Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Цирульников А.М., Бугаев Н.И., Перель И.М., Юрышева Е.А. Социокультурные проекты развития территориально-региональных образовательных систем


Содержание:
  1. I. Общая характеристика села.
  2. II. Анализ образовательных проблем
  3. III. Анализ образовательных запросов разных социальных, профессиональных и возрастных групп населения.
  4. IV. Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов системой образования.
  5. V. Формулирование ключевой проблемы

Анализ социокультурной ситуации школы села Илбенгя.

 

I. Общая характеристика села.

Территориально-административная.

Школа существует с 1929 года. Расположена в Вилюйском улусе села Илбенгя (на стыке границ Горного и Кобяйского улусов). Село находится в 250 километрах от центра улуса и 360 километрах от столицы республики г. Якутска, является одной из самых отдаленных школ улуса. Через село проходит трасса федерального значения Якутск – Мирный.

Хозяйственно-экономическая.

На территории села предприятий нет, кроме 26 крестьянских хозяйств. Один человек занимается индивидуальным предпринимательством, пять — кадровой охотой. Экономика большинства семей во многом зависит от подсобных хозяйств (разведение крупного рогатого скота, коневодство, сезонная охота). В селе имеются:

  • • участковая больница (20 работников, из них 7 человек медицинского персонала)
  • • потребительское общество «Баппагай»(25 работников)
  • • участок Вилюйского филиала ЖКХ (17)
  • • почта (1)
  • • Сахателеком (2)
  • • аптека (1)
  • • ветлечебница (3)
  • • АЗС (5)
  • • телевышка (5)
  • • сельэнерго (6)
  • • детский сад (21 работник) посещает 35 детей
  • • кроме Центра досуга «Алгыс» (7 работников) и спортзала (7 работников) других общественных мест отдыха нет; библиотека отсутствует
  • • в школе 51 работников, из них 26 учителей

 
Демографическая характеристика.

Численность населения составляет 710 человек. Из них:

  • • 0–6 лет — 75 чел.
  • • 7–18 лет — 178 чел.
  • • 18–55 лет — 333 чел.
  • • старше 55 лет — 124 чел.
 

Рождаемость стабильная, в среднем каждый год в селе рождается 11 детей.

 

Социальная и культурно-национальная характеристика.

По социальному составу, культурному уровню и образовательным потребностям население очень разнородно:

  • • количество безработных — 24 человека
  • • неблагополучных семей — 2
  • • многодетных семей — 40
  • • студентов ВУЗа — 37
  • • студентов ССУЗа — 11
 

Беженцев и вынужденных переселенцев нет, национальный состав населения — якуты, других национальностей нет. Правонарушений не зафикцировано.

Культурные центры: Центр досуга «Алгыс» (где функционируют библиотека, кинозал, организована работа кружков, действует мини-студия «Айуу-айа» — призер и победитель многих республиканских и улусных конкурсов по юмору и сатире, вокальные ансамбли мужчин «Энсэли», женщин «Илбэнэ хотун», клуб бабушек). Отсутствие возможности взаимодействия с культурными центрами других сел не позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей.

Имеются многолетние культурные и спортивные традиции наслега:

  • • вручение номинаций работникам, достигшим высоких результатов в труде, на празднике Ысыах;
  • • чествование юбиляров в Центре досуга «Алгыс»;
  • • спортивные соревнования в честь народных силачей Анкыр и Моруот;
  • • мероприятия молодежного объединения «ЭЛИКОС» Горного и Вилюйского улусов;
  • • отчетные концерты школьников, занимающихся в кружках, и воспитанников детсада населению.
 

II. Анализ образовательных проблем

 

Определение различных жизненных проблем.

 

Сложность ситуации в селе Илбенгя характеризуется следующими факторами:

  • • социальная сфера находится в кризисном состоянииґ, очень много малообеспеченных семей, безработных;
  • • социально-экономическое развитие сельского хозяйства нестабильно, хотя в последние годы уделяется внимание развитию этой отрасли;
  • • образовательный уровень родителей низкий, ведется большая работа с родителями, но полного взаимопонимания еще не установлено; сохраняется проблема роли отца в семье;
  • • экологическая проблема в связи со строительством федеральной дороги и пожарами еще более обострилась;
  • • с точки зрения благоустройства жизни населения, пока самой актуальной и неразрешимой проблемой остается газификация села; очень обидно, что в то время, когда почти все населенные пункты улуса будут газифицированы до 2009 г., наше село останется ни с чем из-за своей отдаленности;
  • • остается проблемой ситуация с телефонной связью, до сих пор не введена электронная связь: связи почти всегда нет, нет и речи об интернете, электронной почте и т.д.
 

