Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Нагорная Л. ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЛОГОПЕДИИ


Содержание:
  1. Тематические годовые планы логопедических занятий
  2. Тематический план занятий по совершенствованию фонетической стороны речи
  3. первый год обучения, 2-й период обучения (декабрь - март) 16 недель (2 занятия в неделю, всего 32 занятия)
  4. 3-й период (апрель - май) 8 недель (2 занятия в неделю, всего 16 занятий)

  5. План занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи
  6. 2-й период обучения (декабрь - март) 16 недель (2 занятия в неделю, всего 32 занятия)

  7. 3-й период обучения (апрель - май) 8 недель (2 занятия в неделю, всего 16 занятий)
  8. С детьми шестилетнего возраста
  9. План занятий по развитию звукового анализа и обучению грамоте
  10. 1-й период обучения (сентябрь - декабрь) 14 недель (2 занятия в неделю, всего 28 занятий)

  11. 2-й период обучения (январь - май) 16 недель (2 занятия в неделю, всего 32 занятия)

  12. План занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи
  13. 1-й период обучения (сентябрь - декабрь) 10 недель (2 занятия в неделю, всего 20 занятий

  14. 2-й период обучения (январь - май) 15 недель (2 занятия в неделю, всего 30 занятий)

←Оглавление

Тематические годовые планы логопедических занятий

С детьми пятилетнего возраста

Тематический план занятий по совершенствованию фонетической стороны речи

первый год обучения, 2-й период обучения (декабрь - март) 16 недель (2 занятия в неделю, всего 32 занятия)

Тема занятия Навыки звукового анализа
1 Совершенствование представлений детей о звуках в окружающем мире.  
2-3 Живые – неживые звуки. Дифференциация неречевых и речевых звуков. «Живое – неживое», «Узнай меня и спой, как я».
3-4 Подсчет гласных звуков, пропевание детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Развитие слухового внимания. Уточнение артикуляции гласных звуков. «Спой словечко», «Лётчики на учебе».
5 Подсчет гласных звуков с определением первого и последнего в ряду их звучания. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
6 Подсчет гласных звуков с определением первого и последнего в ряду их звучания и воспроизведение ряда звучащих звуков. Пропевание гласными звуками знакомых песен. Развитие слухового внимания, выделение первого и последнего звука в звучащем ряду гласных.
7 Пропевание гласными звуками попевок, песенок, частушек. Подсчет гласных звуков, использованных в пении. Совершенствование дифференцированного дыхания.
8 Введение в звучащий ряд гласных звуков согласного, произносимого всеми детьми. Определить различие в произношении гласного и согласного звуков: поющие – не поющие.
9 Подсчет произносимых в одном ряду гласных и согласных звуков. Нормализация соотношения вдоха и выдоха.
10-11 Выделение согласных звуков среди произносимых гласных. Определение первого, последнего звука. Дифференциация поющих – не поющих звуков. Выделение согласного звука из потока звуков.
12-13 Определение различия в произношении гласных и согласных звуков с помощью игровых ситуаций. Дифференциация гласных – согласных звуков. Гласные – длинные, согласные – короткие. Подвижные игры: «Живые – неживые звуки», «Лётчики».
14 Гласные, согласные звуки. Сказка «На лесной полянке». Определение детьми названия согласного звука (не умеют петь, согласились). Гласные поют голосом.
15 Подвижные игры с использованием гласных, согласных звуков. Выделение гласного звука из потока согласных. Дифференциация гласных – согласных звуков.
16 Выделение согласного звука из потока гласных. Произношение слов по количеству предметных картинок. Расширить представления детей о понятии «слово», слагаемое из звуков.
17 Слово. Соотношение произнесённых слов и взятых предметов. Уточнить и совершенствовать представления детей, что слово складывается из звуков.
18-20 Выделение гласного звука в односложных словах. Определение гласного звука в словах.
21-23 Образование двусложных слов с открытыми слогами путем добавления гласного звука к односложным словам. Определение наличия двух гласных звуков в словах.
24-26 Выделение гласных звуков в двусложных словах. Соотношение количества слогов и количества гласных звуков в двусложных словах.
27 Выделение первого гласного звука в словах. Определение гласного звука в словах с использованием предметных картинок и подбор слов детьми из личного опыта.
28 Выделение первого согласного звука. Определение согласного звука с использованием предметных картинок и самостоятельный подбор слов из опыта детей.
29-30 Выделение последнего согласного звука. Подбор слов с одинаковым звуком в конце (согласным).
31-32 Выделение последнего гласного звука. Подбор слов, заканчивающихся на один и тот же гласный звук.

