Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курбатов Р. САМЫЙ НЕНУЖНЫЙ В ШКОЛЕ ПРЕДМЕТ


Содержание:
  1. Попытка текста
  2. Тест и текст
  3. Контрольная с малосольными огурчиками
  4. Попытка текста
  5. На-сущные вопросы
  6. Программа курса или…
Информация об авторе: Курбатов Рустам
Курбатов Рустам Иванович, директор лицея «Ковчег-ХХI», г. Красногорск, Московская область, педагогический писатель и общественный деятель, один из наиболее активных и своеобразных продолжателей идей Селестена Френе в России и соединитель ключевых идей нового образования в практике своей школы.

Попытка текста

Тест и текст

Традиционная школа завершается тестом. Нетрадиционная - текстом.
Одна буква, а какая разница!
Тест. Дело не в крестике напротив правильного ответа:
И диктант, и обычная задача,
И пересказ: устный или письменный; и рефераты,
И всякие развернутые ответы - всё это тест.
Всё, что предполагает однозначность, недвусмысленность,
Так-а-не-иначе.
Тест - в буквальном переводе - проверка.
Все ли знания дошли до головы обучающегося?
Чтоб без всяких усушек и утрясок!
Ничего нет лучше теста!
Просто, честно, объективно;
Тест - это школьное воплощение технократического духа; Как штрих-код в супермакете:
Бжик-бжик - готово, кто следующий?
Единый экзамен - это только частный случай
Общего желания всё измерить и стандартизировать.
Текст. Не узко - литературный,
А в широком смысле - как любое выражение себя;
Проверка не знания - а нашей реакции на знание,
Результат столкновение своего и чужого,
Здравого смысла и странного,
Привычного и непонятного.
Текст - это выражение себя, но не прежнего,
А уже после столкновения с Другим.
Новый способ решения задачки по математике,
Письмо «от себя» на уроках русского языка,
Литературное или историческое эссе,
Исследование на биологии или географии,
Говорение и письмо на иностранных языках.
Текст - штука необъективная,
Не тест же какой-нибудь;
Тут невозможна обычная оценка.
Ну и ладно…
Самое важное и ценное в тексте,
То, что можно было б оценить -
Это движение мысли, попытка найти ответы
И новые, собственные вопросы.
Это не то «прочное знание», измеренное тестом,
А, скорее, состояние не-доумения и не-понимания;
Не-знания.

Контрольная с малосольными огурчиками

Полина испекла и принесла пирожное безе, Максим - вареную картошку с соленым огурцом, а Рома - кастрюлю с макаронами по-флотски. Что все это значит? Это значит - итоговое занятие, контрольная работа. Но мы не просто всё сели и съели, у нас все-таки культурная антропология…
Пригласили второклассников. А те, после небольшого нашего рассказа, набросились и все сжевали, радостные: и картошку с огурчиком, и макароны, и безе, - чуть задержавшись на перемену.
Так прошла контрольная работа по теме Антропология еды курса Культурная антропология.
Изучаем повседневную жизнь: обычные и привычные, с первого взгляда, вещи. Что мы едим? Речь не о вкусовых пристрастиях, меню и рецептах -взгляд на еду с «культурной точки зрения». Какие смыслы мы вкладываем в обычные действия: процесс приготовления и поглощения пищи.
Так вот: безе оказались не просто пирожным - Полина три года назад испекла их на день рождения папы, привела его в восторг, и теперь она повторяет свой кулинарный подвиг к каждому празднику. Я чувствовал себя вторым по значимости после папы человеком.
Картошечку с огурчиками Валерины бабушка и дедушка, деревенские жители, обычно готовят, когда приезжают навестить своих детей и внука. Огурчики, понятное дело, малосольные, свои.
Макароны по-флотски - совсем простая история. Папа Ромы служил на флоте и теперь в особых случаях кормит семью макаронами.
Вот мы и задумались о простых вещах: посмотрев на себя как бы со стороны, постарались понять смыслы, которые вкладываются в приготовление той или иной еды.
Но это шутка. А если серьезно, вопрос такой: что может быть итоговой работой по истории? Конечно, не каждый раз устроишь такое ресторанное действо. Как правило, все-таки - написание текста. Небольшое историческое исследование, учебник для первого класса, сценарий для радио- или телепередачи, текст для газеты, интернет-сайта… и так далее.

