Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курбатов Р. САМЫЙ НЕНУЖНЫЙ В ШКОЛЕ ПРЕДМЕТ


Содержание:
  1. Урок наоборот
  2. Значит, у нас будет так…
  3. Музыка самостоятельной работы
  4. Выход за пределы ума
  5. Мне кажется, совсем простая штука
  6. За восемьдесят минут вокруг
  7. Два требования к современному уроку
Информация об авторе: Курбатов Рустам
Курбатов Рустам Иванович, директор лицея «Ковчег-ХХI», г. Красногорск, Московская область, педагогический писатель и общественный деятель, один из наиболее активных и своеобразных продолжателей идей Селестена Френе в России и соединитель ключевых идей нового образования в практике своей школы.

Урок наоборот

Значит, у нас будет так…

Ни слова о свободе, простите, друзья-гуманисты,
Ни слова о любви, о добрых отношениях -
Тем более, о доброй природе ребенка,
Только о нем - об уроке,
Об Уроке, который длится сорок пять минут,
Который был, есть и будет
На смену стандарта второго поколения
Придет стандарт третьего -
А он останется,
Урок, который длится вечность.
Встали, приготовились, сели, открыли,
Отступили, посмотрели, спинку держим прямо,
Поднимаем руку, с места не кричим,
За мной повторяем и внимательно слушаем,
К доске пойдет… К доске пойдет…
«Никаких! Никаких уроков! И классов заодно!» -
Кричат левые либералы педагогики,
Борцы с классно-урочной системой,
Как будто все школьное зло - в том, что
Группа ребятишек собирается в одном месте
В одно время.
Отменили звонки, сняли расписание,
Назвали классы клубами или парками,
Повесили интерактивную доску -
А всё равно: послушали, повторили и
К доске пойдет…
Урок умер. Да здравствует…

* * *

Франсуа Рабле, французский гуманист,
Рассказывает в своем романе о приключениях Гаргантюа,
Как тот, вместе с братом Жаном, решили
Переобустроить обитель телемитов,
И вот какой порядок они там установили:
Если обычный монастырь окружают со всех сторон стены -
То у нас не будет ни стен, ни заборов;
Обычно монахи все делают по удару колокола -
Значит не будет ни колоколов, ни часов;
В монастыри принимают кривых, косых и убогих -
В Телеме будут жить люди здоровые, сильные и красивые.
Если в обычных монастырях запрещено общение
С лицами противоположного пола, то мы, - говорит брат Жан, -
Всячески будем приветствовать эти дела и,
Более того, обяжем всякого молодого мужчину
Взять в жены себе девушку, которая полюбилась ему.
Вот так возникает новое - и в жизни, и в педагогике:
Обычно было так, следовательно, мы сделаем наоборот.
Урок наоборот.

* * *

Обычно урок начинается с объяснения нового материала -
Значит, у нас не будет никакого объяснения,
А ученики будут сами работать с материалом:
Книгами и фильмами.
Обычно учитель, чтоб проверить урок,
Вызывает ученика к доске -
Значит, у нас никто к доске выходить не будет,
А ученики будут говорить прямо на месте,
И не учителю - а друг другу.
Обычно задает вопросы тут учитель и
Почти всегда сам отвечает на них -
Значит, у нас спрашивать - ставить проблемы -
Будут ученики, доведенные учителем до непонимания.
Обычно на уроке должно быть тихо и неподвижно -
Значит, у нас можно говорить почти весь урок:
Рассказывая, обсуждая, споря,
И иногда даже ходить по классу.
Обычно учитель ведет урок,
Не выпуская их рук оружия ни на минуту,
Пятибалльной оценки -
Значит, мы будем работать совсем без оценки,
Разве что скажем тому, кто очень старался:
Ты - молодец!
Обычно учителю бывает мало и он, урок, продолжается дома -
Значит, мы запретим под ужасным страхом
Любое домашнее задание, разве что
Ученик очень заинтересуется и попросит.
И, последнее: если на обычном уроке должно быть
Все ясно, понятно и без вопросов -
То главным достоинством урока у нас будет
Некоторая недосказанность, неявность,
Легкое недопонимание в воздухе класса.

* * *

ФГОС шагает по школе.
Пять лет назад, на дальних подступах еще,
Чувствуя ветер перемен и готовясь встретить свободу,
Но не в силах будучи разобраться в документе,
Мы позвали методического специалиста.
Специалист прочитал нам на сорок пять минут лекцию
Об индивидуализации, деятельностном подходе и
Здоровьесберегающих технологиях,
Завершив ее словами:
«Парадигма изменилась, но дети ничего не должны заметить»
Парадигма, блин, все она…
Заметят ли дети изменения?
Или урок останется уроком?

