Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Цирульников А.М., Бугаев Н.И., Перель И.М., Юрышева Е.А. Социокультурные проекты развития территориально-региональных образовательных систем


Содержание:
  1. III. Проект «Развитие духовной культуры и социально-производственной инфраструктуры сельского населенного пункта средствами образования».
  2. Анализ социокультурной ситуации.
  3. Актуальные проблемы наслега.
  4. Потребности представителей социума.
  5. Социально-экономические ресурсы наслега.
  6. Пути развития наслега:
  7. Программа деятельности «Центра культуры и духовности “Мандар”»
  8. Имеющаяся база и возможности создания новых производственных и социальных инфраструктур в Баягинском наслеге

III. Проект «Развитие духовной культуры и социально-производственной инфраструктуры сельского населенного пункта средствами образования».

Этот третий пример социокультурного проектирования – поселкового уровня. Предваряя настоящие материалы, подготовленные в своей основе педагогами села Баяга*, следует отметить уникальную особенность данного проекта. Она состоит в том, что, пожалуй, впервые в известной нам образовательной практике сельская школа, опираясь на культурное наследие и традиции села, богатейший творческий потенциал местных жителей, решает уникальную по сложности задачу развития культуры не только в высоком духовном смысле, но и в совершенно практическом, обыденном, что редко удается государству в России. А именно — в селе, по инициативе образовательного сообщества, усилиями самих жителей создается (практически уже создана!) полноценная производственная и социальная инфраструктура — основа нормального, цивилизованного образа жизни. Баягинцы не ждут манны небесной, не рассчитывают на внешние инновации, но, опираясь на человеческий потенциал, сами их активно осуществляют.

Нам представляется, что уже достигнутые в Баяге результаты и сам опыт требуют пристального внимания всех ответственных лиц, социальных институтов, сообществ, заинтересованных в реальном развитии своих населенных пунктов, сел и городов, непосредственного окружения.

 

Анализ социокультурной ситуации.

Село Баяга находится в 90 километрах от районного центра Таттинского улуса.

В прошлом село входило в состав Баягантайского улуса, который включал в себя некоторые наслеги Усть-Алданского, Оймяконского, Томпонского улусов Магаданской области. До сих пор не прерывается связь с этими наслегами. Как подтверждение этого факта, в этом году в селе Баяга, в центре Байагантайского улуса проведен национальный праздник — ысыах с участием представителей всех наслегов бывшего Байагантайского улуса. Литературный салон «Көмүлүөк күлүмэ» уже в течение ряда лет сотрудничает с коллегами из Томпонского улуса.

До распада совхоза имени Петра Алексеева, директором которого долгие годы плодотворно работал С.Г. Жирков, Баягинское отделение по численности работников, количеству крупного рогатого скота, лошадей, по сенокосным, пастбищным, культивированным угодьям было одним из ведущих хозяйств совхоза.

После распада совхоза, как показывает анализ, часть крупного рогатого скота и лошадей передано в сельское производственное кооперативное хозяйство, часть — в частные подсобные, крестьянские хозяйства. Поголовье скота почти сохранено. По основным показателям сельскохозяйственного производства наслег стабильно занимает ведущее место в улусе.

 

Основные показатели Баягинского наслега на 2004–2010 годы.

  2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Численность населения (чел.) 1010 1006 1023 1021 1012 1007 1007
Число хозяйств 339 339 345 343 341 340 345
Число крестьянских хозяйств 13 16 55 52 50 48 48
Количество жителей, незанятых трудовой деятельностью (чел.) 54 101 92 87 94 34 35
Численность студентов (чел.) 67 70 44 51 54 56 54
Рождаемость (чел.) 15 12 11 20 12 16 17
Смертность (чел.) 13 10 5 7 12 9 9
Браки 3 9 6 4 3 8 8
Поголовье КРС 2245 1812 1731 1805 1852 1876 1880
Поголовье лошадей 1021 693 884 797 825 839 841
Сдача молока (ц)
8295 8356 8671 8314 9111 8369 8400
Заготовка сена (т) 3510 3180 4848 2796 4223 4500 4650

По образу жизни, характеру отношений баягинцы во многом отличаются от жителей других наслегов Таттинского улуса. Сохранились какие-то свои традиции, нормы отношений друг к другу, ко всему окружающему, чему также способствует бездорожье, отсутствие коммуникационных связей — отдаленность от культурного центра.

