Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Цирульников А.М., Бугаев Н.И., Перель И.М., Юрышева Е.А. Социокультурные проекты развития территориально-региональных образовательных систем


Содержание:
  1. II. Проект «Сетевая организация муниципальной системы образования как условие образовательной поддержки социально-экономического развития территории (Оленекский эвенкийский национальный район, Якутия)».
  2. Программа
  3. 1. Анализ социокультурной ситуации.
  4. 2. Проблематика проекта.
  5. 3. Философские основания.
  6. 4. Психологическая концепция.
  7. 5. Содержание образования.
  8. 6. Этапы реализации проекта.
  9. 7. Предполагаемые результаты.
  10. 8. Критерии оценки предполагаемых результатов.

II. Проект «Сетевая организация муниципальной системы образования как условие образовательной поддержки социально-экономического развития территории (Оленекский эвенкийский национальный район, Якутия)».

 
Информация о районе.

Оленекский район расположен за Полярным кругом, в северо-западной части республики, имеет площадь 312, 7 тыс. кв. м. По территории является самым крупным районом Якутии (занимает 10,1% ее территории).

Климат резко континентальный. Температура зимой доходит до -62о, летом +35о.

В районе 4 населенных пункта: Оленек, Харыйалаах, Жилинда, Эйлик. Общая численность населения (по итогам переписи 2003 г.) — 4200 человек.

Центр района — Оленек.

Расстояние от столицы республики г. Якутска до Оленька: воздушным путем — 1270 км, наземным путем (зиником) — 2020 км, водным путем (по реке Оленек, несудоходная) — 3390 км.

Расстояние между населенными пунктами района от 300 до 600 км.

Основной отраслью экономики Оленек является сельское хозяйство, преимущественно оленеводство, в котором наблюдается значительное сокращение поголовья.

Осуществляется также программа разведения коневодства, что способствует возникновению новых рабочих мест.

Проживание в сельской местности Заполярья накладывает особый отпечаток на жителей. Они находятся в непосредственной близости к природе. Образ жизни включает различные виды деятельности по жизнеобустройству: обеспечение водой (льдом), заготовка топлива (дров), летом — уход за приусадебным хозяйством, текущий ремонт дома и построек, охота, рыболовство и оленеводство. Жизнь сельского жителя предполагает значительно большую самостоятельность, чем городского, прежде всего, в организации жизненно необходимого самообеспечения. Центральным моментом удовлетворения повседневных жизненных потребностей являются собственные усилия человека по организации этих процессов. Специфика такой жизни предполагает широкий спектр трудовых умений и навыков в самых разных видах хозяйственной деятельности. Детство сельского ребенка является более «взрослым» во всех отношениях, в том числе, в смысле общения, чем детство райцентровского или городского ребенка, имеющего гораздо больший диапазон контактов со сверстниками. С другой стороны, особенность коммуникационных связей в Оленьке характеризуется высоким процентом персональных компьютеров (1/4 семей) и телевизионных спутниковых тарелок в поселке.

В то же время в этом проекте, где подробно представлены сетевые формы взаимодействия в муниципальной системе образования, - ее развитие рассматривается как условие и механизм образовательной поддержки социально-экономического развития района. Поэтому особое внимание в проекте уделено локальным, точечным «прорывным» микропроектам, связанным с возможностями такого рода образовательной поддержки экономики: через различные формы дуального обучения, организацию новых рабочих мест, сохранение и модернизацию традиционных видов хозяйствования.

Особенностью проекта является то, что он реализуется в Оленекском эвенкийском национальном районе, то есть, связан с проблемами сохранения и развития малочисленного народа Севера. Получение несколько лет назад Оленекским улусом статуса национального района явилось отражением активных процессов культурного-национального подъема этноса и стало, в свою очередь, стимулом развития общественного самосознания и возрождения народа. Ключевую роль в этом процессе сыграла образовательная сфера, в частности, дошкольное образование, выполнявшее роль центра возрождения языка и национальной культуры. При всей уникальности опыта эвенков, он имеет культурные аналоги: например, государство Израиль, возникшее в 1948 году, точно так же осуществляло интеграцию и абсорбцию в единое сообщество представителей многочисленных культур, людей более чем из ста стран мира с помощью детского сада (первым законом молодого государства был закон не об экономике или политике, а о всеобщем дошкольном воспитании). В Якутии наряду с «детсадовским опытом», около полутора десятка лет в Оленекском национальном районе развивался проект кочевой школы, накапливающий различные кооперационные и сетевые формы взаимодействия (с базовой школой, через Интернет-технологии и т.д.) и обеспечивающий сохранение семьи и традиционного хозяйствования эвенков-оленеводов, культуры и быта этноса. В то же время, на базе этого проекта были выработаны некоторые принципы организации муниципальной системы образования, обеспечивающие осуществление индивидуальных образовательных программ развития учащихся. Поэтому в дополнение к проекту сетевой муниципальной образовательной системы приводится локальный проект, ставший стартовым для формирования всей системы.