На сегодняшний день именно образование является тем «локомотивом», который способен вытащить село из затяжного системного кризиса, только образованные люди способны осуществить модернизацию производственной и социальной сфер села.

 

Идентификация собственно образовательных проблем.

 

Образование становится ключевым звеном подготовки специалистов, способных работать в условиях роста конкуренции, структурных и качественных изменений в экономике аграрной сферы.

Задачу исправления или улучшения общественного мнения о школе придется решать исправлением положения в ней самой. А в школе масса нерешенных вопросов, которые создают образовательные проблемы:

  • • низкая зарплата учителей;
  • • устаревшая материально-техническая база(включая, количество и состояние компьютеров, которые не соответствуют потребностям учащихся);
  • • нехватка учебников и учебных пособий;
  • • отсутствие специалистов по дополнительному образованию учащихся;
  • • низкая квалификация учителей по информатике, английскому языку.
 

Несмотря на это к школе предъявляются достаточно серьезные требования, с ней связываются большие ожидания.

 

Описание образовательной области.

Здание школы — типовое, новое, построенное в 2005 году. В школе имеется универсальный зал, компьютерный класс, лингафонный кабинет, библиотека, столовая. Имеется здание для мастерской, обслуживающего труда, обучения устройству и обслуживанию трактора, помещение для музея и кружковой работы.

В 2006/2007 учебном году в школе обучаются 178 учащихся. Скомплектовано 11 классов.

Школы I, II, III ступени работают в режиме шестидневки.

Продолжительность урока — 45 минут.

Вторая половина дня — индивидуальные консультации, работа кружков, элективных курсов, секций, факультативов, профильных курсов, общешкольные творческие дела и дела классов.

Всего в школе 32 педагога, которые можно охарактеризовать следующим образом.

По уровню образования.
 
Категория специалистов Высшее педагогическое Незаконченное высшее Среднее специальное среднее
Учителя начальных классов 4 - 1 -
Учителя I II ступени обучения 21 4 2 -
 
 
По стажу работы
 
1–3 года 4–10 лет 11–20 лет 21–30 лет Свыше 30 лет
4 5 12 7 4

 
По квалификационным категориям
 
Работники с высшей категорией С 1 квалификационной категорией Со 2 квалификационной категорией
5 10 17

Педагогическими кадрами школа обеспечена полностью, свободных вакансий нет.

В школе работают следующие методические объединения учителей-предметников:

  • • гуманитарных предметов,
  • • естественно-математических предметов,
  • • учителей начальных классов.
 
Традиции школы:
  • • день туризма,
  • • праздник «Осенний калейдоскоп»,
  • • день РВО,
  • • день дублера,
  • • встреча со студентами,
  • • день Святого Валентина,
  • • школьная весна,
  • • отчетный концерт кружковой работы,
  • • конкурс, посвященный выпускникам школы,
  • • спортивный праздник.
 

Поступаемость выпускников в учебные заведения:

Учебный год Число выпускников ВУЗ ССУЗ ПТУ
2000/01 13 7, 54% - 3, 23%
2001/02 8 1, 12,5 4, 50% 3, 37,5%
2002/03 10 7, 70% 3, 30% -
2003/04 16 4, 25% 9, 56% 3, 19%
2004/05 17 13, 76,4% 1, 5,8% 1, 5,8%
2005/2006 17 15, 2,  
 

III. Анализ образовательных запросов разных социальных, профессиональных и возрастных групп населения.

 

Есть ли вообще образовательные запросы?

 

В селе современной практикой востребован социокультурный подход к формированию содержания образования. Применительно для всех возрастных, социально-профессиональных групп сельского населения он предполагает образование, имеющее ценность для конкретного социума, где живет и трудится человек; нацеленное на формирование жизнеспособной личности, воспитание человека культуры; основанное на традиционной культуре; направленное на воспитание человека, любящего землю, труд на земле, сельский образ жизни; учитывающее специфику сельской жизни.

Исследования показывают, что специфика сельского образа жизни обусловливает необходимость универсального характера сельского образования, органично сочетающего исторический опыт в той или иной области знаний и современные достижения наук; гуманитарную, социально-педагогическую компоненту и специальные профессиональные знания; узкую и широкую специализацию в той или иной области профессиональной деятельности.

