Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курбатов Р. ТАНКИ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ


Содержание:
  1. VIII. Эффективный менеджер
Информация об авторе: Курбатов Рустам
Курбатов Рустам Иванович, директор лицея «Ковчег-ХХI», г. Красногорск, Московская область, педагогический писатель и общественный деятель, один из наиболее активных и своеобразных продолжателей идей Селестена Френе в России и соединитель ключевых идей нового образования в практике своей школы.

VIII. Эффективный менеджер

Сорок пять лет.
Перестал генерировать новые идеи — задумался
о том, как реализовать старые.

* * *

Я успешный менеджер, мне так кажется. Вот «история моего успеха». На протяжении 20 лет каждую неделю на 40 минут в группах по 8–10 человек провожу встречу со всеми, кто работает в школе. Не совещание — а встречу, с двумя вопросами в повестке: что получается, а что — нет.
Это единственная работа, которую нельзя никому поручить.
А всё остальное лучше сделают заместители.

* * *

Давно это было. Тяжёлые времена переживал Лицей «Ковчег»: работали без арендного договора.
Конец августа, день приёмки школы. Кабинеты вымыты. Бумаги написаны. Столы накрыты.
Телефонный звонок из городской администрации:
— Р. И., вам подписали договор? Не подписали?.. Ну… Вы ещё не освободили помещение? Нет?.. Ну, тогда мы едем к вам.

* * *

Очень давно это было. Школа в первый раз проходила аккредитацию.
Действующие лица:
Галина Петровна — ответственный работник министерства.
Наташа и и Люша — ученики десятого класса .
Отчёт о внеклассной работе.
Наташа: «Два раза в год мы ездим на экскурсии по старинным русским городам».
Галина Петровна: «С какой целью?»
Наташа: «Мы ходим на экскурсии, посещаем музеи, рисуем церкви».
Галина Петровна: «А с какой целью?»
Наташа и Илюша вместе: «Ну, это очень интересно; и мы ходим, и рисуем…»
Галина Петровна: «А с целью?»
Илюша (спокойным голосом, как ни в чём не бывало):
«Мы учимся быть патриотами нашей страны и формируем нравственные ценности».
Галина Петровна: «Вот хорошо».
.
Прошло пятнадцать лет. Наташа бороздит воды Атлантического океана на научно-исследовательском судне. Илюша — отец четверых детей и финансовый аналитик. Галина Петровна на пенсии нянчит внуков (я надеюсь).

* * *

Успешно прошла приёмка школы.
Комиссия уехала, сели за стол.
Как после новогодней ночи: весёлые, расслабленные и на столе много закуски.

* * *

Потребнадзор, удовлетворившись нашей кухней, переключился теперь на медицинский кабинет.
Договор с Медтехникой на обслуживание ростомера, капитальный ремонт прививочной, штраф за нарушение условий хранения дистиллированной воды, взысканный с нас в судебном порядке — это всё понятные вещи.
Но когда потребовали ввести штатную единицу заместителя директора по медицинской работе и принять на должность человека с сертификатом организатора в системе здравоохранения...
Одним словом, наша маленькая частная школа, чувствую, нуждается в Главвраче.

* * *

12 летних сезонов — 12 лет — в нашей школе был лагерь.
Весёлый и почти домашний. Открытию лагеря каждый год предшествовала война с Потребнадзором: то яйцемойки ему подавай на кухне, то отдельный цех по переработке рыбы.
.
В этом году они победили, не открыли нам лагерь — зарезали, одним словом. Я-то их понимаю: никто не хочет самую любимую свою часть тела под удар подставлять.
.
А сегодня — звонок. Кто говорит? Роспотребнадзор.
.
«Не напишите ли вы, Рустам Иванович, нам письмо, что вы сами отказались открывать лагерь, так как не смогли продать путёвки...»

* * *

А это было в те времена, когда Лицей «Ковчег» работал без арендного договора.
За три дня до начала учебного года очередное предписание о выселении.
.
«Не страшно, Р. И., — говорит специалист из департамента, — дети пойдут учиться по месту жительства, а учителей трудоустроим в муниципальные школы».
Конечно, не страшно…

* * *

Частная школа. Дорого. Много хороших людей не могут платить.
Но одно оправдание: всё, что мы здесь придумали, когда-нибудь можно будет применить и в обычных школах.
.
Ворвавшись в ЦКК грядущих светлых лет...

* * *

От мучительных вопросов о смысле бытия меня спасает работа в школе. Понедельник, 3–4 уроки — 11 класс; вторник, 2–3 уроки — 8 класс... Вот моё бытие.
Не стал философом, наверное, потому что работаю учителем.

* * *

Смешно, когда дорогие школы пишут в рекламе, что растят
элиту: а на фотографии мальчики и девочки, руки на партах,
такие аккуратные и усидчивые. Будущие клерки.
Настоящую элиту растят в несколько иных условиях.

* * *

...Раньше я думал, что наша школа готовит свободных художников, а теперь думаю — топменеджеров. Что почти одно и то же: людей, способных мыслить и жить нестандартно.

* * *

Конец августа. Бессонница.
Что делать и с чего начать? По какой программе работать?
Счастлив учитель, работающий по утверждённой государством программе.

* * *

Сотрудники, опаздывающие на собрание (совещание), — проблема любой организации. Начинать встречу строго со звонком или ждать до последнего?
2, 3, 5 минут — мучительная пауза.
Перешёл к решительным мерам: сажусь в угол, а опоздавший занимает кресло директора.
.
Помогает.

* * *

Вот ещё маркетинговый ход. Наверное, войдёт в учебник.
.
В конце года родители каждого ученика заполняют анкету: сильные стороны нашей школы, слабые стороны... Со вторым пунктом вся администрация знакомится под роспись в течение 48 часов. За самую конструктивную критику торжественно вручается 5 ценных подарков. Папка с анкетами, самые резкие высказывания наверху, лежит на моём столе.
Единственная папка на моём рабочем столе. Для родителей новых учеников.

* * *

Разговор с учителем, после урока.
— Многое мне очень понравилось, но есть несколько замечаний.
Подробно рассказал о том, что понравилось.
.
— А по второй части…
— Спасибо, я поняла, давайте в следующий раз.
.
Прошло полгода…
* * *
Руководитель должен быть немножко близорук.
Чтобы не обращать внимания на детали, а видеть только крупные объекты.
* * *
На пляже в Паланге, зарывшись в дюны от ветра, под шум прибоя и дикие крики чаек, стал вспоминать всех выпускников Лицея «Ковчег», поимённо. За двадцать лет полторы тысячи человек. Пора на работу.
.

Страницы: « 1 ... 6 7 8 9 (10) 11 12 13 14 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/303
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/303
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Курбатов Рустам & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?