, или просто крестиком, звездочкой или ромашкой, если буквы кто-то не знает. Ведь к пяти годам это не редкость – не знать буквы.

«Морская фигура, замри!»

Разбирая рисунки, выясняем, какие жители моря изображены. Обсуждаем, как они двигаются, шевелятся. Сейчас, в игре, они оживут. «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три», – говорит ведущий. Играющие изображают подводный мир. Ведущий стоит в центре круга, а остальные – по кругу.

«Морская фигура, замри!» Все замирают. Ведущий прикосновением руки оживляет фигуру и пытается угадать, что это такое. Ожившие присоединяются к ведущему и дальше угадывают вместе.

Занятия как бы перетекают одно в другое. Теперь неплохо бы и к книжке обратиться. Проглядывая листочки, учитель может увидеть тех, кто смог написать не только имя, но и фамилию.

Общая книжка

Следующий вопрос: «Кто какие книги любит?» Это не только любопытство, но и продолжение знакомства: кто сам читает, кому-то читают (интересно, кто?), кто умеет по картинкам рассказать прочитанное ему. Все это учитель фиксирует у себя на листочке каким-либо значком.

Мы не будем читать буквари. Читать будем сразу книги. В ходе беседы выясняется одна книга для общего чтения. Сегодня, например, выбираем сказку А.С. Пушкина о золотой рыбке. Кто-то из ребят может прочитать, кто-то – рассказать, а некоторые даже наизусть знают какие-то кусочки…

И снова необходима разминка-переменка. «Давайте послушаем шумы за окном. Кто что слышит?». И вновь в классе тишина, но не мертвая, а нацеленная на вслушивание. Листья, чьи-то шаги, ветер, трамвай, детские голоса – да мало ли!

Аквариум

Пора проявить себя ярче и знатокам букв. За шторкой открывается нарисованный аквариум, где среди подводного мира «плавают» и буквы. Их не сразу разглядишь. Они притаились, спрятались. Эту таблицу-алфавит придумал для детей мой учитель словесности, мудрый и чуткий Владимир Николаевич Протопопов.

Буквы можно загадывать. «Я знаю букву справа от розовой рыбки». «А буква, с которой начинается мое имя, – в самом верху слева от водорослей над цифрами». Здесь можно с другом пообщаться, помочь ему в поиске, ориентируя его в пространстве «Аквариума».

Раз–два–три–четыре–пять

Снова садимся в полукруг за парты, достаем математический материал. Делаем полоску цифр от 1 до 9 из деревянного набора.

Играем в парах по очереди: один показывает выбранную цифру, другой выкладывает сколько-то треугольничков, квадратиков или кружков.

И снова нужен перерыв в сидении. Выходим в серединку и разучиваем считалки, которые начинаются с «раз, два, три, четыре, пять…».

По считалкам объединяемся в группы по пять человек. Каждая группа строит себе стол из парт. Чашки, блюдца и ложечки расставлены, столы накрыты, одна группа приглашает другую на чаепитие. Так мы ходим друг к другу в гости. День очень насыщенный, но неутомительный.

Собираемся домой и идем к своим родным довольные и счастливые.

Наравне

А учитель делает свои уроки. Сразу по горячим следам записывает свои воспоминания за целый день, отмечая, кто что умеет и кто в чем себя проявил. Кто с кем работал дружно, а кто подружился именно сегодня.

Мы ищем помощников среди детей. Сегодня – одни, завтра – другие. Но самое главное – умелые наравне с нами, учителями, будут учить своих одноклассников.

Девиз нашего класса: «Научился сам – научи других!»

До новой встречи.

Ваша Л.К.

Подзаголовки
  1. Беседа первая. Рождение
  2. Беседа вторая. Знакомство
  3. Беседа третья. Первые занятия в прогулках и переменках
  4. Беседа четвертая. Терпение, терпение и еще раз терпение
  5. Беседа пятая. Авторитет и авторитарность
  6. Беседа шестая. Оценка отметке рознь
  7. Беседа седьмая. Любовь? Дружба? Понимание
  8. Беседа восьмая. Каждый раз одно и то же?
  9. Беседа девятая. Нужны ли детям учителя из педучилищ?
Страницы: « 1 2 3 (4) 5 6 7 8 ... 10 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/28
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/28
начальная школа
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Л. Филякина & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?