 

Каковы образовательные запросы? У каких групп?

 

На первом месте  — компьютеризация школ, проводимая профессиональными, знающими свое дело специалистами. Далее обеспечение качественными учебниками, учебными пособиями. Улучшение изучения иностранных языков.

Развитие дополнительного образования интересует многих родителей. Большинство детей очень хотят заняться хореографией, изобразительным искусством, техническим творчеством, различными видами спорта, но, к сожалению, школа не может полностью удовлетворить учащихся и их родителей.

Возрастают потребности в знаниях, необходимых для организации предпринимательской деятельности, эффективного ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства.

 

Какие запросы актуальные, а какие потенциальные?

 

Актуальные образовательные запросы:

  • • только образованные люди способны осуществить модернизацию производственной и социальной сфер села (отсюда необходимость подготовки сельских детей к поступлению в ВУЗы), эффективно работать в условиях рынка; стать реальной силой социального развития села могут, прежде всего, выходцы из сельской среды;
  • • развитие ресурсных центров, цель которых — дистанционное образование детей и взрослых, профильное обучение школьников, повышение квалификации и переподготовка кадров;
  • • развитие системы образования взрослых для повышения культурного и образовательного уровня населения;
  • • формирование различных информационных сред с тем, чтобы обеспечить доступ сельского населения к новейшей информации;
  • • развитие дополнительного образования детей.
 

Потенциальные образовательные запросы.

 Не определены.

 

IV. Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов системой образования.

 

Соответствуют ли они друг другу? Какие тут противоречия?

 

Противоречия – в несоответствии потребностей и запросов разных групп населения – кадровому составу образовательного учредения; нехватка специалистов по дополнительному образованию, низкая квалификации преподавателей информатики и английского языка.

 

Куда двигаться?

Мы считаем, что наша сельская школа может представлять собой высокоэффективную систему непрерывного образования при следующих обстоятельствах.

  • • Образовательная деятельность нацелена на сохранение и развитие ценностного образовательного пространства, которое своими корнями уходит в народную философию, народную педагогическую культуру в целом (программа «Сайылык», работа музея, мастерские народных умельцев).
  • • Содержание образования учитывает потребности человека, живущего в условиях сельской социально-природной среды (тесная связь образования с жизнью, сельскохозяйственным производством, введение элективных курсов «Предпринимательская деятельность», «Ведение крестьянского хозяйства», обогащение материальной базы кабинета трактороведения, развитие подсобного хозяйства).
  • • Деятельность учреждений социальной сферы, социальных институтов осуществляется на основе принципов преемственности всех ступеней образования, дифференциации, интеграции всех структур, реализующих образовательную деятельность (преемственность с ЦД «Алгыс», общественными организациями).
  • • Профильное обучение учащихся ориентировано на решение двуединой задачи — удовлетворение образовательных потребностей учащихся, их родителей; развитие социально-экономического комплекса муниципального образования.
  • • Образование соответствует образовательным потребностям различных социально-профессиональных групп сельского социума.
 

V. Формулирование ключевой проблемы

 

Каковы пути преодоления противоречий?

Для преодоления противоречий между школой и средой может быть использована система дополнительного образования, обладающая немалым образовательным и воспитательным потенциалом, который, к сожалению, до сих пор еще недостаточно востребован школой. Если сопоставлять общее (базовое) образование и дополнительное, то первое ценно, прежде всего, своей системностью, второе — возможностью индивидуализировать процесс социализации ребенка. А цель у всех педагогов одна — подготовить ребенка к жизни в обществе, но реализуем мы ее разными средствами и формами.

Эти два вида образования по-существу выступают как взаимодополняющие друг друга, а потому равноправные компоненты и должны стать таковыми на разных уровнях — от государства и общества в целом (где значимость системы дополнительного образования детей должна быть переоценена и признана на законодательном уровне) до отдельной, конкретной школы. Именно на базовом уровне необходимо осознать, что современное дополнительное образование детей может дать школе очень многое. Если выразиться кратко, оно может улучшить качество школьного образования.

Переход к модернизации системы образования на селе обеспечит положительную динамику:

  • • охвата детей дошкольным, общим, дополнительным образованием и повышением его качества;
  • • охвата молодежи профессиональным образованием;
  • • удовлетворенности населения полнотой и качеством образовательных услуг;
  • • доступности современных источников информации;
  • • возможностей выбора сельскими жителями разных возрастных групп — образовательных программ;
  • • доступности высшего профессионального образования
 

Вместе с тем, главный результат модернизации образования на селе - это превращение человеческого потенциала в движущую силу развития, в фактор возрождения села.

