Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

ЯновицкаяЕ. Научное и лженаучное в педагогике. Поищем критерии различения


Содержание:
  1. ОБЩЕНИЕ – ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

ОБЩЕНИЕ – ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Нельзя не согласиться с тем, что задачу «целенаправленного изменения человеческой личности путём обучения индивидов основам классических наук» иначе как лженаучную квалифицировать нельзя.

Чтобы взгляд на «элементарные основы педагогики» стал осмысленным, он должен быть сфокусирован иначе.

Я убеждена, что ПЕДАГОГИКУ можно определить как науку об ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ людей для передачи им опыта предшествующих поколений и взаимообогащения возможностей поколения растущего.

Такое рассмотрение педагогики как науки, посвящённой общению, помогает нам разобраться, при каких условиях это общение становится и результативным, и нравственно облагораживающим участвующих в нём людей, и больших, и маленьких.

Тогда мы можем начать продуктивно исследовать те «элементарные ситуации общения», когда люди учатся друг у друга жить на этом свете разумно, успешно и радостно.

ПЕРВОЕ ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕХА – НРАВСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Моё отношение к первому из условий успешной педагогики однозначно: встреча с учителем обязана нести с собой, как частичку знаний, так и капельку человеческого тепла и доброты. И ничего противоположного этому! Ребёнок, в руках педагога должен становиться умнее и добрее. И ни в коем случае не наоборот.

Всю свою долгую жизнь я направляю на поиски тех дидактических средств, что несут в себе объективные закономерности, позволяющие тиражировать в массовую школу такую умную и добрую дидактику. И многое нашла. Без конца рассказывала и показывала на практике. Наконец, написала об этом в книге «Большая дидактика и 1000 мелочей».

Умный, добрый, бодрый, весёлый характер отношений учителя со своими учениками обычно относят к той стороне школьного дела, которая, якобы, должна сама собой вытекать из личностных достоинств учителя. На самом же деле именно на возможность организации таких отношений и должны быть прежде всего нацелены все дидактические и методические средства, предоставляемые в его руки настоящей педагогической наукой. Без опоры на умную дидактику только очень выдающиеся таланты сохраняют и укрепляют подобные качества в борьбе со школьной системой, которая каждым своим проявлением толкает взрослых и детей на взаимную агрессию, зависть, озлобленность, растерянность перед трудностями, неверие в свои силы.

Конечно, многие современные учителя озабочены, главным образом, передаваемыми знаниями. И не столько их сущностью, сколько их количеством (предметные программы перегружены ещё и по этой причине).

Но согласимся: всё же главные сетования в обществе идут не столько о плохом усвоении программ, сколько о невоспитанности, о бездуховности, о безответственности молодого поколения.

А в наших перегруженных программах, в построении текстов учебников, в «поурочных методических разработках» учителю предлагается так мало того, что помогло бы ему и в организации общения с детьми, и в организации отношений между самими детьми по ходу их учебной жизни.

В программы и концепции может быть даже включено много слов о нравственности, но, как правило, нет даже намёка на нравственную организацию самого процесса обучения.

ВТОРОЕ УСЛОВИЕ УСПЕХА – ОПОРА НА КОЛЛЕКТИВ

Хуже того, богатое, естественное разнообразие учащихся в классе трактуется как помеха, а значительное число учеников при совместной работе как «минус» для индивидуальных успехов. Хотя нигде в мире не найти работоспособного сообщества людей, составленного из одинаковых индивидов. Наоборот, история всех народов Земли показывает, что многообразие людей по всем своим главным, человеческим показателям, активное взаимодействие между собой очень разных личностей и сделало людей «царями природы».

К сожалению, самые естественные способы передачи опыта через продуктивное взаимообогащение детей-ровесников в процессе приобретения знаний, наша педагогика пока использует хуже всего. Взаимопомощь в учёбе преследуется, а не поощряется; чаще всего, ровесников достаточно грубо противопоставляют друг другу по степени школьной успешности. Это и аморально относительно самосознания детей и подростков и губительно для будущего прогресса общества. Тем самым провоцируется разлад в среде современников, закладывается почва не для будущей взаимопомощи и милосердия, а для взаимных раздоров.

Знания делают человека умнее. Но лишь личный человеческий добрый контакт позволяет стать ему самому добрее, преодолеть животную агрессивность, заложенную инстинктом борьбы за выживание.

Это может быть достигнуто только при опоре педагогических действий взрослого на коллектив сверстников ученика, окружающий (или специально формируемый) около воспитанника. Чем разнообразнее такое коллективное окружение, тем большими возможностями обладает педагог.

Чем многообразнее такая среда сотоварищей – тем сложнее оказываются действия обучающего, зато тем ярче и достойнее возможный результат в случае успеха. Задача дидактики показать – как трудности «многообразия» оказываются основой положительных результатов, кажущиеся преграды – ступенями к успеху

Только в обстановке сотрудничества разных людей, разных формирующихся личностей, сольются воедино учебный и воспитательный процессы. В итоге, научившись ценить при общении различия людей, молодой человек, взрослея, будет становиться мудрее в своих взаимоотношениях со всем его окружением, и природным, и социальным.

Но чтобы дети на практике видели и ценили формирующиеся особые сильные стороны друг друга, обучение не может организовываться монотонно и единообразно. Для этого потребуется разноуровневый подход к организации занятий и реальная возможность для учеников проявлять себя в разном по-разному успешно.

ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ УСПЕХА –
РАЗНОУРОВНЕВОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Для того, чтобы учить всех на уроках так, чтобы каждому учиться хотелось и училось бы радостно и успешно, требуется хорошая дидактическая разработка каждой учебной темы по разным уровням сложности.