Музыка самостоятельной работы

Давным-давно это было, еще в индустриальную эпоху,
Школа современного вида только увидела свет,
Времена были трудные: нужно было обучить
Будущих работников фабрик и солдат
Читать, писать и считать - как можно быстрее,
Да и книжек тогда не хватало,
И поэтому все должны были слушать учителя -
Объяснение учителя;
Никто другой объяснить ничего тогда не мог.
Шли годы: печатные издания проникли в школу,
Радио, телевидение, интернет! Но…
- Послушайте мое объяснение…
- Вы все поняли, что я объяснил?..
- Это хороший учитель, он понятно объясняет!
Звонок на урок.
- Вот вам книги: учебник и другие,
А можно посмотреть фильм,
Или - вот задачки, которые надо решить,
Работаем!
Я, учитель, конечно, знаю много,
И, понятно, лучше моего объяснения ничего на свете нет,
А картина класса: ученики, жадно ловящие каждое мое слово, -
Как она радует глаз!
Но, держим себя в руках: говорим как можно меньше,
Не мешаем им работать своими разговорами.
Потому что настоящая работа - это когда сам:
Сам читаешь, смотришь, говоришь, делаешь,
А слушаешь?
Слушаешь - это так, работа в сберегающем режиме,
Можно задавать вопросы: соседу,
А если он не ответит - то и учителю,
Можно говорить шепотом, вполголоса,
Можно подойти к стеллажу с книгами.
Иногда такие уроки проходят в библиотеке,
В читальном зале: шелест страниц и шепот учеников,
А еще тихая музыка, чуть слышная: Бах или ж Моцарт,
Время от времени кто-то подходит и тихонько спрашивает -
Но это не мешает мне слушать музыку: шепот и шелест…
Это музыка самостоятельной работы.
А некоторые уроки проходят в компьютерном классе:
Они ищут что-то в интернете или печатают свои тексты,
Клавиатуры двух десятков компьютеров -
Как оркестр клавишных инструментов,
В ритме ударов по клавишам слышится Моцарт,
Концерт для клавишных номер там какой-то.
Я очень люблю такие уроки -
Уроки тихой и самостоятельной работы -
Потому что все делают дело,
А от работы в школе еще никто не уставал,
Устают от безделья и необходимости слушать
Объяснение учителя.
Несколько методических теперь рекомендаций:
Задание может быть общее для всех учеников или
У каждой группы, что интересней! - свое.
Такой урок может состоять из двух половинок:
Сначала - совсем самостоятельно и тихо
Каждый читает свое,
Потом, негромко и вполголоса, обсуждаем
Прочитанное: в парах, группах.
Нельзя сказать детям просто:
- Вот, читайте…
Бывает нужно направить и объяснить (!),
Дать список вопросов, допустим.
Но все-таки, вначале была работа -
Самостоятельная работа учеников:
Чтение, решение задач, поиск информации,
Просмотр фильмов, эксперименты и опыты,
Обсуждение вопросов, догадки и попытки -
А не объяснение материала учителем.

Выход за пределы ума

Когда любые знания получаются простым нажатием
Двух клавиш в поисковой системе -
Остается одно: учить думать самостоятельно, или просто -
Учить думать.
Никаких специальных технологий и приемов.
Всё искусство учителя заключается в умении задавать
Хитрые и каверзные вопросы:
Вопросы, на которые нет очевидного ответа
Или есть несколько ответов,
Или даже учитель не знает, есть ответ или нет.
Но есть и более сильное средство, эдакое суперупражнение
По обучению этому навыку — квинтэссенция думания.
Чтоб ученик сам ставил вопросы:
Они могут быть разные: обычные и хорошие.
Хороший вопрос — от столкновения нового и привычного,
От невозможности вложить новое в готовую матрицу.
Это не просто «я хотел бы знать» —
А »я знаю, но никак не могу понять».
Когда ума не хватает —
Нужно выйти за пределы ума.
Такие выходы и есть развитие нашего ума.
Мастерство учителя заключается в том, чтобы
Доводить ученика до состояния непонимания,
Из-умления:
Учить удивляться.
- Гм… Удивляться? Любой пятилетний забросает вас своими
Как? и Почему?
Да, но у маленького ребенка - это, скорее, любопытство:
А сколько? А где? Кто больше? Хочу все знать!
Этому любо-пытству и -знайству учить, конечно, не надо.
Удивление - дело другое, трудное и взрослое:
Я вроде уже знаю, но -
В голове не укладывается.
Удивление не возникает само-по-себе.
И взрослый, и ребенок, экономя свою нервную энергию,
Предпочитает не заострять проблемы, сглаживать,
Делать вид, «что так и должно быть».
- Что вам тут не понятно?
- Все понятно вроде.
- Отлично, идем дальше…
Для начала, учитель должен бы научиться
Не стесняясь, показывать свое искреннее непонимание.
А дальше - просто подводить ученика и
Радоваться хорошим вопросам, всячески их поддерживать.
Ставить пятерки за них!
С точки зрения когнитивной психологии,
Невозможность вписать новое в существующую матрицу
Приводит к возникновению новых нейронных связей -
То есть,мозг шевелится - и развивается.
А философ бы сказал, что такое сомнение -
Из-умление -
Заставляет человека заново искать ответы на, казалось бы,
Привычные вещи, и это единственное противоядие от
Готовых схем и шаблонов, навязываемых человеку извне,
Иначе просто нельзя быть свободным человеком.
Школа без уроков, звонков и классов, оценок,
Домашнего задания и вызовов к доске - остается школой,
Если там не учат сомневаться.
Конец урока. В школе учитель часто просит
Написать в тетрадке вывод:
Что я понял на сегодняшнем уроке? -
Логично будет предложить ученику написать:
Что я не понял на сегодняшнем уроке?
Что меня больше всего удивило?
Что так и не уложилось в моей голове?
Или:
Изменилось ли как-то мое мнение по вопросу в
Результате обсуждения его на уроке?
- А если не изменилось, двойку что ли поставите?