Следует особо отметить, что успешности проекта способствует его кадровая, научно-методическая и информационная поддержка. В настоящее время сформирована активная группа педагогов, управленцев, ученых, которые находятся в тесном контакте с представителями законодательных и исполнительных органов власти, хозяйственными и общественными организациями, СМИ, и обеспечивают реализацию проекта (последний поддерживается Министерством образования и Законодательным собранием республики Саха (Якутия).

Описываемый проект имеет хорошие перспективы и может рассматриваться как модельный для северных районов страны.

Создание республиканской экспериментальной площадки

Основная идея состоит в том, чтосетевая организация муниципальной системы образования является условием образовательной поддержки социально-экономического развития в Оленекском эвенкийском национальном районе.

Исполнители:
  • • Управление образованием МО «Оленекский эвенкийский национальный район» РС (Я);
  • • МОУ «Оленекская средняя общеобразовательная школа»;
  • • МОУ «Джелиндинская средняя общеобразовательная школа»;
  • • МОУ «Эйикская средняя общеобразовательная школа»;
  • • МОУ «Харыйылахская средняя общеобразовательная школа»;
  • • Кочевая школа «Кюенэлэкээн»;
  • • МДОУ «Чипичакаан».
 

Научные консультанты:

Цирульников А.М., зав. лабораторией Института управления образованием РАО, д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО.

Бугаев Н.И., первый заместитель директора Института развития образования и повышения квалификации МО РС (Я), к.фил.н.

 

Программа

1. Анализ социокультурной ситуации.

Комплексные исследования (в том числе, научно-педагогические экспедиции, проведенные в Оленекском эвенкийском национальном районе — 2006, 2007) показали, что вариативность организации образовательной деятельности общеобразовательных учреждений, функционирующих в циркумполярной зоне, обусловливается сложной совокупностью различных факторов и условий.

Одним из определяющих факторов выработки стратегии организации и развития жизнеспособных сельских (в том числе, кочевых) школ выступает тип социокультурной ситуации как комбинация двух основных параметров: культурно-исторической традиции и уровня развития современного социокультурного фона.

Анализ социокультурной ситуации помог не только диагностировать типичные ситуации, в которых находятся образовательные учреждения, но и разрабатывать и реализовывать наиболее целесообразные вариативные стратегии образовательной деятельности и модели их развития.

Ситуация «школа в бывшем очаге культуры», которая наблюдается, например, в Кирбейском и Джелиндинском наслегах, характерна для маленьких, некогда процветавших населенных пунктов, находящихся в сельской глубинке. Эти выводы подтверждаются и результатами модельного анализа социокультурной ситуации, проведенного в ходе установочного семинара ЮНЕСКО по кочевым школам (16 апреля 2006 г., Якутск), и данными контрольных срезов в ряде районов (Табалахский эвенский наслег Верхоянского улуса, Березовский эвенский наслег Среднеколымского улуса, якутские наслеги Амгинского, Вилюйского, Среднеколымского, Таттинского и Усть-Алданского улусов), которые проводились Сетевым образовательным центром «Эргиир» по методике СКС.

В этих районах культурно-исторические традиции еще живы, история местности, культуры, образования, порой уникальны, но современный социокультурный фон крайне беден, реальная среда жестка и деструктивна. В подобного рода ситуациях просматривается ряд культурно-образовательных стратегий.

Одна из них состоит в том, что делается попытка поддержать, сохранить угасающие традиции, противостоять деструктивной действительности. Практика показывает, что при этом проблемы смягчаются, но, в конечном счете, не разрешаются. Происходит отсрочка культурной, духовной деградации.

