Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курбатов Р. ТАНКИ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ


Содержание:
  1. II. Дело о школе
Информация об авторе: Курбатов Рустам
Курбатов Рустам Иванович, директор лицея «Ковчег-ХХI», г. Красногорск, Московская область, педагогический писатель и общественный деятель, один из наиболее активных и своеобразных продолжателей идей Селестена Френе в России и соединитель ключевых идей нового образования в практике своей школы.

II. Дело о школе

В сентябре дети приходят в школу: полны желания, свежие, отдохнувшие, готовые учиться. И учителя — отдохнувшие, свежие, готовые учить. Дети не кричат, не дерутся, не выхватывают бутерброды друг у друга.
.
И всё это длится первые три недели сентября.
Школьное бабье лето.

* * *

Белла, десятый класс, уходит в другую школу,
принесла букет роз:
«Вы первый директор в моей жизни, по которому я буду скучать».
Первый директор в её жизни...

* * *

В нашей школе парты стоят большими квадратами, чтобы дети могли работать в группах. И даже на первой странице сайта об этом написано.
За неделю до начала года обошёл классы и сдвинул парты.
И всё равно передвинули и поставили, как в школе. Вот объяснение: родителям не нравится, СЭС не разрешает, уборщицам неудобно. Почему ж в европейских школах уборщицам удобно, а у нас неудобно?

* * *

Жаль. Приходят на собеседование учителя, умные и добрые,
прямо как и сказано было в объявлении: «Ищем учителей,
умных и добрых». И детей любят, и работать хотят, и задачки
всякие сложные решают на ходу. Хорошие люди, одним словом.
.
А приходится отказывать: представишь этого милого человека один на один с пятнадцатью любимыми учениками седьмого или восьмого класса, и становится страшно и за него, и за них, и за родителей, ну и за себя немного.
.
Так вот, прочитали эти умные и добрые учителя на сайте Лицея «Ковчег» про то, что мы «не заставляем учиться», «не ставим оценок», «воздерживаемся от домашнего задания» и подумали: «Бывают же такие места на Земле, вот она, школа обетованная».
Не бывают. Потому что хоть наши дети и замечательные, но всё-таки они дети. Склонные по природе своей не предложения разбирать по составу, а бегать, кричать и кувыркаться.
А «педагогика ненасилия», о которой где-то написано на сайте, вовсе не педагогика бессилия. Конечно, кричать и ставить «двойки» в дневник не стоит, но всё-таки надо знать некоторые приёмчики, чтобы направить их энергию в мирное учебное русло.

* * *

Один очень известный педагог-гуманист в последние годы
как-то много стал говорить о божественной сущности ребёнка
и о том, что дети — посланцы другого мира здесь, на Земле.
.
Всматриваюсь внимательно в лица и спины любимых учеников — никаких признаков ангельской природы. Скорее рожки полезут, чем крылья за спиной прорежутся. Может, где-то на Земле и есть гуманистические школы с ангелоподобными детьми, а у нас дети — просто дети. За что я их очень люблю, всех.

* * *

Раньше я всё думал:
что сделать, чтобы Лицей «Ковчег» не был похож на школу.
А теперь думаю, что мне всё равно: похож он или не похож...

* * *

Каждый учитель на первом уроке говорит,
что его предмет самый нужный в жизни.
Я веду что-то типа истории культуры.
.
Наверное, начну с того, что мой предмет совсем не нужный в жизни.

* * *

Главным достоинством традиционного урока является
чёткость и ясность.
А нетрадиционного — неясность, недосказанность...

* * *

Возможно, понял главную проблему школы:
в школе должно быть всё понятно.
Рассортировано, разложено по полочкам.
.
В конце урока прошу написать в тетради: «Мне не понятно...».

* * *

Не знаю, каковы формальные результаты моих уроков.
Но как мне кажется, с урока ученики уходят в хорошем настроении.
Как бы сказали китайцы, у них возрастает жизненная сила.
Вот такая психотерапия получается.

