Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курбатов Р. ТАНКИ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ


Содержание:
  1. X. За мытьём посуды
Информация об авторе: Курбатов Рустам
Курбатов Рустам Иванович, директор лицея «Ковчег-ХХI», г. Красногорск, Московская область, педагогический писатель и общественный деятель, один из наиболее активных и своеобразных продолжателей идей Селестена Френе в России и соединитель ключевых идей нового образования в практике своей школы.

X. За мытьём посуды

Петя, десятый класс, вернувшись из американской школы, рассказывает:
— У них, в Америке, нет понятия «не смог сделать», дали задание — надо сделать. И всё.
.
Попрошу Петю выступить на педсовете, поделиться опытом.

* * *

Вторник, седьмой урок, административный совет.
Заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, по хозяйственной работе, по информационным технологиям, начальник отдела кадров.
.
Ни один человек не пришёл — забыли.
.
Как это дети на уроки ходят, удивляюсь.

* * *

«Salut!» — говорят французы, приветствуя друг друга, что означает: «Будь спасён!».
Китайцы, по крайней мере, культурные китайцы эпохи Мин, приветствовали друг друга словами: «Вы уже поели?». Вот коренное отличие двух культур...
На седьмом уроке, после обеда, провожу собрание учителей: «Вы уже поели?».

* * *

Первоклассник Ваня, сытый и счастливый, выходя из столовой:
«Спасибо, Рустам Иванович!».
Знает, кого благодарить.

* * *

Что-то рыбы у меня в аквариуме вялые и корм не едят. Может, воду поменять? А, может, пускай привыкают: не всегда в жизни будет чистая вода и кислород.
.
Суровая действительность, дисциплина опять же…
Тьфу, опять о школе...
.
…Или всё-таки поменять?

* * *

— Ты зачем сюда пришёл?
— Что ты хочешь ему сказать?
.
Во время обеда, в столовой,
учителя ставят подчас
философские вопросы.
— Ты зачем засунул вилку себе в ухо?

* * *

— Хотите чай или кофе?
А чего я действительно хочу: чая или кофе?
А восьмиклассникам на уроках говорю о свободе воли...

* * *

Хороших привычек не бывает.
Хорошее дело всегда делаешь как бы заново.
(Размышление за мытьём посуды).

* * *

Меньше всего на свете меня волнует вопрос бессмертия души.
(Продолжая мытьё посуды).

* * *

Появление детей индиго и прочих гиперактивных нестандартных как-то совпало с продвижением в нашей стране продукции фирмы Памперс.
Говорил же Зигмунд Фрейд, что культура начинается с приучения ребёнка к горшку.

* * *

В 16.50, за 10 минут до отправления автобусов, ежедневно, учительскую охватывает прям какой-то мозговой штурм или мозговой шторм.
Не поменять ли нам учебный план?
Не изменить ли график обедов?
Не поменять ли нам... всё вообще?
.
Переобуться, схватить пальто — а вопросы, прямо скажем, философские.

* * *

В этом году взял 9 класс.
Пока не успел их полюбить, постараюсь чему-нибудь научить.

* * *

Настя, десятый класс:
«А что это вы в том году нас любили, а в этом уже не любите?».

* * *

Каждое утро себя настраиваю:
Сегодня буду строгим учителем и буду строго ставить оценки.
На первых уроках получается, а к концу дня устаю.

* * *

Ну что вы нас всё время ругаете, что мы слишком мягкие, добрые, детей любим.
Говорю же вам: «Мы не мягкие и не добрые, и детей ваших не любим».

* * *

Почему ближнего надо возлюбить,
а родителей только почитать?

* * *

Слова «чти отца своего» Моисей выбил в камне.
А о том, что надо любить детей своих, ничего не сказал.
Почему?

* * *

Сорок семь лет.
Осознал, что я старше почти всех родителей наших учеников.
Стал увереннее чувствовать себя на родительских собраниях.

* * *

Двадцать пять лет веду дискуссию с «сильными учителями» .
.
И теперь сам уж стал «сильным учителем».
.
А им хоть бы что.

* * *

Чувствую какое-то напряжение, когда некоторые родители с особым пылом говорят о свободе ребёнка, о развитии интереса...
Как-то странно слышать, когда другие люди повторяют твои собственные мысли.