Мне кажется, совсем простая штука

Учить думать! Что добавить тут? Разве что - «всех».
«Учить думать! Всех!» - смеются учителя.
Причем, школьные люди смеются над словом «думать»:
«Куда там, нам бы хоть научить»,
А нешкольные ухмыляются по поводу «всех»:
«Думать, - говорят они, - не каждому дано»
А мне кажется, это совсем простая штука:
Что касается «думать» - нужны лишь хорошие вопросы,
«Всех» - дать каждому возможность высказаться.
- Когда? Когда думать-то? И где время взять?
Просто «учить» не успеваем, а тут еще…
Что ж, будем «учить» быстрее!
«Учить» в обычном школьном смысле:
Передавать знания, повторять, пересказывать, опять повторять.
Всё начинается с того - какая разница, какой предмет -
Что новая информация хочет проникнуть в голову:
Ее надо принять, уложить, создать условия для хранения,
Закрепить и проверить, в каких условиях она там хранится.
Рутина!
Но вся интрига как раз вокруг нее -
Как сделать это всё быстрее и легче?
Есть вот учебник, а в нем параграф.
Параграф надо б прочитать…
Мы до восьмого класса работаем без домашнего задания,
Где его читать, как ни в классе?
Прочитали. Рассказываем в парах друг другу, десять минут.
Всё! Знания уложены.
Тут учителя, что ухмылялись сначала, просто хохочут в лицо:
- Десять минут! В парах?! И о чем там они говорят?
А учитель, на что он? Пусть ходит по классу и слушает в полуха!
Кстати, учебник не обязателен: документ, литературный текст,
Фильм, рассказ учителя в конце концов.
То, что в школе делается через пересказы и опросы -
Происходит легко и быстро:
«Ты рассказываешь соседу, что прочитал».
Вот вариация на тему: не один текст, а несколько;
Несколько параграфов, документов, разные книги;
Каждая группа делает свое задание, читает свое -
А потом всему классу:
- Мы расскажем вам то, что никто еще не знает!
Еще вариация:у каждого ученика в группе - свой текст,
И они рассказывают друг другу: каждый-свое;
Разделение труда происходит не между, а внутри группы.
Вот такой урок получился.

За восемьдесят минут вокруг

Мы поставили в расписании уроки парами.
- О нет! Дети заснут и не выдержат!
Тогда назовем их не «уроками» а:
Лабораторией, Мастерской, Спектаклем -
Главное, чтоб была интрига и экшн.
У вальдорфцев, Главный урок длится почти два часа -
Это действительно Главный Урок дня.
Должно что-то задавать и определять -
Давать смысл.
Это Дело, которое ученик идет в школу делать:
Проект по литературе, биологии, истории, английский театр.
А остальные уроки - по одному, чтобы отрабатывать навыки.
Вот наш ответ вальдорфцам - сценарий Главного урока дня,
На восемьдесят минут.
Сначала учитель быстренько за пять минут объясняет суть дела:
В чем проблема и что надо сделать
И уходит.
В библиотеке с книгами, в Кинозале с фильмом,
В Компьютерном кабинете с компьютерами, они работают -
Как и было сказано выше.
Обычно учебник учат после урока - здесь наоборот:
До урока надо прочитать и посмотреть, подготовиться
Как к настоящему взрослому семинару.
Потом - Круглый Стол.
Посмотрели, прочитали, нашли;
И каждому есть что сказать.
Если надо проверить, как усвоили, на всякий случай -
Минут пять-десять в парах пересказываем прочитанное,
Это как разминка для языка и мозга.
После этого - настоящая Игра.
Ответы на непростые вопросы учителя
И задавание своих вопросов -
Опять же после обсуждения с соседом,
Чтобы все участвовали!
И - под звонок с урока - решение той проблемы,
Основной проблемы, поставленной с самого начала.