Попытка текста

Ясно дело, что итогом всего является Текст;
Лучше письменного выражения ничего не придумано,
Не потому, что оно объективнее устного ответа,
Письменная речь - другая,
Только тут мысль получает форму.
А слова - лишь сырье, материал.
Даже лучший тест - это задание с конечным количеством
Правильным ответов, их может быть и больше четырех;
А Текст же - это задание с бесконечностью ответов.
Однако,Текст может превратиться в Реферат с пересказом;
Поэтому надо б определить:
Что такое Текст?
Простой ответ: высказывание своего мнения;
Напиши, что ты думаешь по этому поводу - сам думаешь!
Однако, «сам думаешь» - становится пересказом
Своих эмоций и, так сказать, убеждений.
Это даже вредно: пред-рассудок консервируется,
И потом его еще сложнее сдвинуть с места.
Сомнение - вот что отличает Текст от Реферата;
Сомнение возникает из столкновения с Другим:
С другим человеком, другим мнением,
Непривычной литературной формой;
А потом - попытка понять его позицию и ход мысли,
И поставить под вопрос свои «убеждения»,
Поставить под сомнение и свое сомнение.
Несколько «методических ходов»:
Можно написать текст в жанре вопросов
К другому человеку - как выражение
Не-до-понимания.
Можно попытаться самому же ответить на эти вопросы,
Заняв позицию другого, поняв через контекст его логику,
Поведение, точку зрения.
Можно написать такой текст:
Как изменилась моя точка зрения
В процессе работы над темой:
Раньше я думал так - а сейчас думаю…
Настоящим эссе - попыткой - был бы текст,
Где происходит как бы внутренний спор,
Расширяющий свое видение.
А оценки? Оценки как ставить?
Три- четыре-пять;
Умеешь пересказать - три школьные балла,
Можешь ответить на трудный вопрос - уже четыре,
А кто-то может сам задать вопрос, высказать непонимание,
Сформулировать проблему, не постесняться не-знания.
Знаешь? Понимаешь? Не понимаешь?

На-сущные вопросы

К каждому уроку - вопрос для столкновения мнений;
Проблемный, мировоззренческий, философский;
Повод для драки (дискуссии).
Все остальное скоро забудется,
Останутся только мировоззренческие драки -
Это и есть Образование.
На эти вопросы нет однозначного ответа:
Они предполагает столкновение двух позиций:
Как правило, Ученика и Другого человека.
Другой - Автор текста, если есть текст:
Монтень, Рабле, Франклин, Лютер, Паскаль …
Или Автор фильма: режиссер, сценарист.
Или просто Человек другой эпохи, не написавший текста:
Средневековый европеец, к примеру -
С его представлениями о времени, смехе, труде, технике.
Иногда - это два Автора, два «других»,
Высказывающих разные позиции по вопросу,
И ученик в этой стычке может взять одну из сторон:
Спор декабриста Никиты Муравьева и Карамзина,
Например, о свободе и просвещении, - названный
Пушкиным «спором двух честных людей»
В любом случае: это столкновение
Двух видений: своего и чужого,
И через вопросы и сомнения мы расширяем
Пространство «своего».
Строго говоря, «насущные вопросы» или «проблемы»
Можно не писать на доске в начале урока:
Правильно было б доводить детей до накала,
Поднимать на уровень непонимания -
Чтоб они сами формулировали эти проблемы;
Как они говорят: «выносить мозг».
- Ваш урок, Рустам Иванович, - это вынос мозга.
- Спасибо, Лиза, хорошая формулировка.
Стремясь двух зайцев убить,
Эти проблемки можно предложить
Им в качестве письменной работы в конце темы,
Потому что обсуждения без текста -
Время, выброшенное на ветер.
Насущные вопросы - это и программа курса
И темы Текстов, которые заменяют школьные тесты.
И - третий заяц - приходит в школу новый ученик,
Как проверить его «знания»?
А то проверяем лишь английский и математику -
Как будто других предметов не существует:
- Вот вам список тем для сочинения или, как там, - эссе.