* * *

Как говорят гештальт-терапевты, главное — чтобы человек доверял своим базовым ощущениям и понимал, что для него в жизни действительно важно. Это основа здоровой личности.
Вот поэтому в начале каждой темы по каждому предмету мы и пытаемся обсуждать с детьми, что им интересно, что и как мы будем делать и чем закончится наша работа.

* * *

Какая роскошь! Разделил класс пополам,
теперь за столом 7–8 учеников.
Не больше муз, не менее харибд.

* * *

Вёл две недели историю в 11 классе, заменяя Андрея Владимировича, любимого учителя. Вернулся Андрей Владимирович. Соня, радостная, ему в коридоре:
«Я, конечно, узнала много нового и изменила свои взгляды на
некоторые вопросы истории за эти две недели, но, вообще-то,
ужаснее уроков Рустама Ивановича ничего нет».
.
На уроках смотрели и обсуждали фильм «Завтра была война».
Соня — девочка умная и чуткая. Фильм понравился, местами всхлипывала и вытирала слезу.
«Но это ж не история», — говорит.
.
Одним словом, урок ужасов.

* * *

Девятый класс. Первый урок в этом году.
Готовился: предмет и задача курса «Антропология», европейский компонент образования.
Посмотрел в глаза любимым ученикам и поставил фильм без всяких введений.

* * *

Вся традиционная педагогика, лучшая в мире школа и её учителя исходят из того, что ребёнок по природе своей нелюбознателен, ленив, ничего не хочет, что ему лишь бы играть и ничего не делать.
.
Раб нерадив, не принудь господин
повелением строгим к делу его,
Он сам за работу не возьмётся с охотой.
.
Наверное, Гомер прав.
Из чего исходят гуманисты? Ребёнок — существо любознательное, интересующееся, тянущееся к добру, желающее новых впечатлений; одним словом — доброе существо… А действительно ли человек по природе своей добрый?
Даже если нет никакой «доброй природы», если он любит только играть — не беда, наше дело не проиграно. Предложим ему такие игры, посильнее компьютерных, — что он, как говорил Франсуа Рабле, «не заметит, где кончается игра и начинается учение».

* * *

«Человек — добрый по природе» — противоречие в определении.
«Доброта» не может быть по причине, по природе.
.
Это проявление свободной воли, а не выполнение программы.

* * *

Слушается дело о Школе. Реплика с места: «Ребёнок в школу пришёл с желанием учиться? Если «да», то ответьте: когда, где и при каких обстоятельствах оно исчезло?»

* * *

Привели девочку во второй класс из сильной московской школы:
— У нас всё хорошо... И школа хорошая, и учительница хорошая. Но дочке плохо.

* * *

О любви не говори — о ней всё сказано…
Педагогика сотрудничества потерпела поражение. Гуманисты
либо ушли из школы, либо стали школьными учителями,
потому что слишком много говорили о хороших отношениях,
доброй природе ребёнка, о любви.
А кто ж не любит детей?
И тот учитель, который орёт: «Дневник на парту!», и тот, кто
спрашивает наизусть орфограмму — тоже любит.
.
Дело же в другом. Как изменить обстановку в классе, чтобы не было ни дневников, ни парт, и как научить писать без дневников и орфограмм? На эти вопросы гуманная педагогика не ответила — ушла со сцены.

* * *

Школа не изменится «сверху»: там могут быть милые люди, но… Да и «снизу» тоже не изменится: работающие на две ставки учителя очень устали.
.
Но одна надежда — на движение сбоку. На то, что родители, которые не хотят отдавать своих детей в казармы, будут объединяться друг с другом и создавать совсем маленькие и совсем негосударственные школы.
.

Страницы: « 1 2 3 (4) 5 6 7 8 ... 14 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/303
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/303
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Курбатов Рустам & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?