Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курбатов Р. САМЫЙ НЕНУЖНЫЙ В ШКОЛЕ ПРЕДМЕТ


Содержание:
  1. Осел, козел, косолапый мишка и трепетная лань
  2. Студенты
  3. Шестнадцать профилей на тридцать учеников
  4. Осел, козел , косолапый мишка и трепетная лань.
  5. Свобода с ложкой дегтя
  6. То, что не нужно
Информация об авторе: Курбатов Рустам
Курбатов Рустам Иванович, директор лицея «Ковчег-ХХI», г. Красногорск, Московская область, педагогический писатель и общественный деятель, один из наиболее активных и своеобразных продолжателей идей Селестена Френе в России и соединитель ключевых идей нового образования в практике своей школы.

Осел, козел, косолапый мишка и трепетная лань

Студенты

До восьмого класса включительно, так договорились,
Они - еще дети, и мы их любим,
А после восьмого - уже студенты;
Мы, конечно, их тоже любим,
Но уже по-другому.
Трудно учить, когда на очень близком расстоянии,
Особенно - оценки ставить.
Народу в классе не много, обстановка вполне домашняя,
Некоторые на митинги вместе с учителями ходят,
Хоть мы их гоним оттуда домой,
А тут: троечка тебе…
Решили: главная оценка будет не за уроки - за итоговые работы,
Вроде как за контрольные, с небольшой разницей:
Если работа проходит в устной форме - зачет с билетами -
То принимает другой учитель,
Строго оценивать чужих - это наши учителя всегда готовы.
А если в письменной форме - что еще лучше -
Она сдается неподписанной и даже напечатанной,
Чтоб - сначала оценку, а потом - фамилия автора.
И теперь я, учитель, на одной стороне баррикады с ними:
- Завтра зачет, вы уж меня не подведите…
- Тройку получил? Ну, не расстраивайся.
- И Вы не расстраивайтесь…

Шестнадцать профилей на тридцать учеников

Ясно, что в старших классах пора, что называется, определяться. Обычно такое определение приводит к образованию «Математического класса», иногда в довесок к нему «Гуманитарного» и, непременно, «Класса для…».
Минусы очевидны: из последнего уже не выбраться
И, кроме того, если ты силен и в математике, и в английском,
А еще не знаешь, чем будешь заниматься в жизни -
Что делать?
У нас профильных классов нет -
Есть только лишь шестнадцать профилей на тридцать учеников.
Минутку терпенья.
Два класса, тридцать человек, делятся на группы - страты –
Разного состава по разным предметам.
Первый уровень - для тех, кто хочет-может работать больше,
Здесь мы приближаемся к уровню спецшколы.
Вторая группа - уверенный школьный уровень.
Страты образуются по четырем направлениям:
- иностранные языки;
- математика;
- гуманитарные науки (история, литература, история культуры);
- естественные науки (физика, химия, биология)
Теперь самое главное:
Нет «сильного» и «слабого класса»;
Можно быть в первой группе на математике и литературе,
Во второй - на других предметах.
И еще: перегородки между группами прозрачны,
ротация происходит по результатам четверти,
Почти как в футболе.
Давайте посчитаем количество возможных комбинаций:
Два уровня, четыре направления -
Двойка в четвертой степени.
Шестнадцать вариантов школьной жизни:
Будущий врач, допустим:
Математика и естественные науки - первый уровень,
Гуманитарные и иностранные языки - второй.
Будущий журналист: языки и гуманитарные науки - первый,
Естественные науки и математика - второй.
Финансовый аналитик: математика, английский - первый…
И еще тринадцать других вариантов.
Последнее. В группе первого уровня уроков уж нет -
Это настоящие семинары:
Подготовились, прочитали - пришли на семинар, обсудили…
Вот так.

Осел, козел , косолапый мишка и трепетная лань.

Если бы в старшей школе стояли перед нами
Две задачи, которые противоречат друг другу
Жить было б не интересно;
Их - четыре.
Первая - очевидная - подготовить к ЕГЭ,
Только снобистские школы могут себе позволить
Говорить: что, дескать, не наше это дело,
Пусть сами готовятся;
Подготовка к экзамену - страховой полис или пояс
Для старшеклассников и, что важно, для родителей;
Решить первую задачу просто:
Много часов на математику и русский, и обществознание,
Поставить крест на всем,
И по шаблону, под копирку
Стучать как заяц по барабану.
Вторая задача интереснее - специализация,
Всех учить всему не получится все равно -
Поэтому нарисуем профиль каждому:
Будущему врачу - много химии и биологии,
Остальным пациентам - математику, английский, литературу;
Сколько людей - столько и профилей.
Вторая задача противоречит первой,
Здесь надо не к тестам готовить,
А к будущей профессии.
Есть школы, которые идут по первому пути -
И у них высокие показатели по ЕГЭ,
Есть - которые по второму:
Там учеба становится более осознанной.
Сопрячь одно с другим можно, если уж очень
Богоизбранные дети, но где ж их взять?
Для душевного здоровья старшеклассников,
Можно ли так сформулировать задачу школы? -
Было б хорошо половину часов выделить на
Физкультуру, рисование, музыку, ремесла, театр -
Росли бы здоровые и радостные люди,
И не нужны были б психологи,
И опустели бы психиатрические палаты, -
Да кто ж подпишется под такой программой?
Мальчик Денис, одиннадцатый класс,
Давно это было, можно рассказать,
Головой пробил насквозь туалетную дверь,
Отличник, кстати, -
Что у вас, ребята, в головах?
Подобных историй - не один десяток,
Не хочу оскорблять, как говорится, чувства публики ими.
Каждая из трех целей другим противоречит
И не совместима с ними - но это не всё;
Есть еще задачка перед старшей школой -
Дать им хорошее образование:
Не для экзамена, не для профессии даже -
Просто хорошее.
Без профилей и специализаций, без натаскивания,
Без части Цэ по математике и Эфси по английскому -
Просто хороший мировоззренческий курс.
Учить их, - как, кажется, писал Платон, -
Добродетели, справедливости и красоте.