Программа курса или…

Итак, каждый урок - один «вопрос по-сути»:
Семь уроков, так получилось, - одна тема,
Хорошо укладывается в четверть.
Хорошо б, урок - это два урока,
Первый - тихо читаем тексты в библиотеке,
Второй - рассказываем, кто что прочитал.
К каждой теме подобраны тексты,
И фильмы.
Получилась программка на десяток тем:
Курс на три школьных года
Или каждая тема - сама-по-себе маленький курс.
Кроме «насущного вопроса»,
Вокруг которого будет драка,
Он же - тема эссе,
Есть еще один вопрос -как загадка.
На случай, если ученик вдруг захочет это прочитать,
О том, что такое «загадочные вопросы» -
Следующая глава книги.
ЗАГАДКИ КНИГИ БЫТИЯ
ВЕЛИКИЙ ПОТОП И КОВЧЕГ
А был ли Ковчег?
или
Как можно было поместить на борт ковчега всякую тварь, да еще по паре:
СОТВОРЕНИЕ МИРА
Чем библейский рассказ о сотворении мира отличается от мифов других народов и какое это имеет значение для современной цивилизации,
или
Почему растения были созданы до появления Солнца?
ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ
Христианское понимание свободы,
или
Почему Бог допустил грехопадение?
АВРААМ
Почему Господь потребовал от Авраама принести сына в жертву?
МОИСЕЙ
Как современный человек может понимать библейские рассказы о чудесах,
или
Почему манна небесная не падала по субботам?
ДАВИД
Чем Давид отличается от греческих героев,
Или
Почему евреи долго отказывались иметь царя?
ПРОРОКИ
Общие мотивы в рассказе о пророках Исайи, Ионе, Данииле.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ
ОДИССЕЙ. ГЕРОИ ГРЕЦИИ
Чем Одиссей не похож на обычного «героя»,
или
Кто на самом деле победил в Троянской войне?
ЭНЕЙ И ЗОЛОТОЕ РУНО
Какие уроки должны были извлечь греческие юноши из этого рассказа,
или
Почему Геракл пропал во время похода в Колхиду?
ХРАМЫ - ДОМА ДЛЯ БОГОВ
Чем «мужские» храмы отличаются от «женских»,
или
Почему в Парфеноне нет ни одной прямой линии?
ОТ КУРОСОВ ДО ЛИСИППА. СКУЛЬПТУРА
Чем отличается западный фронтон храма Афины Ахайи от восточного фронтона,
или
Одну из Афродит греки называли Прекрасно…
СОКРАТ. ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ
Может ли умный человек быть злодеем,
или
Должен ли филос иметь жену?
АНТИЧНЫЙ ПОЛИС
Может ли человек жить вне политики,
или
Какой способ выборов справедливее голосования?
ЦАРЬ ЭДИП
Отвечает ли человек ха поступки, в которых не виновен?
ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНИЙ КИТАЙ
ИСТОРИИ О ПОЧТИТЕЛЬНЫХ ДЕТЯХ
Чем сыновняя любовь отличается от сыновней почтительности,
или
Что сделал один китаец, чтобы скрасить последние минуты жизни своего отца?
РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА
Отличается ли ритуал, связанный с рождением ребенка в древнем Китае и русской деревне XIX века,
или
Почему мальчиков часто называли девчоночьими именами?
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Чем китайская школа эпохи Мин отличается от современной российской школы,
или
Какими были первые игрушки китайского мальчика?
ЖЕНЩИНА В СЕМЬЕ
Можно ли хоть как-то оправдать китайские «зверские обычаи»,
или
Когда впервые видели друг жених и невеста?
СЫН НЕБА И ЗАКОНЫ
Является ли европейская демократия самой совершенной формой правления,
или
Что предписывалось делать императору в течение дня?
ЧУДО, КОТОРОЕ СОТВОРИЛ РИС
Как рис определил социальную структуру общества,
или
Что должен был сделать вежливый китаец в огороде своего друга, придя в гости к нему?
ГОД ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА, КИТАЙСКИЙ ДОМ
Чем китайский дом отличается от русской избы,
или
Почему во внутреннем дворе дома нельзя было сажать дерево?
МИР РУССКОГО КРЕСТЬЯНИНА
РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА
Кем же русский крестьянин: язычником или христианином,
или
Что делали с недопеченными детьми?
ВОСПИТАНИЕ
Сравните традиционный идеал воспитания с современным,
или
Кого дразнили «непряхой» и «безлапотником»?
ЖЕНАТЫЙ - НЕЖЕНАТЫЙ
Что из ритуала свадьбы исчезло, что сохранилось, что появилось нового,
или
Почему невеста перед свадьбой временно обезноживала?
ИЗБА
Сохранилось ли что ритуала, связанного с жилищем в современном мире,
или
Как перенести на новое место домового?
ЗА СТОЛОМ
Сохранились ли какие-либо проявления ритуала, связанного с хлебом, в наших семьях,
или
Почему нельзя болтать ногами под столом?
ЧТО ЗНАЕТ ПАХАРЬ?
Как христианский календарь определял сельскохозяйственный цикл русского крестьянина,
или
Как без агронома знать, что, где и когда надо сеять?
ЖИВОЙ - МЕРТВЫЙ
В какой форме дошел до наших дней погребальный обряд,
или
Почему детей на улице угощают конфетами в память о покойном?