* * *

Читаю дзэнбуддистские коаны.
Про чашку, которую надо вымыть, когда съеден рис, и другие.
Читаю на летних каникулах, уже лет шесть — всё думаю, а не предложить ли старшеклассникам, вроде не трудно.
А как-то не получается.
.
Ничего, прежде ученики и по десять, и по двадцать лет учились у мастеров, чтоб достигнуть просветления и самому стать учителем.

* * *

Послушник Хонсю решил покинуть монастырь, чтобы посмотреть мир. Каждый раз, когда он приходил к Учителю с просьбой отпустить его, тот щёлкал его по лбу, ничего не говоря.
Ученик пожаловался Увэю, и тот пообещал попросить за него перед Учителем. Увэй , поговорив с Учителем, вернулся радостно: «Учитель не будет бить тебя по лбу и отпустит на все четыре стороны».
Хонсю пришёл проститься. Учитель ничего не сказал, только щёлкнул его по лбу.
«Как же так?» — недоумённо спросил он.
«Просто мне очень хотелось последний раз щёлкнуть тебя по лбу, — ответил Учитель, — потому что, когда ты вернёшься сюда через несколько лет, я уже не смогу это сделать».
.
Я вспомнил эту дзенбуддистскую историю на выпускном вечере, выдавая аттестаты о среднем образовании, и с большой радостью щёлкнул каждого ученика по лбу. Девочек — чуть послабее, но мальчишек — по-настоящему.

* * *

На востоке есть ритуал, а в европейской культуре — совесть. Корни которой, что тут поделаешь, уходят в понятие стыда и вины, в первую очередь перед родителями.
.
И вот сейчас ребёнок отовсюду слышит, что во всех конфликтах с родителями прав он. Родители не хотят, не могут, не понимают — одним словом, виноваты они! И какая ж совесть вырастет на этом?
.
Может быть, мы находимся на пороге новой цивилизации, где люди будут добрыми и светлыми без всякой вины и совести. А пока мы ещё здесь и не перешагнули порога, наверное, самое главное, чему надо научиться и научить — это умению просить прощение.

* * *

Круассан и кофе на завтрак, кофе и багет с куском сыра на обед.
На ужин:
— Рустам, ты не очень голоден?
— …
— Ну и хорошо…
.
Путешествуя по Франции с тремя очаровательными француженками, учителями начальной школы, я понял секрет их стройных талий: жестокое подавление природы и суровая диета протяжённостью в жизнь.
И, кстати, секрет европейской цивилизации: суровая самодисциплина и жёсткое подавление природы.

* * *

Я хотел бы жить — но не умереть в Париже.
(После посещения обычного парижского кладбища: ровные ряды одинаковых плит с углублениями под цветочный горшок.)

* * *

В Паланге попал на фортепианный вечер Витаутаса Ландсбергиса. Известного по песне Юлия Кима:
.
«Это всё Ландсбергис Витька,
Вот кого бы застрелить-ка...»
.
Восьмидесятилетний национальный лидер играл Чюрлёниса.
Я не литовец, чтоб любить Чюрлёниса, но всё ж приятно, когда национальный лидер играет на рояле, а не опускается на дно морское в батискафе.

* * *

Слушаю учителей-гуманистов. Амонашвили говорит об ангельской природе ребёнка. Гузик — о том, что первый постулат педагогики — вера в искупительную миссию Христа.
А Щетинин просто выращивает какие-то русские гены.
.
Не пророс европейский гуманизм на российской почве.
.
Читаю Томаса Манна и думаю, что всё это схоже с тем, что было в Германии сто лет назад: разочарование Ренессансом и Просвещением и погружение в средневековую мистику.
.
Начну, наверное, следующий учебный год с чтения Рабле и Монтеня.

* * *

Всё, решил: в этом году буду строгим и серьёзным.
Звонок на урок, 11 класс. Вхожу в класс.
Настя: «А что это вы, Рустам Иванович, в этом году такой серьёзный?»

* * *

Мама Коли, 11 класс, связала мне на 23 февраля шерстяные носки.
И вот, надел я, Защитник Отечества, тёплые носочки...
.

Страницы: « 1 ... 8 9 10 11 (12) 13 14 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/303
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/303
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Курбатов Рустам & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?