Другая культурно-образовательная стратегия — сохраняя и поддерживая традиции, менять сам характер социокультурного фона. Решить эту проблему одно образовательное учреждение не в состоянии.

Эта ситуация является общей как для циркумполярных районов, так и для сельскохозяйственных улусов и сельскохозяйственных кустов городских районов республики в целом. Иначе говоря, это задача уровня территориально-региональных программ (через создание образовательных сетей, организующих свою деятельность по принципу: от культурно-образовательных инициатив — через кооперацию — к индивидуальным культурно-образовательным траекториям).

В целом социокультурная ситуация в районе позволяет говорить о вполне сложившихся предпосылках создания единого культурно-образовательного пространства, способствующего оптимальному социально-экономическому развитию района в условиях местного самоуправления.

 

2. Проблематика проекта.

Проблема создания единого культурно-образовательного пространства, способствующего оптимальному социально-экономическому развитию района в условиях местного самоуправления, обостряется в связи с тем, что сегодня возможности развития за счет привлечения новых первичных ресурсов сильно ограничены. Решающее значение приобретают интенсивные факторы. Речь идет о повышении качества имеющихся ресурсов и эффективности их использования. Под имеющимися ресурсами можно подразумевать не только отдельные компоненты культуры, но уклады, образы жизни, формы восприятия мира как разные способы вхождения в культуру через собственные творческие (культуротворческие) акты. Это может стать детерминирующим принципом отбора содержания образования, так как речь идет о различных способах построения знания.

Очевидно, что на практике в разных школах параллельно могут существовать разные способы вхождения в культуру. Для этого необходима сеть образовательных учреждений, организующих и координирующих использование интенсивных образовательных ресурсов. В настоящее время для этого созданы определенные предпосылки.

Очевидна необходимость кооперации образовательных ресурсов путем создания сетевого центра «Оленек — Образовательная сеть». Таким нам видится один из механизмов решения проблемы сетевой организации муниципальной системы образования как условия образовательной поддержки социально-экономического развития в Оленекском эвенкийском национальном районе.

 

3. Философские основания.

Основная идея проекта

Сетевое образование является од­ним из возможных механизмов восстановления и развития социокультурных функций образования. Его основные характеристики:

  • — образова­ние не как «вертикальная» иерархически организованная сис­тема, а как горизонтальная, самоорганизующаяся сеть,
  • — в се­ти нет организаций и организованностей в традиционном смысле, первичной клеточкой объединения выступает общ­ность, сообщество,
  • — узлы сети — не унифицированные обра­зовательные учреждения или стандартизированные програм­мы, а оригинальные модели, авторские школы, вариативные курсы,
  • — в сети несравнимо быстрее, чем в традиционной си­стеме распространяются инновации,
  • — сеть помогает вскрыть закономерности и спроектировать формы и механизмы раз­вития обыкновенной массовой школы,
  • — образовательная сеть конкретизирует понятие общественно-государственной системы образования и переводит разговоры о политике в ин­струментарий практики.

Среди преимуществ сетевой организации инновационной образовательной деятельности можно выделить:

  • • мобильность и гибкость;
  • • многоплановый характер мотивации;
  • • возможность узкой специализации научных поисков или разработки небольшого круга идей;
  • • малый управленческий персонал;
  • • возможность широкого использования и привлечения всех видов ресурсов для решения локальных задач.

Основным результатом проекта станет вариативная модель сетевой организации муниципальной системы образования, способной оказывать позитивное влияние на характер социокультурного фона.

А для этого необходимо:
  • • проанализировать социокультурную ситуацию и оформить социальные портреты наслегов;
  • • оформить гражданский образовательный заказ на адекватные образовательные услуги в условиях традиционного уклада жизни;
  • • разработать образовательные программы и соответствующие им вариативные модели управления и программы развития;
  • • заключить общественный образовательный договор.
 
Образовательные цели и задачи проекта

1. Кооперация образовательных ресурсов в сетевом образовательном центре «Оленек — Образовательная сеть» организуется с целью разработки вариативной модели сетевой организации муниципальной системы образования, способной оказывать позитивное влияние на характер социокультурного фона,и предполагает, прежде всего, теоретическое обоснование социокультурного контекста как фактора, детерминирующего специфику управления развитием образовательной системы в циркумполярной зоне.

