Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курбатов Р. ТАНКИ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ


Содержание:
  1. XI. Фейсбучные истины
Информация об авторе: Курбатов Рустам
Курбатов Рустам Иванович, директор лицея «Ковчег-ХХI», г. Красногорск, Московская область, педагогический писатель и общественный деятель, один из наиболее активных и своеобразных продолжателей идей Селестена Френе в России и соединитель ключевых идей нового образования в практике своей школы.

XI. Фейсбучные истины

Системный администратор доложил: целевой аудиторией сайта Лицея «Ковчег» являются женщины, возраста от 30 до 45 лет, проживающие в Москве, образование — высшее.
Причесался, побрил бороду – ёлки-палки, ещё надо нравиться тридцатилетним женщинам.

* * *

У меня есть девушка.
Как-то непросто складываются отношения в последнее время: у неё новый молодой человек, у меня — жена, работа. Обыкновенная история. Пригласил в кафе поговорить по душам.
На прощанье она сказала мне: «Ты самый лучший мужчина» и, представьте, поцеловала меня в щёчку.
Девушку зовут Маша, моя младшая дочь.

* * *

«О чём ты думаешь?» — жена спросила.
Вздрогнул.
Подумал, что Фейсбук заговорил.

* * *

Отмечали двадцатилетие школы. Приехали директора школ района, начальник департамента, глава администрации...
«Мы давно уже знаем и любим, — сказал мэр города, — директора Лицея Рустама Ивановича, и эта замечательная школа органически вписалась в систему образования нашего города».
Что можно на это сказать в ответ? А тут накануне с десятиклассниками смотрели «Того самого Мюнхаузена».
Я собрался с духом: «Лицей, — говорю, — это наш подарок родному городу». Шутка.

* * *

Прочитал «Школу для дураков».
И начал сначала.
Не потому, что не понял — не смог оторваться.

* * *

20 лет назад я спокойно преподавал Историю культуры.
Потом решил сделать школу: нашёл помещение, пригласил учителей и т.д.
И что ж?
Теперь я сижу в своём кабинете и преподаю Историю культуры.
Помните анекдот про негра, который сидит под пальмой и ест бананы?

* * *

Вот ещё поучительная история.
Пришла мама, привела девочку в детский сад.
«Вы у нас историю вели, — сказала, — мы Конфуция читали».
Это было двадцать пять лет назад...
Взял ребёнка в садик без очереди.

* * *

Комментируем Лунь Юй с девятиклассниками.
«Нелегко встретить человека,
который, отдав три года учению,
не мечтал бы занять высокий пост»
— Ну, как понимаете, — говорю, — слова Учителя 10 000 поколений?
— Так чо ж, вот нам как раз 3 года до ЕГЭ — пора, значит, за ум браться.

* * *

Ввели «свободное посещение» в старших классах.
На семинар приходят те, кто подготовился.
Пригласил коллег — показать, как надо работать в условиях свободного посещения.
.
Они пришли — а никто из десятиклассников не пришёл.
.
Провёл, так сказать, мастер-класс.

* * *

Серёжа 10 лет учился у нас,
а напоследок отдали его в английский пансион.
Ну, там, где принцев растят.
Родители говорят: «Похоже на Лицей «Ковчег»,
те же принципы».
Ну да: принцы, принципы — есть что-то общее.

* * *

Рассказываю о тяжёлой доле китайской женщины эпохи Мин:
— Выданная замуж дочь уже никогда не переступала порога родительского дома...
— Как!? — закричали Настя и Лина, две подружки, — как Вы можете, Рустам Иванович, так спокойно... И Вы, Вы с этим согласны?..
А кто меня спрашивал?

* * *

Пригласил на урок Татьяну Анатольевну, нового учителя французского, чтоб поделиться опытом.
Илюша, 10 класс, обычно скромный, лез из кожи и работал за троих.
.
Татьяна Анатольевна, в конце урока:
— Илья, ты хорошо работал, но надо стараться более чётко формулировать свои мысли.
Илья:
— А вы, простите тут кто ...
— Я учительница французского языка.
— А-а, я думал, может, из института пришли посмотреть на нас или проверка какая...

* * *

«И вы думаете, что нам это может понравиться?» —
старшеклассники, слушая Высоцкого и Галича.
А вот Ломоносова и Фонвизина читают и не ропщут.
.
В этом и смысл образования:
чтобы понравилось то, что не нравится.
Через понимание.

* * *

Двадцатый год руковожу Лицеем.
У штурвала «Ковчега» стою.
Можно сказать, как раб на галерах.

* * *

«Эпоха великих педагогических идей закончилась» — название «круглого стола» на Соловейчиковых чтениях.
.
Как, уже закончилась?
А у меня ещё остались две-три нереализованные идеи:
.
школа, где старшие ученики учат младших,
индивидуальный план со свободным посещением уроков
и ещё что-то...

* * *

Звонче всех смеются в столовой первоклассники и одиннадцатиклассники.
Потому что одни — ещё не школьники, а другие — уже.
Кстати, очень вкусную творожную запеканку готовят у нас на завтрак!

* * *

За время обеда сегодня 17 человек мне сказали: «Приятного аппетита, Рустам Иванович!»
И я 17 раз ответил: «Спасибо, приятного аппетита».
Зачерпнул супа в ложку: «Спасибо», — поднёс ко рту: «Приятного аппетита».

