Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курбатов Р. САМЫЙ НЕНУЖНЫЙ В ШКОЛЕ ПРЕДМЕТ


Содержание:
  1. А плюс всего один
  2. Идти или не идти - вот вопрос
Информация об авторе: Курбатов Рустам
Курбатов Рустам Иванович, директор лицея «Ковчег-ХХI», г. Красногорск, Московская область, педагогический писатель и общественный деятель, один из наиболее активных и своеобразных продолжателей идей Селестена Френе в России и соединитель ключевых идей нового образования в практике своей школы.

А плюс всего один

Итак, свободное посещение уроков. Правда, не всех, а только моего, одного взятого.
«Культура Древней Греции», на первом уроке: список текстов, которые нужно прочитать и фильмов - посмотреть. «Занимательная Греция» Каспарова, «Одиссей» Михалкова-Кончаловского, фильм о Ясоне производства ВВС.
На каждый семинар приходят те, кто сделал, остальные - продолжают читать или смотреть..
Минусов - длинный список.
Всего шесть человек из пятнадцати услышали об архитектуре Древней Греции и узнали, чем отличается дорический ордер от ионического, Пракситель от Поликлета. Некоторые работают, но на низком-низком уровне: из четырех уроков приходят лишь на один, а остальное время проводят в библиотеке или где-то еще.
А возмущение родителей? «Для чего она, ваша свобода?» И «сами виноваты», и «распустили», и «говорили же вам».
И как итог: «Два года назад надо было в кадетское училище отдавать».
А плюс всего один.
Каждый ученик перед уроком оказывается в непривычном для себя состоянии, интересном и полезном. Он должен думать и выбирать - принимать решение: заранее, совершив усилие, прочитав и посмотрев, - гордо и счастливо войти в класс: «Здравствуйте, я прочитал!» или никуда не прийти.
На этой развилке как раз и включается так называемое «сознание»: он идет на урок на машинально - а сознательно. Воспользовавшись данной нам свободой.
Все прочие состояния и поступки ученика ничего не говорят о нем как о человеке. Он просто делает хорошие дела по привычке, по составленной для него программе. А какое ж добрые дела по программе?
И только когда он стоит на этой развилке: идти или не идти, знать или не знать - что-то может произойти. Это точка включения сознания.
Хорошо б, конечно, если бы они все пришли, и я рассказал бы им об отличии композиции западного фронтона храма Афины Ахайи на острове Эгина от восточного; это было б правильно и полезно.
Но все же, думаю, главный педагогический эффект не в том, что ученик знает о скульптуре раннегреческой классики, а в том, что я поместил подростка в эту точку, где он оказался вынужден подумать за себя: «И вообще, зачем я пришел сюда, в школу?»