Баягинцы — патриоты. Они гордятся своими предками, своей землей, родными. Отличаются мобильностью, сплоченностью. Это, как традиция, передается из поколения в поколение.

Наблюдается коллективизм во всем, строго соблюдаются принципы кооперации. Это, возможно, объясняется тем, что сохраняются клановые отношения.

Социокультурный отсчет времени Баягинского наслега можно начинать с тех времен, когда были еще живы и расцветали народные ремесла, вершили свои великие дела знаменитые на всю округу шаманы, сказители-тойуксуты, кузнецы. Но как утверждает Л. Гумилев, «все кончается и вновь начинается». Все забывалось: и традиции, и речь, такая яркая, великолепная; изменился уклад жизни. Но в 70-х годах прошлого столетия «на арену истории села» вышел Борис Федорович Неустроев – замечательная личность, человек обычный и необычный одновременно — этнограф, художник-самоучка, кузнец, и началось возрождение былых традиций, забытого ремесла предков — кузнечного дела.

 

Дальнейшее развитие наслега связано, несомненно, с сельскохозяйственным производством — традиционным занятием социума.

Но проблема заключается в противоречиях, возникших в результате глобализации, интеграции культур, противоречиях между старшим и молодым поколениями.

Тенденция развития общества, связанная с интеграцией, технологизацией, компьютеризацией, урбанизацией — и образованием огромных мегаполисов — ведет к повсеместной миграции населения из сельской местности. А сельская местность в любом регионе является хранительницей национальной культуры, особенностей этноса, традиций, языка, в первую очередь, — в силу сохранения этнического уклада жизни и языка как проявления индивидуального самосознания личности.

Таким образом, сохранение сельского социума — задача первостепенная во всех регионах с точки зрения сохранения культурных ценностей человечества.

Школа — пространство, где наиболее остро проявляются проблемы общества, она — малая модель общества, но в то же время деятельность школы всегда направлена в будущее: каких учеников воспитываем сегодня в ней - такое общество увидим завтра. Образовательное учреждение выполняет государственный заказ, к сожалению, не учитывая социальный, содержанием которого является сохранение культуры. Возможно, это и есть ключевая проблема всей образовательной системы — невозможность выполнения школой культуротворческой миссии.

Баяга попыталась сделать скромные шаги в этом направлении.

В 1994 г. воспитатель детского сада Елизавета Васильевна Мандарова организовала в селе большую выставку изделий народных мастеров. Возможно, это событие стало началом переломного этапа в социокультурном развитии наслега. За этой акцией последовали другие: «Выставка любителей национального шитья», «Выставка коллекционеров села», «Мир глазами матерей», ежегодные выставки-ярмарки овощеводов, цветоводов. Неожиданно обнаружился огромный творческий потенциал баягинцев. По данным проведенного опроса, среди жителей села на досуге занимаются:

  • — огородничеством                                                          40,2%
  • — цветоводством (комнатным и приусадебным)             41,2%
  • — народно-прикладным ремеслом                                   54,8%
  • — музыкой, пением                                                           30,1%
  • — коллекционированием                                                  16,3%
  • — литературным творчеством                                          6,2%
Посещают сельскую библиотеку 655 читателей, имеют домашнюю библиотеку 131 семья, многие подписались за 2010 год на газеты.

Как видно из результатов опроса, баягинский наслег имеет достаточно большой культурный потенциал и высокий интеллектуальный уровень.

Анализ социокультурной ситуации служит основой разработки Программы развития школы и других образовательных институтов нашего села.

В основе Программы лежит ряд концептуальных положений.

  1. 1. Ключевой идеей такой Программы должно стать создание условий самодетерминации личности (поскольку лишь человек, реализующий весь свой творческий потенциал по собственному желанию, потребностям, может называться образованным человеком, личностью).
  2. 2. В образовательном процессе должны пересматриваться приоритеты, меняться в новых условиях цели, задачи и содержание образования.

Необходимо учитывать тенденции социально-экономического развития того региона, в котором непосредственно находится образовательное учреждение. Наш наслег (село с его окрестностями), улус(район), в основном, занимаются сельскохозяйственной деятельностью, и в целях сохранения этого статуса, образовательное учреждение должно признать приоритетность данного направления. Занятие сельскохозяйственным трудом нам необходимо и потому, что эта возможность сохранить народ саха как этнос, возможность сохранить культуру, язык, уклад жизни, национальный характер.