Кроме того, необходимо создание условий горизонтального взаимодействия инновационных культурно-образовательных инициатив; условий для вложения ресурсов в производство информации и знаний и эффективного развития национально-региональной системы образования.

За этим следует разработка, апробация и внедрение вариативных моделей образовательной сферы в циркумполярной зоне.

 

2. Образовательная цель проекта — создание единого инновационного культурно-образовательного пространства, предполагающего формирование сообщества, в котором образование и повышение квалификации реализуются в сетевом взаимодействии культурно-образовательных инициатив на принципах кооперации и проектного обучения; это, в свою очередь, предполагает разработку подходов к определению социальных индикаторов качества образования.

Предполагается, что организация сетевого взаимодействия инновационных культурно-образовательных, научно-исследовательских инициатив и творческого поля авторских проектов через кооперацию образовательных ресурсов в сетевом образовательном центре «Оленек — Образовательная сеть» позволит повысить эффективность вложения ресурсов в производство информации и знаний и определит вектор социально-экономического развития наслега и района.

 

В соответствии с целью определены следующие задачи:

  • • анализ социокультурной ситуации (оформление социального портрета района и карты культурно-образовательных ресурсов);
  • • оформление гражданского (местного) образовательного заказа и инициация участия сообщества в управлении образованием;
  • • заключение общественного образовательного договора;
  • • организация совместной (сетевой) деятельности авторов и участников культурно-образовательных инициатив, влияющая на характер социокультурного фона;
  • • реализация государственно-общественного управления образованием как одной из ведущих идей образовательной политики РС (Я).

Иначе говоря, речь идет о создании условий для горизонтального взаимодействия инновационных культурно-образовательных инициатив; складывании творческого поля авторских проектов; вложении ресурсов в производство информации и знаний; эффективном социально-экономическом развитии наслегов и района в целом.


 

4. Психологическая концепция.

Психолого-педагогические основания предлагаемой системы

Данная система представляет систему сетевого взаимодействия культурно-образовательных инициатив (А. Цирульников, Р. Редюхин, А. Лобок) и строится на принципах кооперации (А. Адамский).

Предлагаемая модель образовательной сети базируется на результатах анализа ситуации, ведущей характеристикой которой выступает социокультурное измерение (А. Цирульников, В. Собкин, А. Лобок, Г. Гачев).

 
Описание школьного уклада

Взаимодействие авторских культурно-образовательных проектов и программ предполагается строить на принципах кооперации, которая включает следующие базисные компоненты.

Совместная образовательная деятельность:

  • • проявление собственной инициативы (как фундаментальное основание процесса образования);
  • • коллективная поддержка и оценка инициативы;
  • • формирование общей системы ценностей (как предпосылка общественного образовательного договора);
  • • формирование общих критериев эффективности деятельности;
  • • участие в управлении совместной деятельностью;
  • • влияние на распределение ресурсов для осуществления деятельности.
Общее информационное пространство.
  • • Предоставление информации о своей деятельности другим участникам образовательного партнерства.
  • • Получение информации о деятельности других участников.
  • • Создание собственных каналов информации.
  • • Возможность участия в других информационных каналах.

Следовательно, механизмом организации детско-взрослой образовательной деятельности в пространстве взаимодействия различных культурно-образовательных программ может стать сетевое образование (как фактор организации деятельности в условиях государственно-общественного управления образованием).

 

5. Содержание образования.

Описание способа (механизма) реализации проекта и структуры предлагаемой системы

В основу разработки программы развития муниципальной системы образования положен принцип создания точечных стартовых инновационных проектов, обеспечивающих образовательную поддержку социально-экономического развития в районе.

В этой ситуации Управление образования оказывается системообразующим фактором в комплексном межведомственном взаимодействии, которое происходит в процессе разработки и реализации программы развития системы образования, стимулирующей социально-экономическое развитие района в целом.