На мой взгляд, у всякой учебной информации могут быть три основные уровня сложности.

Первый, элементарный уровень понимания темы – это самая суть, базовый минимум. При грамотной организации работы этому минимуму в любой школьной теме можно научить любого.

Ко второму уровню сложности следует отнести связи «базового минимума» данной темы с другими темами.

А третьим уровнем можно считать потенциальные возможности, которые даёт материал данной темы для творческого преобразования, повода для увлечённых этим предметом ребят проявить себя на творческом уровне.

Но сначала обратим внимание ещё и на «нулевой», предварительный уровень любой учебной темы. Это то, как мы можем представить её с точки зрения занимательности, современности, значимости. Наличие такой нулевой сложности дидактика обязана учитывать, Чтобы ученик, влюбляясь в дело, «дилетантствуя» на первых порах, уже мог замечать будущие пути перехода от «азов», «базового уровня» к эрудированности и творчеству. Ведь наибольшая увлечённость новым делом (даже у взрослых людей) достигается, когда всё окрашивается занимательностью, развлекательностью.

Для необходимого общего успеха в освоении «базового минимума темы» нам потребуется обязательное и системное применение главного дидактического приёма – помощи. Как со стороны самого учителя, так и системная взаимопомощь всех соучеников класса прямо на уроке.

Чаще всего базовая информация темы очень слабо «организована» (даже в учебниках) и воспринимается детьми урывками, хаотично запутанной в других сведениях. Поэтому прежде всего нам потребуется каждый раз такой минимум действительно вычленить как минимальный, предельно ясный, не устрашающий не объёмом сведений, ни «многослойностью» изложения смысла.

А во-вторых мы должны предложить ученикам такой ход (чаще всего – игровой, увлекательный, очень динамичный, и в то же время чётко сосредоточенный на главной цели), при котором каждый ученик за считанные минуты урока многократно вынужден будет «прокрутить» в голове, проговорить вслух, написать и т.д. суть учебной темы так, чтобы она

Базовый мининум практически каждый ребёнок успешно осваивает через деловую игру со своими товарищами; и чем таких товарищей будет привлечено больше, а их возможности разнообразнее, тем результативность окажется выше.

Для других уровней сложности потребуются и другие формы организации занятий. При этом все ученики разберутся в «ядром» темы (т.е. будут знать её на «удовлетворительное»); значительное большинство будет владеть темой в её связи с прежде пройденными (т.е. на «хорошо»), а особо увлекающиеся предметом ребята проявят себя в оригинальных творческих задачах и работах (т.е. выступят «отлично», удивляя своими способностями одноклассников и учителя).

При этом нам не потребуются обязательные домашние задания (их выполнение возможно только по желанию). Оценка за добровольную сверхурочную работу дома выставляется всегда положительная, даже если она получилась малоудачная, – учитель поможет качество работы улучшить. А показав ученику уровень его успешности, так же покажет, каким образом этот уровень можно будет повысить, и поможет это сделать, не усиливая нагрузку на него, а облегчая её.

При эффективной, доброжелательной, нравственной организации обучения, одни ребята будут «отличными» в одних делах и учебных предметах, другие – в других. Желание сделать всех отличниками во всём – желание странное и неестественное; важно другое – чтобы каждый нашёл себе «науку и дело по вкусу», по-настоящему увлёкся чем-то и в этом показывал выдающиеся результаты.

Так на этом пути (который мы кратко охарактеризовали) разноуровневость освоения информации и разноуровневость способностей и наклонностей учащихся могут включаться в дело обучения как обуславливающие друг друга явления.

На этом пути формируется человечный профессионализм учителя. Через успешность первых, учебных шагов ребёнка в первые два десятилетия его жизни, учитель может и должен поддержать, укрепить стремление ученика к успеху», помочь ему стать личностью, взрастить в себе чувство собственного достоинства, уважение к другим людям и умение с ними сотрудничать.

ЗАПАСНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕХА – ЗА КАДРОМ УРОКА

Не углубляясь, лишь упомянем о второй крупной части педагогики: об изучении и организации процессов внеурочной, необязательной деятельности детей, которая может протекать, как в школе, так и вне школы. Она ведь так же служит бесценной опытом освоению новым поколением того, что было с пользой использовано предыдущим, старшим поколением. В этой части педагогическая теория часто выглядит ещё более беспомощной, чем относительно уроков. Нет даже научного термина для этой второй, не менее важной педагогической работы. Постепенно стали называть эту кучу творческих дел и поисков «дополнительным образованием». Но не забудем, что опыт многих лучших школ (в том числе и замечательной школы того директора, с высказывания которого мы начали нашу статью), показывает, что сделать хорошую школу зачастую можно прежде всего на основе тех способов организации детской жизни, которые привыкли относить к образованию «дополнительному». В деле формирования будущих достойных граждан страны «необязательное» образование зачастую оказывается куда полезнее принудительного.

* * *

Итак, учить учительской профессии можно и нужно. Находить «нужные слова» и «нужные действия» задача науки – педагогики.

Увы, руководство систем образования, к сожалению, пренебрежительно относится к открытиям и педагогическим исследованиям. Вина за традиции такого безразличия отчасти лежит на профанации принципов «научности» значительной частью официальной «педагогической науки». А отчасти – на нежелании школьного начальства прикладывать усилия не к громким, формальным и легко административно организуемым проектам, а к делу распространения профессиональной грамотности учителей – делу заведомо трудоёмкому, требующему по-своему умных и грамотных решений.

Страницы: « 1 2 3 (4)

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/257
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/257
Школа для подростка
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?