Свобода с ложкой дегтя

Специализация, профили, индивидуальный план,
Выбор предметов в старшей школе –
По большому счету, шаг не туда;
Довод на поверхности: а вдруг он еще не определился
И потом переопределится?
Еще один: задача школы - «дать базу» и «научить учиться»,
И нечего институтские и амбиции переносить на детей.
Есть и другие:
Мы предлагаем пятнадцатилетним определиться,
По сути - сделать выбор профессии,
Пока они еще более-менее послушные и покладистые,
И якобы это «твой выбор» - но, конечно же, он наш:
Родителям, опытным менеджерам и юристам, нетрудно
Пока еще убедить их, куда надо идти в жизни.
Пятнадцатилетние бунтари бывают очень разумными,
Когда речь идет о материальных вещах.
И - последний довод:
Это сладкое слово Выбор! Почти - Свобода!
Последовательными будем: выбирать - так до конца;
Дадим им возможность самим набрать себе часов –
По интересу и нужности.
Результат будет таким, примерно:
Математика - 10 часов,
Английский -10 часов.
Русский и Обществознание - 5 часов.
После обеда - домой!
Как нельзя референдум под пушками проводить –
Так нельзя старшеклассников и их родителей,
Фрустированных Единым экзаменом и поступлением,
Спрашивать: сколько часов вам надо?
Никакой ни свободы, ни выбора –
А превращение школы в репетиционный центр.
Однако, выбору и профилю противостоять трудно:
Эта идея стала фактически
Национальной идеей старшей школы,
Сплотившей учителей, родителей и учеников.
Каждая сторона видит тут свою светлую грань:
Учителя - возможность реализоваться в работе
С сильными и мотивированными;
Ученики - альтернативу школе, где учат всех всему;
Родители - довольны, что их дети хоть чему-то радуются.
И больше того: так весь мир живет
И везде в старших классах школы - специализация,
Ранняя и жесткая:
С отсевом и с невозможностью перехода.
Как сопротивляться цивилизационному тренду?
Из списка доводов «против» не следует, что автор – против.
Нет. Это просто размышление о том,
Что реализация самой либеральной идеи
Может привести к самым архаичным формам.

То, что не нужно

Выбор предметов - казалось бы, чего больше? –
Это лишь декорация свободы:
Без долгих и ежедневных разговоров с ними
О том, что им надо в жизни;
Потому что выбор просто так, без разговора, -
Только импульсивное движение.
Готовы ли взрослые к разговору?
Не о том, что надо для экзамена и поступления –
А для самого себя, в смысле - личностного становления?
Когда старшеклассники твердят одно:
«Мне это не пригодится, экзамен не сдавать», -
Есть ли у нас какие слова в ответ?
Родители, ясно, вздохнули, что их
Подростки переросли и взялись за ум,
Перед экзаменами.
Но учителя? Неужели нет никаких других слов,
Чтобы говорить о смысле, кроме слова «экзамен»?
Эх, интеллигенция...
- А кто говорил, что только для экзамена? Мы не…
- Говорим, коллеги, говорим...
Если не находим слов о сути –
Значит льем воду и плывем по течению тренда;
Который называется словом «прагматизм»:
Советская школа учила «всему, что накопило» -
А современная российская, при поддержке
Подавляющих родителей и самих старшеклассников
Течет по направлению «что в жизни пригодится».
С уважением отношусь к родителям и люблю детей –
Но вопрос «куда плыть» не решается общим голосованием.
Две вещи стоит повторять им чуть не ежедневно:
- Мы понимаем, что для вас ЕГЭ - важное испытание,
и все сделаем, чтобы помочь вам; и
- Образование - это не экзамены и не «то,что пригодится»,
это раскрытие самого себя,
умение отличать добро, чувство красоты,
готовность бороться за справедливость.
В каком-то смысле, настоящее образование -
Это как раз то, что «не пригодится в жизни».
И вот после этого можно дать возможность им
Выбирать сколько угодно:
Предметы, учителей, профили, специализации,
Рисовать индивидуальные план и траектории.
.

Страницы: « 1 ... 7 8 9 10 (11) 12 13 14 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/304
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/304
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Курбатов Рустам & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?