Работа над программой предполагает:

  1. Создание временного научно-исследовательского коллектива (ВНИКа) и (или) экспертно-аналитической группы с включением внешних экспертов и специалистов (разработка основ программы; выбор модельных объектов; организация тренингов, семинаров, консалтинга; мониторинг хода реализации программы развития системы образования; подготовка ежегодного доклада главы администрации района).
  2. Разработку, на основе анализа социокультурных ситуаций типологии «кустов образовательных учреждений» для выбора дифференцированных стратегий и моделей их развития, определения научно обоснованных нормативов, правового обеспечения (в том числе, в области финансирования образования); разработку совокупности проектов, обеспечивающих запуск программы развития системы образования, и каскадное (последовательно-параллельное) подключение образовательных учреждений к модельному режиму деятельности.
  3. Создание программы Образовательной поддержки социально-экономического развития в Оленекском эвенкийском национальном районе включает следующие «узловые» проекты:

«Кооперация сельских образовательных учреждений с производственными структурами по созданию новых рабочих мест»;

«Образовательное взаимодействие сельских образовательных учреждений и Нижнеленской экспедиции по организации дуального образования»;

«Агрошкола в циркумполярной зоне»;

«Образовательное взаимодействие кочевой и базовой школ, обеспечивающих сопровождение индивидуальных образовательных траекторий учащихся»;

«Трансформирующиеся развивающие среды как фактор самодетерминации в условиях эвенкийского дошкольного образовательного учредения».

 
 

6. Этапы реализации проекта.

Организационно-теоретический этап Период работы

Анализ социокультурной ситуации и образовательной деятельности школ и дошкольных образовательных учреждений

2007 г.

Разработка общего замысла. Определение функций участников опытно-экспериментальной работы

2007 г.
Разработка моделей управленческой деятельности
2007–2008 гг.
Разработка показателей и способов диагностики
2008 г.
Разработка сетевых образовательных программ
2008 г.
Экспертиза проектов и утверждение программ
2008 г.
Конструктивный этап  
Опытно-экспериментальная работа
2008–2009 гг.
Апробация новых моделей деятельности
2008–2009 гг.
Проведение семинаров по инновационным моделям
2008–2009 гг.
Апробация сетевых образовательных программ
Октябрь 2008 – 2009
Комплексный мониторинг образовательной деятельности
2007–2009
Контрольно-обобщающий этап  
Обработка результатов опытно-экспериментальной работы
Октябрь-декабрь 2009 г.
Творческий отчет перед населением Декабрь 2009 г.
Письменный отчет по опытно-экспериментальной работе
Февраль 2010 г.
Отчет в Министерство образования республики Саха (Якутия) Апрель 2010 г.
Разработка методических рекомендаций
Январь-апрель 2010 г.
 

7. Предполагаемые результаты.

Социальные
  • • Появление многообразия авторских проектов участников образовательного процесса, вступивших в диалог между собой и притягивающих все новые и новые культурно-образовательные инициативы, способные влиять на характер социокультурного фона.
  • • Определение вектора развития района на основе инициации и анализа авторских проектов.
  • • Общественно-государственный мониторинг образовательных потребностей и качества образования.
  • • Оформление гражданского образовательного заказа.
  • • Моделирование в школе перспективных социальных, экономических процессов.
 
Образовательные
  • • Механизм совместной детско–взрослой образовательной деятельности как модель государственно-общественного управления образованием на уровне района.
  • • Вовлечение учащихся и родителей в управление собственным развитием.
  • • Осознанность выбора будущей профессиональной деятельности учащимися старших классов, в том числе на основе клубной деятельности в среднем звене.
 

Полученные результаты могут способствовать выбору малокомплектными, в том числе кочевыми сельскими школами оптимального пути, спасающего село от реструктуризации сельских образовательных учреждений.

8. Критерии оценки предполагаемых результатов.

  • • Мониторинг мотивации выбора (адекватность интеллектуальных, психических и физических особенностей познавательных процессов учащихся): анализ социокультурной ситуации; мониторинг образовательных потребностей; пересечение образовательных потребностей всех субъектов образовательного процесса; оформление образовательного заказа; экспертиза на основе общественного образовательного договора; корреляционный анализ (метод Браве-Пирсона).
  • • Рефлексия деятельности участников образовательного процесса: корреляция самооценки и оценки специалистов (принцип кругов Эйлера).
  • • Соответствие образовательных программ и педагогических технологий принципам индивидуализации и самореализации.


 

 
 
 
Страницы: « 1 2 3 4 5 (6) 7 8 9 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/267
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/267
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?