Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курбатов Р. САМЫЙ НЕНУЖНЫЙ В ШКОЛЕ ПРЕДМЕТ


Содержание:
  1. Демократия в прошлую пятницу
  2. Демократия и кусок мыла
  3. Отложенная агрессия
  4. Почему мы - не европейская школа
  5. Демократия в прошлую пятницу
Информация об авторе: Курбатов Рустам
Курбатов Рустам Иванович, директор лицея «Ковчег-ХХI», г. Красногорск, Московская область, педагогический писатель и общественный деятель, один из наиболее активных и своеобразных продолжателей идей Селестена Френе в России и соединитель ключевых идей нового образования в практике своей школы.

Демократия в прошлую пятницу

Демократия и кусок мыла

Что делать с теми, кто не слушается? Не слушает, что говорят ему взрослые: на уроке и, тем более, на перемене? Дерется, отнимает чужие вещи, дразнится - сейчас говорю о начальной школе.
Есть два педагогических способа воздействия: наказать и приласкать, оба хороши; приласкать - в смысле: обнять, погладить по головке, спокойно объяснить, что так делать не надо, потому что такие дети, как правило, нуждаются в понимании и любви.
Иногда помогает, но проблема в том, что агрессия - это инстинкт, ее корни - в бессознательном, ребенок хочет хорошо вести себя - но не может. Соблюдать правила - такое же знание и умение, как знание таблицы умножения или умение писать ровные буквы в тетради - и этому тоже нужно учить.
Каждый день, двадцать минут - маленький сбор класса, где обсуждаем: не поведение и не дисциплину - а получилось ли «вести себя по-взрослому» и все случаи агрессии: почему ты сделал так и как можно было б сделать иначе - всё это проговариваем;, через слово инстинктивное вытаскивается наружу, переходит в плоскость сознательного.
Эту проблему, агрессивного поведения, можно сформулировать и так: как научить ребенка выполнять правила. Ясно, что для этого они, правила, должны существовать в ясной и простой форме, но этого мало.
Ученик имеет возможность принять участие в обсуждении и выработке этих правил. Дети очень серьезно и по-взрослому относятся к этому и очень придирчиво следят, чтобы правила, принятые ими, выполнялись.
Это трудный путь - но кто может предложить другой, более легкий? Человек - ребенок или взрослый - имеющий возможность обсуждать и принимать правила совместной жизни, по-другому начинает относиться к реальности и к самому себе: в каком-то смысле, это основа становления здоровой личности.
Французы, и это с их двухвековой традицией демократии, рассказывают, что два-три месяца уходит на выработку первого правила жизни коллектива класса - правила использования в школьном туалете куска мыла.

Отложенная агрессия

Желание ткнуть, пихнуть, вдарить или огреть
Своего соседа по парте не проходит просто так,
Даже если на Сборе класса десять раз уже
Проговорили, обсудили и разъяснили,
Что так не надо - а надо вот так;
Потому что это желание - оно само по себе:
Инстинктивное, животное и бессознательное:
Разговорами агрессию не победишь.
И поэтому Сбор класса - не только для того,
Чтобы призвать и принудить выполнять правила,
Хотя и это уже много,
Сбор класса - это место реализации
Всех агрессивных желаний и импульсов:
Если просто взять за руку драчуна, остановить
И отвести его подальше -
От этого желание ударить у него не исчезнет,
Ударит следующий раз;
Но можно сказать:
«Ты можешь на Сборе класса
Сказать, чем ты недоволен и почему ты хотел его ударить»
Агрессивный импульс должен выйти наружу -
Но культурным образом: через слово.
Слово переводит инстинкт в область сознательного.
Как писал Фернан Ури,
Известный французский педагог двадцатого столетия,
Основоположник «институциональной педагогики»,
Я только пересказал здесь его позицию:
«Когда сознание молчит - грохочут инстинкты».

Почему мы - не европейская школа

- Я плачУ, - сказал папа;
- Я плАчу, - ответила мама, -
И отправили мальчика Илюшу в английский пансион;
Прошел год, вернулся Илья на родину, рассказывает:
- Заболел, ночь не спал, из носа текло,
Утром пошел к тьютору отпрашиваться с уроков,
Тьютор проводил типа утренней поверки, -
Трудно объяснить, что значит это,
Через полчаса освободился:
«Надо идти в медикалсэнтр», - говорит;
Пошел в медикалсэнтр,
Пришел, дверь закрыта, говорят:
«Опоздал, надо прийти в тринадцать тридцать»,
Пошел в кампус, лег на кровать, входит тьютор:
- Почему ты не занятиях, - спрашивает;
- Плохо очень чувствую, медикалсэнтр закрыт;
Дает градусник:
- Тридцать семь и восемь? Ты здоров;
- Не могу, - говорю, - идти, потому плохо очень чувствую себя;
- Ты получаешь детекшн...

* * *

На первой странице сайта двадцать лет было написано:
Лицей Ковчег - Нескучная Школа!
Учитывая ситуацию в мире, решили уточнить миссию, Написали:
«Европейское образование»,
- Вот-вот, - поддержали коллеги, -
Главное, английского пару часов добавить,
И что б дисциплина построже.