С другой стороны, в содержании образования нужно учитывать тенденции социально-экономического развития всего государства, мировой экономики, так как в образовательной сфере отражаются и российские, и мировые тенденции развития общества. С учетом этих тенденций должны разрабатываться вариативные, разноуровневые программы, предпрофильное и профильное образование, индивидуальные учебные планы, что поможет удовлетворить образовательные и социально-профессиональные запросы всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, общества.

Глобализация, быстрый темп развития и интеграции культур требуют сегодня не просто сохранения социума как такового, а сохранения определенной культуры, этнического сообщества людей независимо от их численности.

При этом школа как основная образовательная среда должна способствовать именно сохранению культуры, воспитывать носителя традиций, языка, и в то же время, быть мобильной, своевременно отзываться на изменения, которые происходят в обществе и даже предвосхищать их.

 

Актуальные проблемы наслега.

Основные проблемы Баягинского наслега, выявленные в результате социокультурного анализа:

  • • отдаленность от центра, неудовлетворительное дорожно-транспортное сообщение;
  • • отсутствие достаточного внимания к развитию сельского хозяйства со стороны государства, низкая рентабельность сельскохозяйственного труда в северном регионе;
  • • понижение социального уровня жизни некоторой части населения;
  • • миграция из села, нежелание молодежи жить в сельской местности;
  • • низкий уровень обустройства социальных объектов наслега (объекты культуры, школы, больницы, детского сада, спортзала, жилого сектора);
  • • непривлекательность для молодого поколения традиционных занятий, уклада жизни народа саха, вследствие трудоемкости, нерентабельности сельскохозяйственного труда;
  • • утрачивание общепринятых традиций, обычаев народа, изменения в укладе жизни;
  • • ограничения (в связи со структурными изменениями в государственном управлении России) в финансировании со стороны государственных органов, не учитывающие экономические, финансовые возможности муниципальных образований;
  • • неучет тенденций социально-экономического развития, основных сфер деятельности жителей региона, в котором находится образовательное учреждение;
  • • невозможность выполнения школой своей культуротворческой миссии;
  • • низкий уровень адаптации жителей к условиям рыночной экономики;
  • • алкоголизм;
  • • увеличение численности не занятого работой населения.
 

Потребности представителей социума.

Материалы проведенного анализа позволили выявить следующие потребности жителей села Баяга:

  • — повышение общего социального уровня жизни людей;
  • — уменьшение миграции населения;
  • — появление новых рабочих мест;
  • — сохранение и развитие социума как уникальной культуры, возрождение традиционной технологии «У´уйуу»;
  • — возрождение и развитие культурных, духовных ценностей народа саха, распространение идей народного мастера Мандар Уус (Б.Ф. Неустроева) в республике и за ее пределами;
  • — соблюдение здорового образа жизни молодежью, снижение алкоголизма среди населения;
  • — содействие раскрытию творческого потенциала жителей наслега;
  • — создание условий для индивидуализации и социализации учащихся Баягинской средней школы, осуществления качественного образования, как ключевого фактора конкурентоспособности выпускников на рынке труда;
  • — обеспечение приоритетности среднего специального сельскохозяйственного образования, как условия сохранения исконной хозяйственно-трудовой и культурной деятельности народа саха;
  • — улучшение культурно-бытовых условий в наслеге, способствующих возвращению молодежи в село;
  • — создание «Центра духовного развития» села как механизма сохранения уникальной культуры, духовно-нравственных ценностей старшего поколения.
  • — появление новых инфраструктур села, отвечающих современным запросам жителей.
 

Социально-экономические ресурсы наслега.

Основываясь на данных обследования, можно утверждать, что социум Баяги живет сегодня по тем же законам, что и много веков назад.

В числе местных, «провинциальных особенностей» Баягинского наслега следует отметить:

  • — коллективизм и в то же время мобильность жителей;
  • — устойчивые кооперативные отношения, продиктованные, возможно, сохранением клановых объединений и трудными условиями жизни;
  • — консерватизм, недоверие ко всему новому (суровые условия жизни требуют большей осмотрительности);
  • — наличие большого количества людей, генерирующих идеи-«мифы» (пассионариев).

Баягинский наслег находится в бывшем социально-историческом очаге культуры, является родиной великих шаманов, олонхосутов-сказителей, кузнечных, ювелирных дел мастеров. Их потомками являются современные народные мастера, которые имеют многочисленных учеников.