3-й период (апрель - май) 8 недель (2 занятия в неделю, всего 16 занятий)

Тема занятия Навыки звукового анализа
1 Дифференциация гласных звуков О – А. Деление слов с открытыми слогами. (2-3 сл.). Определять наличие гласного звука О, А в слогах, а также в одном слове О, У (козу, воду).
2 Дифференциация гласных звуков У – А. Деление слов на слоги с двумя-тремя открытыми слогами. Определять наличие гласного звука У, А в слогах, словах, а также в одном слове (рука, дуга).
3-4 Деление слов на слоги: с подсчетом количества слогов, гласных звуков. Сравнение звучания слов (односложные – двусложные). Определение количества гласных звуков в двусложных и односложных словах. Уточнить длину звучания односложных и двусложных слов.
5-6 Дифференциация звуков Ы – И. Определить влияние звуков Ы, И на звучание согласных, «живущих» рядом с ними (мышка – мишка, мыло – мило).
7-9 Деление на слоги слов с тремя слогами. Подсчет гласных звуков в слове. Определять гласные звуки в каждом слоге, их количество в слове.
10 Сходство и различие слов по звучанию: сон-сын, кот-кит, сам-сом. Определять наличие одинаковых звуков (первый и последний) в паре слов и различные гласные звуки в середине.
11-12 Сходство и различие слов по звучанию: сом-сок, сын-сыр. Определение различий: последние звуки разные, а первые и гласные одинаковые.
13-14 Длинные – короткие слова (деление на слоги двусложных слов с последним закрытым слогом (ха-лат, са-лат). С помощью деления односложных и двусложных слов определить и сравнить длину их звучания (короче – длиннее).
15-16 Деление слов с тремя и более слогами с закрытым последним слогом (пуховик, велосипед).  


План занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи

2-й период обучения (декабрь - март) 16 недель (2 занятия в неделю, всего 32 занятия)

Тема занятия Навыки звукового анализа
1-10 Совершенствование диалогической речи. (Используем невербальное общение, поддержку детской вопросительности, работу в парах). 1. Использование сюжетных картин в последовательности: от одного персонажа до трех. 2. Игры, игровые ситуации с озадачиванием, побуждающие детей к постановке вопросов. 3. Использование картин для их озвучивания детьми в парах.
11-12 Уточнить представления детей о понятии «слово». С помощью парных картинок: шар (красный, зеленый; большой, маленький), кукла (сидит, лежит) и др. дети определяют категорию слов.
13-15 Предложение простое с использованием невербального общения. Сюжетные картинки с одним-двумя персонажами. Одни по желанию «изображают», другие – «прочитывают».
16-18 Предложения сложные с использованием подвижных игр. Игры: «Одно и то же по-разному», «Поймай зверушку», «Заводные человечки» предоставляют возможность детям легко использовать в речи сложные предложения с союзами и, а.
19-20 Совершенствование представлений о признаках предметов. Игры (игровые ситуации в паре) «Иди и говори», «Буду говорить я», «Зеркало», «Что где растет» помогают легко определять признаки предметов.
21-22 Простые и распространённые предложения. Подсчёт количества слов в предложении. Игра-ситуация в парах «Чья дорожка длиннее», две пары с одинаковыми игрушками выстраивают дорожку из количества слов в предложении.
23-24 Совершенствование представлений о действии предмета. «Одно и то же по-разному». Игры-ситуации с использованием невербального общения.
25-26 Образование существительных уменьшительной формы. Сюжетно-ролевые игры: «День рождения», «Волшебный сундучок».
27-28 Пересказ коротких рассказов с использованием невербального общения. Одни дети по желанию жестами изображают понравившуюся ситуацию рассказа, другие – прочитывают.
29-31 Работа с картинками с использованием невербального общения.  
32 Праздник «Нам очень нравится дружить!»  