* * *

А мальчика Тимура, чтоб человеком стал,
Родители отправили в китайскую школу;
Подходит перед отъездом:
- А какую оценку вы мне поставите по Истории культуры?
- Так нет же ее в обычной школьной программе,
- Это в России нет, а Китае, наверное, есть, -
Это так, к слову;
Возвращается Тимур через год, рассказывает:
- Строго у них там всё: три замечания - выговор,
Три прогула - депортация на родину.
Настоящих самураев растят почти так же,
Как и настоящих джентльменов.
Не быть Лицею Ковчег европейской школой,
Как и китайской, впрочем.

Демократия в прошлую пятницу

- А как вы понимаете, что такое «демократия»?
- Демократия? А.. это то, что у нас было в прошлую пятницу, когда вы нас на Совете спрашивали...
Девятый класс.
Первая волна демократизации прокатилась по школе десять лет назад: первым решением демократически выбранного Совета Школы тогда была отмена спецкурсов - уроков по выбору и возврат к обычным урокам, без выбора, - и на этом демократический процесс затормозился тогда.
События в стране и мире заставили вновь взяться за это дело:
- Дети, мы хотели спросить вас...
- Это где ж видано, чтобы в России кого-то спрашивали?
Восьмой класс.
Почему так быстро все свернулось в нашей стране? Не в президенте ж дело и не в телевизоре - в непривычке нашей к гражданской жизни: в теории, конечно, понимаем, но практики-то не было.
Раз в неделю класс собирается на Сбор: Сбор - это место и время, где каждый имеет право слова; можно спорить, не соглашаться, голосовать, предлагать; вопросы жизни класса решаются здесь же, школьные - на Совете Школы: по одному представителю от каждого класса.
Подводим итоги первого года Совета Школы:
- Скажите, а было ли, чтоб вы на Совете что-то решили, и это сделали?
- А вот... Проголосовали, чтоб в классах поставили корзины для мусора, и нам сказали, что их уже скоро поставят.
Не легок путь к демократии.
Урок истории, десятый класс:
- Приведите пример, когда люди совместно, на основе обсуждения, решали значимые для них вопросы...
- Ну вот, в песочнице, например...
Правильный ответ: греческий полис.
Задачу можно сформулировать так: учить жить детей в гражданском обществе, даже если его нет и в ближайшем будущем не будет.
Три месяца обсуждали систему выставления оценок: вовсе без оценок, пятибалльная, стобалльная; по полной демократической процедуре:Сборы классов, Собрания учителей, Совет школы, потом во втором чтении - по второму кругу.
И вот результат: седьмой-восьмой класс голосовали на сборах за 100 баллов - Совет решил, что у них должна быть пятибалльная система; пятый-шестой просил себе пятибалльную - им проголосовали стобалльную...За процедурой следили самым жестким образом.
Проще прошел плебисцит по другой статье Конституции:
как кого и за что наказывать;
на обсуждение было выставлено два варианта:
помягче и списанный с правил английского пансиона;
  • помягче: после сотого предупреждения, когда у взрослого терпенье лопнет, - выговор;
  • перевод с английского: три замечания - выговор, три выговора - отчисление.
Учителя, понятно дело, голосовали за первый - гуманисты!
Народ - за второй; он и прошел.
Остальные статьи Конституции голосовали ускоренно, конец года поджимал; учителям и старшеклассникам было предложено ознакомиться с десятью страницами текста и внести предложения, уточнения, изменения: итогом стали три строчки инициатив от педколлектива и четыре страницы мелким шрифтом - от десятого класса.
Измотала меня, директора, вконец эта демократическая процедура: после пяти обсуждений одного вопроса на разных советах разного состава найдется непременно кто-то, кто скажет: «А со мной этот вопрос не обсуждали, это Ваше единоличное решение».
Кто - я? Директор или психотерапевт, в конце концов?
И как Черчилль терпел эту демократию всю жизнь?
А что делать-то? В Советском Союзе была лучшая школа, с лучшей математикой, физикой и литературой - а страна развалилась. Чего-то не хватало. Какого-то школьного предмета...
Ведь демократия - навык гражданского поведения - не рождается сам-по-себе, ему нужно учить. Как учим мы таблицу умножения или спряжения неправильных глаголов.
Учить в школе - где ж еще? - с первого класса, выделив два-три часа в неделю на предмет; чем демократия хуже математики, по которой - пять часов? Не теорию преподавать - практику.
Учить высказываться, слушать, спорить, говорить по очереди, прислушиваться, соглашаться, не соглашаться. Не играть в школьные парламенты с президентами и предвыборными кампаниями в день самоуправления - просто собираться раз в неделю детям и взрослым за круглым столом и говорить. Что у нас получилось? Что не получилось? Что будем дальше делать?
Какая основная компетентность, - спросит непременно методист, - вырабатывается на этих «уроках по практике демократии»? Понимание, что общественное устройство - не данность сверху, а результат наших соглашений и действий.
Проще - что в жизни что-то можно изменить в лучшую сторону.
.

Страницы: « 1 ... 6 7 8 9 (10) 11 12 13 14 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/304
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/304
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Курбатов Рустам & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?