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЧЕЛОВЕКА
ПРОСТРАНСТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЧЕЛОВЕКА
Как средневековый человек представлял себе мир,
или
Круг и две палки внутри - что это такое?
НА ГРАНИ ВРЕМЕНИ И ВЕЧНОСТИ
Чем средневековое восприятие времени отличается от современного,
или
Как можно измерить время без часов?
В ПОТЕ ЛИЦА СВОЕГО. ТРУД И ТЕХНИКА
Может ли техника сделать человека счастливым,
или
Каким было самое выдающееся техническое изобретение средневековья?
ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ
Должна ли история изучать пищевой рациона человека другой эпохи,
или
Как средневековый человек представлял себе идеальную страну?
ХРИСТОС НИКОГДА НЕ СМЕЯЛСЯ
Что вызывает в нас смех,
или
Смеются ли обезьяны?
ПРОПОВЕДЬ ПРОТИВ РОСТОВЩИКОВ
Почему ростовщичество страшнее других грехов,
или
Почему ростовщики грешат даже во сне?
АЛХИМИК. СРЕДНЕВЕКОВАЯ НАУКА.
Богоугодное ли дело - исследовать окружающий мир,
или
Что пытались получить алхимики?
РЕНЕССАНС
ДАНТЕ «АД»
Данте «стоял одной ногой в средневековье, а другой - в новом времени»,
или
Чем католический ад отличается от православного?
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
А если б Леонардо родился на две лет раньше или позже?
МИКЕЛАНДЖЕЛО
Христианская идея и творчество Микеланджело.
ВОСПИТАНИЕ ГАРГАНТЮА
Может ли учеба быть игрой,
или
Какая синтаксическая конструкция доминирует в рассказе об учебе Гаргантюа?
МОНТЕНЬ О ВОСПИТАНИИ ЮНОШЕЙ
Можно ли до всего дойти своим умом,
или
Куда проще идти в гору или под гору?
ТЕЛЕМСКАЯ ОБИТЕЛЬ
Возможно ли общество, где каждый «делает, что хочет»?
ТОМАС МОР «УТОПИЯ»
Утопия Томаса Мора - это утопия или антиутопия,
или
Зачем нужно золото утопийцам?
ДВОРЯНСКИЙ БЫТ ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ
ПРОСТРАНСТВО И ПУТЕШЕСТВИЯ
Как пространство определяет социальную структуру общество и его политическое устройство,
или
Почему девушки-камчадалки не успели к коронации Екатерины?
ХОЗЯЙСТВО И ИМУЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Почему дворяне жили вечно в долгах,
или
Как жить, имея всего 40 000 крепостных?
ОБРАЗОВАНИЕ И СЛУЖБА ДВОРЯН
Можно ли было не служить,
Или
В чем отличие «милостивый государь» и «милостивый государь мой»?
ЗАНЯТИЯ И ИНТЕРЕСЫ ЖЕНЩИНЫ
Идеал женской красоты,
или
Что означала мушка, прикрепленная на левой щеке?
ДЕНЬ СВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА
«В свете жить - не значит ничего не делать»,
Или
БАЛ
Можно ли считать бал «танцевальным вечером»,
или
Во время какого танца лучше признаться в любви?
ДУЭЛЬ
Отношение правительства к дуэли,
Или
Почему первый выстрел не может быть в воздух?
РОССИЯ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА. ДИАЛОГИ
ДНЕЙ АЛЕКСАНДРОВЫХ ПРЕКРАСНОЕ НАЧАЛО
Хотел ли Александр свободы?
ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА
Почему русские крестьяне взялись пошли с вилами и топорами на освободителя?
КАРАМЗИН И ДЕКАБРИСТЫ
Сначала освободить или просветить?
НИКОЛАЙ: ЗА И ПРОТИВ
Итоги правления Николая: ряд успешных реформ или торжество реакции?
БРЕД, ДОСТОЙНЫЙ УМАЛИШЕННОГО
Прав ли Чаадаев в своей оценке прошлого и настоящего России?
ИЗБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ
Белинский или Гоголь - кто стоит на краю попасти?
ГОСУДАРЬ ОБМАНУЛ НАС!
Можно ли было Реформу провести иначе?
НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И НОВЫЙ КОСМОС
МАРТИН ЛЮТЕР
Как протестантский переворот привел к зарождению капитализма в Европе,
или
Мартин Лютер перевел на немецкий язык одним словом два прежде разных понятий - и это перевернуло мир…
ХРИСТОФОР КОЛУМБ
Почему европейцы завоевали индейцев, а не наоборот,
или
Как ошибка в расчетах размеров Земли привела к открытию Америки?
РОБИНЗОН КРУЗО
Правдивая ли эта история - о Робинзоне Крузо,
или
Зачем Робинзону на острове нужен был календарь?
БЛЕЗ ПАСКАЛЬ
«Мыслящий тростник» - на какое слово делаем логическое ударение,
или
Почему Паскаль занимался математикой во время приступов зубной боли?
БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН
Является ли время деньгами,
или
Почему на стодолларовой купюре изображен именно Франклин?
СЕРВАНТЕС «ДОН КИХОТ»
Сервантес - человек эпохи Ренессанса,
или
В каких ситуациях Дон Кихот бывает безумцем?
.

Страницы: « 1 ... 5 6 7 8 (9) 10 11 12 13 14 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/304
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/304
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Курбатов Рустам & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?