Особо следует отметить колоссальную культурно-образовательную роль Б.Ф. Неустроева (Мандар Уус) — «мастера-педагога» (у´уйааччы), носителя традиционных способов, технологий образования и воспитания личности, основанных на этнопедагогических идеях. Мандар — идейный вдохновитель философского обоснования сохранения якутского народа как носителя уникальной самобытной этнической культуры. Деятельность народного мастера, «учителя мастеров», является мощным двигателем духовного развития нации.

В этой связи Баягинский наслег как преемник «бывшего социально-исторического очага культуры», обязан претворять в жизнь идеи нашего земляка — философа, мастера, учителя, направленные на сохранение сельского социума, способствовать распространению его идей в республике и за ее пределами. Мы понимаем, что сохранение самобытности, уникальности, культуры народа невозможно без сельского социума, как хранителя этих явлений.

Огромный творческий потенциал жителей наслега позволяет ставить вопрос о создании Центра Культуры и Духовности народа саха, основанного на философских идеях Б.Ф. Неустроева-Мандар Уус. Такая работа уже начата, и она объединяет большое количество творческих проектов предприятий, учреждений, общественных организаций, отдельных авторов. При всем разнообразии, основной направленностью этой деятельности является сохранение уникального духовного наследия и дальнейшее социально-экономическое и социокультурное развитие наслега в целом.

 

Пути развития наслега:

  • • развитие сельскохозяйственного производства как основное условие сохранения сельского социума, традиционного занятия народа саха;
  • • укрепление крестьянских хозяйств, создание потребительских кооперативов;
  • • снижение уровня безработицы и повышение занятости населения, расширение социальной инфраструктуры, привлечение внешних инвестиций;
  • • развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве и других сферах деятельности (разнообразные платные услуги, торговля, ремесленничество, строительство и др.);
  • • организация работы по благоустройству наслега
  • • создание «Центра Культуры и Духовности «Мандар» и реализация программы его деятельности.

Опыт приводит нас к выводу о том, что в сложившихся условиях жизненно необходимо найти пути самосохранения села, расширять его социальную инфраструктуру за счет использования внутренних ресурсов, творческой инициативы населения, поскольку искусственное навязывание извне видов и форм социально-профессиональной, трудовой деятельности не даст позитивных результатов. Сложившийся в наслеге уклад жизни, сохранившиеся виды традиционной деятельности, огромный творческий потенциал жителей позволяет нам говорить о преимуществах наслега в занятии сельскохозяйственным производством, о возможности расширения и систематизации деятельности мастеров, занимающихся разными видами народных ремесел. В настоящий момент в качестве индивидуальных предпринимателей зарегистрированы 8 мастеров-жителей села, ведется работа по увеличению их числа.

С введением в эксплуатацию здания Центра Культуры и Духовности «Мандар», строительство которого начато силами общественности наслега с 2009 года, появится возможность создания новых рабочих мест:

  • — обслуживающего технического персонала Центра;
  • — его основных штатных работников (предусматриваются штатные единицы, выделяемые районным управлением культуры, администрацией МР «Таттинский улус», МО «Баягинский наслег»);
  • — рабочих мест, связанных с созданием гостиничного комплекса силами местных индивидуальных предпринимателей;
  • — педагогов дополнительного образования (на летний сезон «Центр» будет предоставлен учащимся летней школы «Мандар кыһата»);
  • — по оказанию платных услуг мастеров - обучение технологии изготовления якутского охотничьего ножа, национального музыкального инструмента — хомуса, махалки из конского волоса, берестяного оберега, берестяной посуды, якутской вафельницы, изделий национального шитья.
 

Программа деятельности «Центра культуры и духовности “Мандар”»

Цель программы:возрождение, развитие и распространение культурного и духовного наследия народа саха на основании идей Б.Ф. Неустроева-Мандар Уус.

 
Задачи программы:
  • • создание материально-технической базы «Центра культуры и духовности “Мандар”»;
  • • создание условий для проявления творческих инициатив населения;
  • • привлечение дополнительных ресурсов, обеспечивающих социально-экономическое развитие наслега, повышение занятости и уровня жизни населения путем реализации творческих проектов представителей социума;
  • • создание общественного координационного центра управления творческими проектами;
  • • разработка правовых и финансово-экономических механизмов реализации творческих проектов (в том числе, в условиях сетевого взаимодействия);
  • • привлечение инвесторов для реализации проектов;
  • • поддержка индивидуального предпринимательства;
  • • пропаганда здорового и творческого образа жизни в наслеге.
 