 
 
Проектная идея (Москва-Якутск)
 
Н.И. Бугаеву
 

«Николай Иннокентьевич, добрый день!

…Относительно этих двух школ я думаю вот что.

Анализ сделан очень содержательно, сразу представляешь ситуацию. Я думаю, что сетка что-то может дать.

В селе Лекечен, как я понял, 47% народу с высшим и средним специальным образованием (столько же, кстати, помните, в Баяге людей занимается разными творческими делами, мастерствами). А в Илбенгя указывают на ключевую для них проблему — дополнительное образование. Тут явная смычка. И, наоборот — в Лекечене большие проблемы со здоровьем детей и взрослых, нет врача, а в Илбенгя — участковая больница, медперсонал…

Но в этих взаимных возможностях школы и сами разберутся. А вот что касается стратегии…Трудно, конечно, так, не видя, но вот какая мысль возникает.

Мне кажется, что в их возможном взаимодействии не хватает чего-то третьего (не только, в смысле, третьей школы, села). Чего-то качественно другого.

Мне кажется, что стратегия развития может быть как-то связана с трассой, на которой эти два села находятся (федеральной трассой Якутск-Мирный), по которой мимо что-то и кто-то проезжает, не обращая внимания, как будто их нет (вот, и газ в селах не провели). Это, вообще, обычная ситуация — «проезжих сел». Стоят у трассы, мимо мчится жизнь, «прогресс», а они как бы на его обочине. И тут вопрос: а что, собственно, они сами могут предложить этому прогрессу, этой трассе — в широком смысле, и в совершенно конкретном — этой конкретной трассе Якутск-Мирный, и тем, кто по ней перемещается.

Что могут предложить и что могут взять?

Вот вокруг этого можно подумать…

Я знаю, что в Хвойнинском районе Новгородской области сельская школа создала сеть магазинчиков, даже при районо торговали канцтоварами. Потом у них в районе был проект, мне тамошняя начальник управления образованием рассказывала, — создать разные кафушки, рыночки, магазинчики при бензоколонках на трассе Москва-Петербург…Я не знаю, что именно тут, на якутской трассе, где эти села, можно придумать, но, ведь что-то у них есть (вот, хоть рыба), а с другой, какие-то нужды, интересы могут быть и у проезжающих (в стоянке, отдыхе, не знаю, в чем, но чем-то их нужно привлечь, чтобы они остановились, или самим придти туда, где они останавливаются). Понятно, что подумать и оценить ситуацию (и в результате, сформировать какой-то проект) школам надо вместе с местным предпринимателем, может быть, главами сельских администраций, специалистами и т.д.

В общем, мне кажется, нужно попробовать провести анализ в отношении трассы. Анализ собственных возможностей. И анализ своих потребностей, проблем, в которых может помочь «трасса» (может, и специалисты, о которых говорят лекеченцы, оттуда появятся, и Интернет).

Вообще, Вы понимаете, что на эту ситуацию можно посмотреть и в более широком смысле — трасса как модернизация(без кавычек), прогресс — с плюсами и минусами, и эти села-школы(регионы, культуры, человеческие сообщества у дороги). Но это ладно… А конкретный проектный ход, может быть, такой.

Мне было бы интересно, что думают об этом в Лекечене и Илбенгя.

Привет тамошним учителям и пожелание справиться с трудной, но очень интересной задачей».

А.М. Цирульников.

 
 
Сетевой проект
 

В результате последующего анализа, обсуждения и дальнейшей работы при активном участии якутских экспертов-аналитиков, возник сетевой проект, который был представлен Вилюйским районом на открытый конкурс перспективных инновационных проектов и программ*.

 
«Сетевое образование как фактор организации совместной детско-взрослой образовательной деятельности в условиях общественно-государственного управления образованием (на примере организации Кустового сетевого образовательного центра «ИЛ»), 2007 г.

Авторы инициативы: Баппагаинская общеобразовательная средняя школа им. М.А. Алексеева, Лекеченская общеобразовательная средняя школа, Вилюйское управление образованием.



  * Ниже мы приводим проект в том виде, в каком он представлен школами.
 
 
 
 
Страницы: « 1 2 3 (4) 5 6 7 8 9 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/267
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/267
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?