3-й период обучения (апрель - май) 8 недель (2 занятия в неделю, всего 16 занятий)

Тема занятия Навыки звукового анализа
1 Совершенствовать навыки в согласовании существительных с прилагательными. Подвижная игра (в парах) «Наш адрес». Расположить по группам и разложить по комнате одинаковые по названию, но различные по признакам предметы. Пары по желанию располагаются возле избранного предмета и сообщают «свой адрес».
2-3 Совершенствовать навыки в согласовании глаголов с существительными в единственном и множественном числе. Сюжетно-ролевая игра «Корреспонденты» с использованием вопросительности, диалогической речи.
4-6 Составление описательных рассказов по инициативе и желанию детей (право выбора). Игра «Расхвали игрушку, поделку, рисунок (свой, друга)». Словесная игра «Радио». Объявление: «Потерялся щенок, котенок, девочка, мальчик».
7-9 Употребление существительных в родительном, предложном падежах. Подвижные игры: «Человек к человеку», «Разведчики» с использованием плана с условными обозначениями.
10-12 Совершенствовать навыки использования в речи предлогов: к, в, на, от. 1. Игра «Найди секрет» с использованием карты с условными обозначениями (работа в четверках). 2. Целевая экскурсия с последующим составлением плана-карты.
13-14 Составление сюжетных рассказов по серии сюжетных картин «Что такое хорошо...»  
15 Относительные прилагательные. Интегрированные занятия: конструирование, лепка, ручной труд.
16 Праздник: «Микрофон для всех».  

С детьми шестилетнего возраста

План занятий по развитию звукового анализа и обучению грамоте

1-й период обучения (сентябрь - декабрь) 14 недель (2 занятия в неделю, всего 28 занятий)

Тема занятия Навыки звукового анализа
1 Гласные-согласные звуки. Выделение первого звука в словах. Игра «Стрельба по мишени» (упражнения в проведении прямых линий). В подвижных играх дети совершенствуют понятия о гласных и согласных звуках. В малых группах договариваются и подбирают слова на заданный звук. Игра «Без подсказки».
2 Графический диктант на индивидуальных досках и большой доске. Рисование полосок с обозначением середины под напев (скок – скок – скок).
3 Нахождение известных детям букв на картине «Водное царство» (Аквариум). Уточняются имена букв (их алфавитное произношение). Дети обмениваются опытом: каждый показывает свою личную букву и спрашивает, кто её нашел, а кто нет.
4 Выделение последнего звука в словах. Работа в парах на листах – стрельба по мишени. Игра «Узнай меня» (предметные картинки с одинаковыми последними звуками: шарф, шкаф, кот, кит, плот, газета, дорога). При затруднении задают вопросы.
5 Длинные – короткие слова (деление на слоги слов с последним закрытым слогом). Графический диктант. Подсчет слогов в слове и сравнение слов по звучанию: односложные – короткие слова, остальные – длинные.
6-7 Определение слогов «согласный-гласный» (СГ), «гласный-согласный» (ГС) на ручных знаках (СГ – левой, ГС – правой). С помощью зрительных и тактильных анализаторов дети определяют количество звуков в слогах.
8-9 Деление слов на слоги с последующим названием слогов и прочтением их на ручных знаках. Совершенствуют представления о слоге и о составе слова из слогов, подсчитывают количество звуков в словах и слогах.
10-11 Составление слов из слогов по предметным картинкам (в парах). Графический диктант В паре выбирают предметную картинку, разделяют слово на слоги, составляют и прочитывают слово на ручных знаках.
12-13 Запись слогов (по ручным знакам) в строке. Подбор к записанным знакам в строке различных слогов и их прочтение. Различие прямых – обратных слогов: сочетание движения руки с прочтением слогов.
14 Буква собственного имени, ее алфавитное произношение, запись имени букв в строке (ручными знаками). Соотнесение имени буквы со слогом. Подсчет звуков в имени буквы (в слоге).
15 Определение первого, последнего и в середине звука в односложных словах. Рисование листиковой формы. Совершенствование звукового анализа односложного слова, подготовка к осознанному слоговому чтению.
16 Чтение односложных слов на ручных знаках. Подбор слов по предметным картинкам с разной структурой.
17 Запись односложных слов ручными знаками в строке с прочтением как всего слова, так и первого, последнего, среднего звука. Письмо поллистика на прямой линии (к себе). Освоение согласования руки и голоса, движения руки вдоль своей строки. Прочтение слов (односложных) по слоговым знакам на выдохе; сочетание движения руки, проговаривания.
18 Подбор слов (односложных) к схеме СГС на большой доске и на индивидуальных досках. Письмо поллистика (от себя). Чтение – узнавание слоговых записей, совпадающих для нескольких односложных слов.
19-20 Узнавание известных букв на картинке «Аквариум». Нахождение букв, окрашенных одинаковым цветом. Письмо росчерка с элементами поллистика. Обмен опытом: одни дети называют знакомые буквы – другие узнают и запоминают. Совершенствуют ориентировку в пространстве, показывая и рассказывая, где находится буква. Исследуя, определяют парные звуки и буквы.
21-22 Чтение двухсложных слов на ручных знаках, запись и прочтение в строке. Совершенствование звукового анализа двухсложных слов (первый и последний звуки и показ середины слова на ручных знаках).
23-25 Чтение на ручных знаках и запись в строке односложных слов с четырьмя звуками типа шарф, танк, торт. Знакомство с малыми таблицами письменных работ. В сравнении звучания слов шар и шарф дети осваивают запись и показ на ручных знаках слов со стечением согласных.
26-27 Узнавание письменных букв на таблицах. Обмен опытом в малых группах с вопросами и обсуждениями.