№ п/п
Основные направления
 Сроки реализации
Ответственные за исполнение
 
I этап: 2009 г.

Создание материально-технической базы, организационная деятельность
   
1 Создание нормативно-правовой базы реализации программы «Центр Культуры и Духовности “Мандар”» Август-декабрь 2008 г. Авторы программы
2 Подключение здания «Уус кы´ата» к центральному отоплению и организация деятельности Центра. Апрель-май 2010 г. Адм. наслега, строительная бригада
3 Ввод в эксплуатацию здания Центра. Июнь 2011 г Адм. наслега, строит. бригада
4 Подготовка программ авторов творческих проектов, составление планов работы. В течение 2010 г. Авторы программ
5 Деятельность республиканской летней школы «Мандар кы´ата» С 2008 г. Сивцева И.А., Неустроев Б.Ф.
6 Работа историко-краеведческого музея — проект «Самоформирование нравственных, культурных ценностей личности на базе музейной деятельности».
С 2009 г. Андросова Т.И.,
7 Деятельность студии мастеров «Мандар» Начато с 2004 г. Неустроева Г.И.
8 Проведение курсов «Мандар µ³рэ±э» (лекции, мастер-классы). Начато с 2006 г. Неустроев Б.Ф.
9 Работа клуба «Б³лµ´µ³ктэр тµ´µлгэлэрэ» С 2009 г. Авторы
10 Подготовка к организации научно-производственного комплекса учащихся «Мандар аа±ыылара», «Дьµрµ´µй хомус» Начато с 2005 г. Макарова О.Н., Егоров Н.И.
11 Возрождение национального шитья. Проект женсовета. 2010 г. Егорова М.Р.,
12 Создание гостиничного комплекса. 2012–15 гг. Егоров Н.И.,
13 Открытие кафе-магазина «Баайа±а уустара». 2010 г. Кларова А.А.,
14 Организация выставочного зала, экспозиционного фонда. Начиная с 2009 г. Кычкина Н.Р.
15 Создание центра этнической музыки. Октябрь 2009 г. Быткомбинат
16 Создание общественного координационного центра управления проектами. Ноябрь 2009 г Авторы
17 Организация ярмарки творческих идей жителей наслега, направленных на решение проблем образовательного, социального, экономического характера. Начиная с 2009 г Авторы
18 Создание условий для реализации творческих проектов (экспертиза, заключение договоров, поиск путей финансирования и самофинансирования, включая участие в грантовых конкурсах, привлечение инвесторов и спонсоров и пр.). 2010 г. Авторы
19 Создание материального фонда «Центра Культуры и Духовности «Мандар». 2010 г. Авторы
  Работа по благоустройству наслега, создание имиджа «Уус тµілбэтэ»    
  II этап: 2010-2012 гг.
Реализация программы
   
1 Организация деятельности «Центра Духовности Мандар »: 2010 г. Клавдия, Герман Хатылаевы
2 Работа республиканской школы для учащихся «Мандар кы´ата». 2009–2014 гг.  Администрация наслега
3 Проведение лекций «Мандар µ³рэ±э» (Б.Ф. Неустроев-Мандар Уус, О.Н. Макарова, Г.И. Неустроева, Т.И. Андросова, А.Н. Кустурова, М.Р. Егорова, Н.И. Егоров, лекторы ЯГУ, ИПКРО итд.). С января 2010 г.  Администрация наслега
4 Проведение мастер-классов по технологии «У´уйуу» (Б.Ф.Неустроев-Мандар Уус, мастера студии «Мандар Уус»). 2010–2012 гг.  Координационный совет
5 Обучение традиционным ремеслам народа саха с получением сертификата государственного образца. 2010–2012 гг.  Координационный совет
6 Проведение занятий клуба «Б³лµ´µ³ктэр тµ´µлгэлэрэ», «Мандар оскуолата» 2010–2012 гг.  Авторы проектов
7 Организация работы творческих кружков для учащихся и взрослого населения В течение всей деятельности, поэтапно.  Коорд. Совет
8 Работа по созданию гостиничного комплекса. 2014 г.  Адм. наслега, коорд. совет,
9 Открытие кузнечного музея. 2014 г.  авторы проектов
10 Расширение и совершенствование деятельности по осуществлению творческих проектов.    Адм. наслега, общественность
  Управление проектами через общественный координационный совет.    
Сивцева И.А.,
Неустроев Б.Ф.
Авторы проекта,
руководитель Центра «Мандар»
 
