Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Филякина Л. БЕСЕДЫ СТАРОГО СТРАННОГО УЧИТЕЛЯ


Беседа вторая. Знакомство
Содержание:
  1. А вот и он!
  2. Всех и всем видно
  3. Имена и вещи
  4. Живые перемены
  5. Кто что знает
Информация об авторе: Л. Филякина
Имя Лидии Константиновны Филякиной знакомо многим педагогам страны. Все в ее профессиональной жизни шло наоборот. Закончив физфак пединститута, Лидия Константиновна работала в старших классах. А затем, неожиданно для коллег, стала «спускаться». Сначала в среднюю, потом — в начальную школу.

Мы вглядываемся в лица друг друга. Мы верим в то, что мы друзья друг для друга. Хорошо бы в этом не разочароваться в первый же день.

У меня перед глазами страшная, жалкая и одновременно комичная картинка – я насмотрелась таких за свою жизнь. 1 сентября. Вот в классе сидят живые дети. А вот учительница, которая с первых же минут только и думает о том, как бы навести дисциплину, чтобы дети ее забоялись и слушались. И она, как заядлая дрессировщица, уже успела несколько раз поднять детей и усадить, чтобы показать им, как это надо делать тихо. Голос у учительницы строгий, самый громкий в классе. И уже многие дети замерли, как мышки. А она хищной кошкой ходит по рядам, внушая, как надо себя вести в школе! Обязательно скажет, что, разговаривая с учителем, то есть с ней, надо встать. А если хочешь спросить (опять же ее, потому что никого, кроме нее, она спрашивать не разрешает), то надо поднять руку…

Чур меня, чур…

А вот и он!

А вот и он – день встречи, праздник знаний 1 сентября! Для кого он счастливый? Пока для всех. Уже стоя у школы, мы вглядываемся в лица друг друга. Мы верим в то, что мы друзья друг для друга. Хорошо бы в этом не разочароваться в первый же день. Одни дети серьезны, другие задумчивы, третьи радостны, а иные только что не плачут. Но сейчас все сдерживаются. Каждый из детей в душе так хочет понравиться своей учительнице. И каждый думает о себе, что он хороший!

Да и мы, учителя, в душе думаем о себе то же самое: «Я хороший учитель». А хорошие люди, встречаясь, ждут приятных разговоров о себе, друзьях и делах, которые были и которые будут.

Всех и всем видно

Отзвучали речи. Звенит звонок! И вот вы ведете своих малышей в класс. Мне очень любопытно, что же вы там для них приготовили? Ведь фантазия каждого из вас оригинальна и неповторима, независимо от возраста и стажа.

Но вот вы открываете дверь класса… Интересно, как у вас стоят парты? Неужели, как всегда и у всех – в три ряда? Жаль. Выходит, ваши дети будут видеть только вас и спины других детей.

А зачем вас приучили к такому строю, знаете? «Чтобы дети не отвлекались», – уверенно отвечаете вы. Но давайте вспомним, что мы хотим познакомиться! В моем классе для первого дня парты стоят полукругом по контуру комнаты вдоль стен так, чтобы было видно всех и всем. И естественно, я не буду рассаживать детей самолично. Они, войдя в класс, по моему предложению сами сядут там, где им захочется и с тем, с кем хотят. Ведь не только они узнают меня, но и я узнаю их содружественные компании. Тех, кто не выбрал места, посадите сами.

И прошу вас, не складывайте руки детей на парте, а ноги – вместе и ровно под партой. Пусть пока сядут, кто как сядет. Право же, нам еще понадобится живой ребенок, а не «сидячий мальчик».

Да, и хорошо бы узнать, кто из них какой! Мы знакомимся. Все упорядочить еще успеем. Будем заботиться о том, как бы не угробить что-нибудь невзначай.

Имена и вещи

Вы уже представились детям, а теперь пусть они представят себя и своих друзей. Право же, при этом совсем не обязательно вставать. Когда же полукруг имен пройден, можно узнать, кто кого запомнил.

Только теперь, когда люди узнали имена друг друга, займемся вещами. Страшно интересно, что же там у кого в портфеле-ранце? Ну вот, дошло время и до порядка: где место ручке, где – книге, где – тетради, как открывается парта, как – портфель. Пусть друг другу помогают, если у кого что-то не открывается. Даже в этот момент вряд ли будет шумно, еще не пришло время поссориться. Но если все-таки кто-то недоволен своим местом, тихо переведите его за руку в другое, новое, ему удобное.

Но вот дошло дело и до остальных вещей, которые таятся в детских портфелях. Дети показывают друг другу, что у них есть интересного. Нет сил сдержаться! (Это я не о нас, не об учителях.) Давайте дадим детям время наговориться, предупредив, что осталось, например, три минуты.

Три минуты прошло, пора детям уйти со своих мест в середину класса.

Самое время проводить физкультминутку. Ведь дети устали, сами об этом не подозревая.

Живые перемены

Многие учителя почему-то считают физкультминутку бесполезным времяпрепровождением. Приглашаю в свой класс.

Мои уроки вначале больше похожи на гуляния и на живые перемены. В чем дело? А в том, что детям пяти-шести лет статичные позы вредны. Они могут что-то узнавать, меняя одно занятие на другое. Это и есть перемены.

В первые дни важно сохранить манеру общения садовскую и домашнюю, чтобы люди могли обращаться друг к другу по поводу своих занятий. Не менее важно смотреть на работы другого человека, учиться друг у друга.

Разумеется, я тоже дам детям время на исследование парты. Даже на похвальбу своими вещами. Все равно они это сделают и узнают, какая ручка, линейка или пенал у соседа. Ну и зачем с этим тянуть? Пусть потрогают! Но зато не будут весь урок только этого ждать. В этом тоже урок.

Кто что знает

В следующей беседе я хотела бы поговорить о том, чем занимать ребят и как мы узнаем, что они умеют сами. Прежде чем учить, неплохо бы понять, что знает каждый из них к этому времени.

Я резко отрицательно отношусь к тестовым опросам при приеме в школу. Все знают, что многие школы отбирают детей в лицейские и гимназические классы, проводя экзамены. (Боюсь, что скоро экзамены будут проводить и при приеме в детские сады!) Как правило, эти опросы ничего не выясняют. Застенчивые ребята замыкаются. Некоторые домашние хитренькие дети, зная правильный ответ (то есть тот, который взрослый готов признать за правильный) специально отвечают по-своему. Ответ не засчитывается. А жаль! В любой науке необычность ответа ведет к открытию. Неплохо бы и нам, учителям, привыкнуть к неожиданности для себя. До встречи!

Ваша Л.К.

Подзаголовки
  1. Беседа первая. Рождение
  2. Беседа вторая. Знакомство
  3. Беседа третья. Первые занятия в прогулках и переменках
  4. Беседа четвертая. Терпение, терпение и еще раз терпение
  5. Беседа пятая. Авторитет и авторитарность
  6. Беседа шестая. Оценка отметке рознь
  7. Беседа седьмая. Любовь? Дружба? Понимание
  8. Беседа восьмая. Каждый раз одно и то же?
  9. Беседа девятая. Нужны ли детям учителя из педучилищ?
Страницы: « 1 2 (3) 4 5 6 7 ... 10 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/28
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/28
начальная школа
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Л. Филякина & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?