2-й период обучения (январь - май) 16 недель (2 занятия в неделю, всего 32 занятия)

Тема занятия Навыки звукового анализа
1-2 Чтение на ручных знаках, запись и прочтение в строке односложных слов со стечением согласных в начале слова. Выделение первого и последнего звуков и показ середины слова на ручных знаках. Подсчёт звуков в словах.
3 Запись в строке слов типа СГСГ, прочтение их, подбор к схеме слов на большой доске и индивидуальных досках. Определение и обозначение середины слова ручными знаками; подсчет звуков в словах.
4-5 Составление из звуков слов (три-четыре звука). Росчерки, узнавание в росчерках письменных работ. Совершенствование фонематического слуха; подготовка руки к письму, узнавание образа знакомой буквы.
6-7 Подбор и прочтение слов к схемам СГСГС, СГСГСГ. Уточнение имен безымянных букв. Подсчет звуков в словах с двумя-тремя слогами. Узнавание и запоминание неизвестных букв.
8-10 Составление известных детям букв (письменных) из элементов, обозначенных на специальных таблицах. Пользуясь таблицей, дети из данных элементов «собирают» и записывают буквы.
11-13 Составление слов из предложенных детьми букв. Запись слов логопедом с последующим прочтением детьми. По предметным картинкам дети подбирают буквы и составляют известные им слова.
14-16 Росчерки с последующим вписыванием в них известных детям письменных букв. В росчерках дети узнают элементы знакомых букв и вписывают их в росчерк.
17-18 Звуковой анализ слов из трех-четырех слогов. Выделение первого, последнего звука. Подсчет звуков в словах.
19 Составление схем к двухсложным словам со стечением согласных – ГССГ, гласных – СГГС звуков. Подсчет звуков в слогах, определение количества звуков в слоге (слог состоит из одного гласного звука).
20-21 Подбор к схемам СГС, СГСГ слов и запись их буквами. Прочитав по схеме слово, дети в малых группах записывают все вместе слова буквами, обучая и обучаясь друг у друга.
22-23 Чтение слов СГС, СГСГ, записанных логопедом на доске письменными буквами. Дети наблюдают письмо слов, узнают знакомые буквы в них, перенимая опыт безотрывочного письма.
24 Росчерки с последующим вписыванием в них письменных букв. Дети узнают образ известной буквы, вписывают ее в росчерк.
25-27 Рассыпание слогов по слоговой лестнице, используя таблицу элементов букв. Сначала на большой доске, затем в малых группах на индивидуальных досках. Овладение чтением и записью слов «на ступеньках»; уточняют образ букв.
28-29 Чтение слов с использованием предметных картинок. Дети сначала выбирают себе картинки, а затем подбирают к ним слова.
30-31 Чтение простых предложений.  
32-33 Письмо тех букв, которые прежде вписывали в росчерк.  


План занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи

1-й период обучения (сентябрь - декабрь) 10 недель (2 занятия в неделю, всего 20 занятий