Студия «Мандар»,
рук. Центра «Мандар»
Авторы проекта, рук. Центра «Мандар»
Авторы проекта
 

Студия «Мандар», рук. Центра «Мандар», БСОШ

Авторы проекта, рук. Центра «Мандар»

Авторы проектов, коорд. совет, рук. Центра «Мандар»

Коорд. совет
Рук. Центра «Мандар», коорд. совет

Рук. проектов, коорд. совет, рук. Центра «Мандар»

Рук. проектов, коорд. совет, рук. Центра «Мандар»

Рук. проектов, коорд. совет, рук. Центра «Мандар»

Рук. проектов, коорд. совет, рук. Центра«Мандар», адм. наслега

  Создание сети взаимодействия творческих проектов, представляемых отдельными авторами, учреждениями, предприятиями, общественными организациями наслега (проект «Управление развитием творческих инициатив как фактор саморазвития личности» — баягинская средняя школа; проект «Самоформирование культурных, нравственных ценностей на базе музейной деятельности» — историко-краеведческий музей и др.)    
  III этап: 2013–2014 гг.
Подведение итогов работы по программе
   
1 Анализ результатов деятельности и новой социокультурной ситуации. Выявление ключевых проблем. Коррекция проектов.    
2 Разработка новой образовательной программы.    

 

Имеющаяся база и возможности создания новых производственных и социальных инфраструктур в Баягинском наслеге

Как уже было отмечено, после распада совхоза в наслеге осталась довольно крепкая материальная база. Поголовье крупного рогатого скота, лошадей сохранено, сельскохозяйственная техника передана частным лицам, сенокосные, пастбищные, охотничьи угодья перераспределены между сельскохозяйственным производственным кооперативом и крестьянскими, частными хозяйствами. Следует отметить, что пахотные земли для выращивания многолетних луговых трав из года в год ухудшаются, подвергаются эрозии, поэтому нуждаются в восстановительных работах. Восстановление этих земель имеет огромное значение в развитии животноводства наслега в целом.

В настоящее время все виды земельных угодий: пастбищные, сенокосные, культивированные — с избытком обеспечивают кормовую базу поголовья крупного рогатого скота, лошадей. В дальнейшем должны происходить структурные изменения в ведении хозяйства: частный сектор должен сохраняться и расширяться, нужны мелкие кооперативы, оказывающие услуги населению по уходу за крупным рогатым скотом и лошадьми. Потребность жителей (как молодых семей, работающих на предприятиях, так и людей пожилого возраста) в таких услугах большая, особенно в зимний сезон.

 

Особое место в развитии наслега отводится индивидуальному предпринимательству, развитию малого и среднего бизнеса.

Предполагаемые индивидуальные предприятия: (некоторые из них юридически уже оформлены):

  • — овощеводческие;
  • — бытового обслуживания населения;
  • — музыкальная студия;
  • — культурный центр «Тускун»;
  • — таксопарк;
  • — пекарня;
  • — кондитерский цех;
  • — Центр культуры и духовности «Мандар» (индивидуальное предпринимательство в области народных промыслов: изготовление якутского охотничьего ножа, клинков, хомуса, берестяной посуды, серебряных, берестяных женских украшений, махалок из конского волоса, изделий из кожи, замши, сувениров);
  • — школа «Мандар» (практические занятия, лекции мастеров студии);
  • — гостиничный комплекс по обслуживанию гостей;
  • — сектор реализации готовой продукции.
Ожидаемые результаты.

Среди ожидаемых результатов реализации программы: сохранение социума как уникальной культуры; повышение занятости населения в связи с расширением производственной и социальной инфраструктуры; уменьшение миграции населения; снижение алкоголизма; повышение общего социального уровня жизни; духовное развитие людей, распространение идей, философских взглядов, технологий народных мастеров.

 

 
 
 
 

__________ * Проект разработан группой сельских учителей и мастеров под руководством Г.И. Неустроевой.

Страницы: « 1 ... 3 4 5 6 (7) 8 9 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/267
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/267
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?