Идти или не идти - вот вопрос

Для старшеклассников нашей школы существует правило -
Или право - свободного посещения уроков.
Учитель, начиная тему, дает план работы -
Этой строчкой исчерпывается суть предлагаемого подхода.
План - договор на работу, соглашение сторон,
Как и во взрослой жизни при приеме на работу:
Чтоб все было по-честному и без сюрпризов.
Тема - это 8-10 уроков, 2-4 недели, в зависимости от предмета.
План распечатан и прикреплен к тетради - просто и приятно.
План - это список заданий, которые надо сделать по теме:
По одному-два на урок,
Возможно, с уточнением уровня сложности работы.
Оценка ставится не за сидение на уроке - а за работу.
80% выполненных заданий - это «5».
60 и 40 - соответственно, «4» и «3».
Присутствует или нет ученик на уроке - не самое главное.
Первый и последний урок темы - обязательны для посещения. Первый - вводная лекция, обзор,
Объясняются основные идеи и способы работы с материалом. Последний - зачетная работа.
Допустим, из восьми уроков темы оценивается работа
На первых семи, по баллу за урок.
Набрал пять баллов из семи возможных - получил пятерку. «Набрать пять баллов» становится реализованной метафорой.
Предвижу критику. Какая же свобода, когда оценивается каждый урок? Эх, самые радикальные критики - гуманисты, ушедшие из школы. Они предполагают, что подростки радостно ходят на все уроки, забыв про оценки. Так бывает. Но нельзя ждать от них такого энтузиазма ежедневно. Конечно, это не то свободное посещение лекций и семинаров, которое будет в институте.
Кстати, насчет семинаров. Уроки становятся именно семинарами. Учитель может требовать, чтобы на занятие ученик пришел, выполнив определенную работу - таково условие присутствия на семинаре. Свобода, получается, - вещь обоюдоострая: ученик может не ходить, но и учитель может не пускать.
Два-три часа на педсовете проговаривали с учителями правила свободного посещения. Родителям было отправлено несколько объяснительных писем. Дети поняли всё слету. Рома из 9 класса объяснил: «Можешь пропустить два урока в месяц по предмету, если на остальных работаешь - будет пятерка».
«Пропустить» - означает работать, но не в классе. Можно заниматься в библиотеке, в компьютерном классе, в коридоре.
Они поняли всё за пять минут, но реакция была сдержанной. Смотрели настороженно, может боялись подвоха - чего ждать от школьных властей?
Прошло полгода. Я перестал себя чувствовать школьным учителем, загоняющим детей в класс. В мой небольшой кабинет на четырнадцать квадратных метров набивается десять-двенадцать одиннадцатиклассников.
Они сами пришли! А вот сегодня пришли все шестнадцать, стульев не хватило - может быть, это следствие свободного посещения…
Не просто приходят - а готовые! Посмотрели дома фильм (мы обсуждаем на уроках художественные фильмы), прочитали тексты, написали рецензии. Они приходят рассказать, обсудить, послушать. Такого раньше не было.
Выпускной класс, голова трещит от ЕГЭ, выбора профессии и неразделенной любви - а тут вдруг история культуры, фильмы.
О любви, кстати… Мы смотрим кино о войне и о любви: «Баллада о солдате», «Долгая помолвка», «Счастливого рождества». Если б не свободное посещение, я не мог бы говорить с ними о любви…
Я могу смотреть в глаза ученикам, потому что я не ставлю оценок. В конце семинара - только «да» или «нет». А пятерки, четверки - они сами набирают и подсчитывают баллы.
Впрочем, за письменные работы и за четверть - ставлю. Вот две истории о любимых учениках.
Глеб. Так и не написал рецензию на фильм «Долгая помолвка» - три балла за четверть. Потом случайно от мамы узнал: фильм смотрел два или три раза, был взволнован и писать ничего не мог.
Петя, другой любимый ученик. Приходит после каникул, счастливый, отдохнувший:
- А что вы мне поставили за первое полугодие?
Смотрю в журнал.
- Петя, у тебя три.
- Окей, Рустам Иванович. Что мне нужно сделать?
- А вот, посмотри три фильма.
Приходит через неделю: посмотрел, готов обсудить. В течение получаса беседуем. Открываю журнал:
- Петя, а я ошибся строчкой: у тебя пятерка.
- Окей, - говорит, - Рустам Иванович. Ну, я пошел.
Подтянулись коллеги - посмотреть, как это происходит. Собрал я учителей физики, французского языка, литературы. Пришли они на мой семинар, чтобы понять, что такое свободное посещение. Они пришли - а никто из десятого класса не пришел. Вот так я провел мастер-класс по свободному посещению.
Но такое - чтоб никто не пришел - случается не часто. Объявили свободное посещение, сказали «можно не ходить» - а они все ходят. Все ходют и ходют…
А впрочем… Вот десятый класс «Б»: хорошие ученики и послушные, - хорошисты, - первую четверть ходили, и вторую ходили; я им и так, и так: давайте, ребята, выбирайте, думайте своей головой, - а они тянутся со звонком в класс. Дома ничего не делают, мировой культурой не интересуются - но честно сидят. А в третьей четверти десятый «Б» как будто ветром сдуло: я приезжаю по вторникам к первому уроку, вырываясь из пробок, вбегаю в класс: никого. И так всю четверть, восемь недель.
Пришел муж с женой к психоаналитику, говорят: «Проблемы во взаимоотношениях, хотим сохранить семью». После нескольких сеансов супружеская пара развелась. «Как же так?», - спрашивают врача. «Я помог им осознать их проблемы», - ответил психоаналитик.
Я помог десятиклассникам осознать их проблемы.
Не все, честно говоря, учителя были рады этой затее. Вот несколько реплик из обсуждения на собраниях учителей:
- Что это за свободное посещение? Ученик должен сидеть! Точка;
- Разумный человек никогда не будет пользоваться свободой…
Годами укрепленное мнение, что существует единственный путь в образовании - присутствие на уроке. Как единственный путь к спасению души - через Причащение Святых Тайн и исповедь.
«Как это, - говорят опытные коллеги, - он пропустит уроки и не услышит моего голоса?» Прихожу я на некоторые такие уроки: сидят ученики два часа подряд - полуработают, полуспят. Лучше быть на одном уроке, но работать.
Маша из девятого класса, которая собирается поступать в Йельский университет, ходит на уроки, - рассказывают, - с подушечкой. Пол-урока поработает, а потом поспит немножко, к концу просыпается и опять работает. Лучше, чем дремать весь урок..
Не надо быть математиком, по крайней мере, дети это быстро рассчитали, что при свободном посещении работать надо больше: чтобы получить пять баллов, надо подготовиться к пяти семинарам и присутствовать на них - по крайней мере, десять часов работы. Одним словом, протестантская этика и дух раннего капитализма.
И это только лишь первый шаг сделан! Мы дали возможность старшекласснику право выбора: идти или не идти. В смысле, идти на урок или работать самостоятельно в читальном зале библиотеке.
Что дальше? Если по каждому из десяти предметов есть возможность от двух до часов в месяц работать самостоятельно - получается 20-40 часов в месяц, 1-2 часа - ежедневно.
И ученик может решить сам, на подготовку к каким семинарам он будет тратить это время. Вот уж индивидуальный план, куда индивидуальнее!
Согласен с тем, что советская школа была самая лучшая: победы на олимпиадах, ракеты в космосе и прочее. Секрет ее в том, что это была школа без допуска свободы: без возможности, без сомнений, без выбора.
Школа казарменного типа была эффективной системой в свое время - как армия в боевых условиях. В ней все было слаженно и стройно - строем все ходили.
Но образование без свободы -
Лишь дрессировка человеческой породы.
Что остается нам на память?
Умение скулить, вилять хвостом и лаять…
.

Страницы: « 1 ... 4 5 6 7 (8) 9 10 11 12 ... 14 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/304
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/304
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Курбатов Рустам & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?