Тема занятия Навыки звукового анализа
1-2 Образование глаголов с помощью приставок (улетели, прилетели, разлетелись, взлетели, шел, пришел, ушел). Целевая прогулка: отслеживание состояния природы (птиц, природных явлений). Игра в малых группах «Фоторепортеры» и др.
3-4 Различие смыслового значения приставочных глаголов. Словесно-дидактическая игра «Измени ситуацию».
5-6 Согласование существительное + прилагательное (множ. число, род, падеж). Заселение огорода, сада, водоёмов с помощью общего рисунка и предметных картинок.
7 Согласование числительных с существительными. Интегрированное занятие: конструирование, рисование, ручной труд.
8-9 Согласование числительное + прилагательное + существительное. Образно-ролевые игры: «Спортивный магазин»; «Овощной магазин», «Аптека» и др.
10 Составление коротких рассказов по имеющемуся началу. Начало рассказов из жизни детей (любимые сочинялки).
11 Составление рассказа: изменить его середину и окончание. Детские сочинялки с последующими вопросами.
12-13 Предлоги: над, под, за. Игра «Не повторяй». Дети располагают предметы по-разному (работа в малых группах).
14-15 Сочинение сказок «Я встретился с...» (лисой, козой, Красной Шапочкой...) Игра «Путешествие по сказке» с использованием большой картины с эпизодами различных сказок.
16 Составление сказочных ситуаций: «Если бы я был рядом с ними». Игра «Сказочная страна». В комнате расположены иллюстрации из знакомых сказок. Дети сочиняют в тройках, в парах.
17-18 Сложные предлоги: из-за, из-под в речи детей. Заселение картины «Зимние забавы» с помощью предметных картинок-вставок.
19-20 Интегрированные занятия. Интегрированные занятия по развитию речи, математике, аппликации.


2-й период обучения (январь - май) 15 недель (2 занятия в неделю, всего 30 занятий)

Тема занятия Навыки звукового анализа
1-2 Рисование по желанию эпизода картины «Водное царство» с последующим рассказом. Дети разделяются на малые группы, выбирают самый интересный для них эпизод картины, зарисовывают его и расхваливают. Слушатели задают вопросы авторам.
3-4 Составление рассказа с опорными предметными картинками: малыми группами с правом выбора. Детям предлагаются предметные картинки: горка, санки, собака, одежда, коньки, каток, скамейки, снеговик, комья снега, дети, лопатка и др.
5-6 Образование притяжательных прилагательных. Игра «Кто где побывал?» (предметные картинки: дикие и домашние животные, птицы, их жилище, следы и иллюстрации «зимних» сказок).
7-9 Составление описательных рассказов о птицах, животных. Игра-телепередача «В мире животных» с использованием детских рисунков, поделок, построек.
10-11 Описание положительных поступков любимого сказочного героя. «Мой друг из сказки». Детям предлагается из героев известных сказок выбрать друга и расхвалить его.
12-13 Составление мини-рассказов о хороших поступках по известным рассказам, по поступкам друзей, по своим. В каждой малой группе фланелеграф и сюжетные картинки по художественным произведениям и самостоятельные. Договорившись, малые группы приглашают «гостей» и расхваливают свой выбор. Слушатели задают вопросы.
14-15 Коллективное составление сказок. Пользуясь правом выбора, дети начинают и продолжают сказку по желанию каждого ребёнка.
16-19 Согласование существительных с прилагательными с использованием падежных конструкций в единственном и множественном числе. Игры: «Найди меня», «Иди и говори», «Встаньте рядом» (с употреблением предлогов). Игры-ситуации: «Если бы я был рядом с ними». «И мы тоже», «Путешествие по сказкам», «Театры».
19-21 Согласование числительных, прилагательных и существительных с употреблением падежных конструкций. Заселение картин (сюжеты по выбору детей) предметными картинками с последующим составлением рассказов.
22-23 Приглашение в гости полюбившегося героя из сказки, рассказа. При составлении «приглашения» герою ребёнку предоставляется возможность оценить положительные качества, уточняя мотивацию выбора.
24-26 Составление описательных рассказов: животные, насекомые, уголок природы, картины. Сюжетно-ролевая игра: «Любимая телепередача». Игра «Расхвали картину, книгу, любимых животных». Игра «Засели лес, парк, водоем, двор».
27 Работа с картинами (тематические). Дети в малых группах выбирают понравившуюся серию картин и определяют «Что случилось?».
28 Работа с картинами из серии «Что такое хорошо, что такое плохо». Рассматривая серию картин (в малых группах), дети закрывают одну из картин с отрицательным поступком «Это нам не нравится».
29 Составление картины с помощью вопросов и ответов. Дети делятся на две команды, у каждой команды картина. С помощью вопросов они описывают картину другой команды.


Примечание.
Желательно, чтобы по крайней мере каждое пятое-шестое занятие становилось предметом «гостевых встреч» . гостевого обмена опытом педагогов.

Страницы: « 1 2 3 (4) 5 6 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/40
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/40
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?