Два требования к современному уроку

Как директор, хожу на уроки, но долго не засиживаюсь,
Минут десять-пятнадцать,
И не потому что скучно - а всё и так ясно:
Хороший урок или обычный.
Буду, наверное, брать с собой секундомер:
Змерять время, когда ученики работают.
«Смотреть» и «слушать» - не считается.
Считается, когда ученик работает:
Сам по себе: читая книгу, решая задачу,
Или вместе с соседом:
Рассказывая, обсуждая, спрашивая -
Это считается с двойным коэффициентом.
Вот первое требование к современному уроку:
Они, дети, не сидят, замерев и не слушают,
Мух, летающих по классу,
А он, учитель, не говорит почти ничего,
Дети шушукаются, копошатся, говорят негромко, вполголоса,
Иногда ходят по классу.
Учителя при этом почти не слышно.
Итак, первое требование к современному уроку -
Некоторый бес-порядок.
Второе, мне кажется, -
Это умение ставить умные вопросы:
Умение ставить вопросы и ждать, не торопиться,
И отвечать последним, после того как все -
По человеку от группы - выскажутся.
Качество умного вопроса не измеришь секундомером,
Но в воздухе класса что-то есть:
Какое-то легкое недопонимание.
Не-до-понимание - второе требование к современному уроку
К первым двум требованиям:
Беспорядка и Непонимания,
Могу добавить еще: урок должен чем-то закончиться.
Если, допустим, читаем сказку,
Закончится всё игрой:
Покажем на сцене то, что прочитали,
Или - что сами придумали потом.
Двойной смысл видится в этом.
Во-первых, мы не просто изучаем, проходим и сдаем -
А делаем разные полезные вещи,
Сказку, допустим, можно показать ученикам первого класса.
Такая работа имеет значение - она «что-то значит»,
Мне кажется это достаточным аргументом.
Но кроме «для других», есть и «польза для себя»:
Только делая что-то, можно научиться этому,
Это основа, как понимаю, «деятельностного подхода»
Чтобы по-настоящему сыграть сказку, надо не просто
Прочитать ее по ролям и выучить текст -
Надо понять, как читать слова Лисички и Волка,
Где быстро, где медленно; где серьезно, где шутя -
Надо понять, одним словом, текст.
«Сделать» можно только, ответив на те самые
Умные вопросы и разрешив недопонимание:
Придуманная детьми сказка и будет нашим ответом.
Мы научились на уроке «приему»,
Овладели «инструментом» -
Что и позволило нам написать сказку или еще что-нибудь.
Одним словом,
Мы что-то должны сделать за урок -
Такой вот деловой подход.
Ездили в Псков:
Бегали по городу, рисовали церкви, по вечерам обсуждали -
Кончилось тем, что каждый нарисовал
Церковь, которую бы он построил в городе Пскове.
Читали Конфуция про Сыновнюю почтительность,
Верность учению, Ритуал и Человечность -
Итоговым заданием было написать две строчки
От лица Конфуция как бы:
Кого можно назвать почтительным сыном.
Читали Рабле, главу о том, как учился Гаргантюа
И что он делал в дождливую погоду:
«Напишите, как Понократ преподавал бы физику и химию
В Лицее КОВЧЕГ»
Слушали Юлия Кима «Бесконечное танго»:
Про Амазонку, Антарктиду и Гонолулу:
«На перемене задание: написать по куплету в продолжение»
А еще слушали Брассенса на французском языке:
Elle est a toi, cette chanson:
«В конце урока будем петь, на лестничной клетке!»
Разбирались с карикатурами Шарли Эбдо -
Домашним заданием было нарисовать карикатуру
На власть - например, на директора школы.
Делать что-то:
Рисовать, писать, петь - только так можно понять что-то.
Как учат нас Эльконин и Давыдов,
Учебный труд имеет продукт и результат:
Продукт - то, что можно трогать руками,
А результат - это в голове, новые связи клеток.
Или, как ранее говорили об этом китайцы:
Услышал - забыл,
Увидел - запомнил.
Сделал - понял
.

Страницы: « 1 ... 3 4 5 6 (7) 8 9 10 11 ... 14 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/304
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/304
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Курбатов Рустам & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?