* * *

Дочка сказала: «Пока ребёнка не крестили, фотографию «Вконтакте» выкладывать не буду».
К вопросу о генезисе традиций.

* * *

Пришёл папа: «Хочу спросить, а вы верите в Бога?»
Говорили весь урок.

* * *

Школа — сильнейший антидепрессант.
(После разговора с психиатром).

* * *

На первой странице нашего сайта написано, что «мы учим думать».
Казалось бы, всё просто, надо чаще спрашивать: «Что ты думаешь?»
.
Так вот, мне кажется, что это неправильный и даже вредный вопрос.
Ответ на него — закрепление «здравого смысла», т. е. всякой глупости.
А настоящее думание — выход за пределы здравого смысла.

* * *

Август. Потянулись домой
Из западных стран и с тёплых морей
Перелётные дети.

* * *

Начал «Путешествие на Запад», две тысячи страниц.
У Чэн-Энь не спешил — а мне две недели осталось.
Чтобы вернуться к началу учебного года.

* * *

Три месяца летних каникул.
Потому что раньше дети в поле работали.
Понимаешь, как недалеко мы ушли от аграрного общества.

* * *

Уж года три хожу в школу без портфеля.
Ни бумаг, ни книжек — никакой работы на дом.
Подаю пример, так сказать, подрастающему поколению.

* * *

— Фу, как это грязно, — сказал Народ.
— Не пачкайся, дорогой, я сама, — ответила Власть.

* * *

Три года всё их спрашивал: «Что вам интересно?
Что будем делать?»
Строил программу, так сказать,
от интереса ребёнка.
Всё! Надоело!
.
Теперь будем читать то, что я хочу.
Вот вам Чжуанцзы...
«Что ж, это интересно», —
ответили одиннадцатиклассники.

* * *

Чтоб окончательно убедить старшеклассников в бесполезности моего предмета, дал им на первом же уроке почитать фрагмент Чжуанцзы о бесполезных вещах.
Помните? Тыквы горлянки, которые были настолько велики, что из них нельзя было сделать ни ковшей, ни сосудов для воды. Дуб в тысячу обхватов, за которым могли спрятаться сто быков, а плотник Кремень прошёл мимо... Огромный, а какая в нём польза?
Отправились в странствие в беспредельном.

* * *

— Можно выпить чашечку кофе...
— Да что вы, заходите в гости, попьём чайку!
.
«Выпить кофе» и «попить чайку» — это большая разница.

* * *

Гуляю по родному красногорскому парку и слышу отовсюду иностранную речь. Языки явно тюркского корня, но моему уху они так же приятны, как французский или итальянский. Чувствуешь разнообразие мира. Да вообще, как будто по Парижу гуляешь, там такая же разноголосица.

* * *

Самое сильное впечатление от города Парижа: в автобус по маршруту Бобини — Пляс де ля Републик входит тропическая африканская женщина, неевропейских форм; платье, раскрашенное всеми красками Африки, — она занимает собой почти пол-автобуса. Очень красиво.

* * *

Второе сильное впечатление от Парижа: в пригороде Бобини, в школе, где из белых детей — только румынский мальчик и украинская девочка, на стене висит отксеренный рисунок: чёрный мальчик с крылышками. Подумал: что тут за чёрные ангелы летают? Присмотрелся, подпись: «Libre circulation» — «Свобода передвижения». Здесь учат всех детей: и легальных, и нелегальных мигрантов. Свобода передвижения!

* * *

Полгода назад был в Мюнхене, видел Дахау. А у меня под окном только закончилась стройка: те же трёхъярусные нары.
Дахау тоже как трудовой лагерь начинался, для восточных рабочих. Говорят: вот немецкие обыватели смотрели из окна...
Мне стыдно.

* * *

Кроме того, что я почти таджик, свой трудовой путь я начинал дворником. Так что разговоры на тему «понаехали» в моём присутствии поосторожнее, пожалуйста.

* * *

Слушаю Пушкина, Евгения Онегина, в исполнении Иннокентия Смоктуновского.
Потрясающе. Как будто сам Пушкин, шестидесятилетний, усталый, рассказывает о своей жизни.
Печален страсти мёртвый след...

* * *

Раньше в Красногорске было четыре памятника Ленину: два — вождю пролетариата и два — маленькому Володе Ульянову. Так вот, памятники маленькому Ленину снесли, а большому — оставили. Такая вот деленинизация получилась, по-маленькому.

* * *

Свои недостатки очень хорошо видны в своих детях: явно и
крупно, возведённые как бы во вторую степень.
А достоинства куда-то исчезают.
Интересно, что будет с внуками?

* * *

Выписал дочку и внучку из роддома.
Всё смешалось в моём доме: теперь жена уже не мама, а бабушка; дочка — мама, другая дочка — тётя, мама — прабабушка. А я — дед. Мне нравится.

* * *

Подержал внучку на руках!
Как будто часы перевели на четверть
Века назад.

* * *

На выходные дочка с внучкой вернулись в отчий дом.
В квартире собрались представители четырёх поколений:
моя мама, я с женой, дочка, ещё дочка, внучка и зять Серёга.
.
Приблизился к конфуцианскому идеалу семьи: там, правда,
говорилось о шести поколениях под одной крышей...
.

Страницы: « 1 ... 9 10 11 12 (13) 14 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/303
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/303
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Курбатов Рустам & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?