Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курбатов Р. ТАНКИ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ


Содержание:
  1. IX. Трудности перевода
  2. * * *
Информация об авторе: Курбатов Рустам
Курбатов Рустам Иванович, директор лицея «Ковчег-ХХI», г. Красногорск, Московская область, педагогический писатель и общественный деятель, один из наиболее активных и своеобразных продолжателей идей Селестена Френе в России и соединитель ключевых идей нового образования в практике своей школы.

IX. Трудности перевода

Хорошо читать книгу два раза подряд. Первый раз — восприятие, скорее Сердцем. Как будто на сердце читателя стоит датчик, который отмечает учащение пульса, то, что вызывает волнение, напряжение — смех и слёзы. А потом, второе прочтение, — попытка расшифровать эту кардиограмму: что заставило нас плакать и смеяться. Вот такая литературная тахикардия.

* * *

Моя дочь, уже большая, классе в восьмом, смотрела дома «Балладу о солдате»:
— Скажи, он дойдёт до мамы? — и всхлипывает еле слышно.
Ёлки-палки, сколько книжек по школьной программе за восемь лет прочитано и ни одной слезинки! Сколько всего в голову загрузили, а душа-то вот…

* * *

Конец четверти.
В десятом классе по две контрольные работы каждый день.
Поставил «Чёрную кошку, белого кота» Кустурицы.
На улице слякоть, настроение — балканский джаз на весь день.

* * *

Слушаю про концепцию Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова: самостоятельное мышление, исследование, без оценок, индивидуальный план. В упоении бьётся сердце. Но Азбука для первого класса, где вместо букв — кружочки и треугольнички — это совсем против шерсти...

* * *

Если бы после каждой прочитанной книги, прослушанной лекции, разговора с умным человеком, я бы записывал возникшие мысли в дневник, каким умным бы я стал! Но лень…
Может, этому стоит учить детей в школе?

* * *

Ученик А подходит на перемене и просит его перевести в другой класс, потому что ученик Б мешает работать на уроке.
На следующий день папа ученика В приходит в школу и требует перевода ученика Б в другой класс на том же основании.
.
Вызванные в школу родители ученика Б беседуют с учителями, работающими в классе (обозначим их буквами Г, Д и Е), которые утверждают, что ученик Б говорит на уроке не больше, чем ученики А и В, вместе взятые.
Ученик Б, вызванный в кабинет директора, говорит: «Я — хороший мальчик».
Тогда я, директор, стремясь понять, что есть на самом деле, иду на урок и вижу, что ученики А, Б и В молчат и работают весь урок...
Вывод: понять, «как на самом деле» — невозможно. Есть только разные точки зрения, разные интерпретации одной и той же ситуации.
.
Вот такой педагогический постмодерн.

* * *

Хорошая знакомая перевела свою дочку из Лицея «Ковчег» в очень хорошую гимназию.
.
Учитель истории дал задание: прочитать текст об Иване Грозном и ответить на десяток вопросов по тексту. На вопрос «Как вы думаете, кто автор этого текста?» девочка (не зря ведь училась у нас два года) ответила : «Откуда я знаю?». Действительно, что тут думать — или знаешь, кто автор, или нет. Учитель поставил «кол»! Дочка плакала сначала, а потом села и ответила на все десять вопросов, а через две недели говорит: «Мама, история — мой любимый предмет. Хочешь, я тебе расскажу о восстании Хлопка?»
.
Этот «кол» перевешивает все наши десятилетние разговоры об интересе, желании и жизненной силе. Вокруг этого кола, как вокруг земной оси, вертится вся педагогика.

* * *

Кирилл, ученик девятого класса, решил год назад перейти в очень сильную математическую школу. Прошёл три тура, решил все задачки. Восемь человек на место. Прошёл! Четвёртый тур — собеседование у завуча, не о математике, нет — так сказать, психологическое:
— Откуда?
— Из Лицея «Ковчег».
— (Пауза.) Мы советуем тебе поучиться один год в обычной школе, понять, что такое дисциплина, а потом приходи к нам.
.
Комментарий: чтобы учиться в лучшей математической школе города Москвы, нужно быть в первую очередь усидчивым и прилежным учеником, а математика — дело второе.
.
Кирилл вернулся в Лицей «Ковчег». Ура!

* * *

После выпускного бала.
Закрылся у себя в кабинете, чтоб сдержать эмоции.
.
Входит Дима:
— Может, так и не принято говорить, но знаете, я Вам очень благодарен за эти три года. Только не обижайтесь, когда я Вас в первый раз увидел, я подумал: такой смешной, большой, только не обижайтесь, и добрый директор. Спасибо. Разрешите Вас обнять.
.
Дима — человек сдержанный, немногословный, без московской позолоты.

* * *

Из речи Сергея Викторовича, учителя физкультуры, на Последнем звонке: «Дети, мы с вами непременно ещё встретимся: здесь или... там (рукой показывает куда-то вдаль, мне показалось — на небо)». Получилось: «Мы встретимся там, на небе...»
.
Теперь, я понимаю, почему, прощаясь со школой, пускают в небо шарики.

* * *

Выпускной вечер. Напутственные слова учителей, слова благодарности родителей, стихи и слёзы учеников — всё как положено, всё как в школе. Но — специально вслушивался — ни одного фальшивого слова, всё искренне. Вот в чём дело.

* * *

На третий день после выпускного. Саша пришла в школу заверять копии аттестата. Сталкиваемся в коридоре, она прыгает мне на шею: «Ой, Р. И., я так уже соскучилась!»

* * *

1 сентября.
50 счастливых учителей, переполненных за лето знаниями.
300 детей, счастливых от того, что вновь увидели друг друга.
600 самых счастливых родителей, потому что закончились наконец-то каникулы.
.
Пришёл домой, откупорил бутылку шампанского, поставил Россини «Севильского цирюльника».
Felicita, Felicita.

* * *

«И нам сочувствие даётся,
как нам даётся благодать»...
.
Можно понимать по-разному: когда сочувствуют нам или когда мы сами сочувствуем.
.
О втором смысле: а ведь сочувствие, как и благодать, даётся не каждому. Способность сочувствовать — это высшая точка развития души, как умение решать математические задачи — высшая точка развития интеллекта.

* * *

Селестен Френе, живший в начале XX века, серьёзно говорил, что учитель ежедневно в течение пяти минут должен смеяться вместе с детьми.
.
Прошло сто лет. Думаю, что в школьном расписании должен быть ежедневный урок смеха. Всё остальное — развитие интеллекта, а этот — развитие души. Насмеявшийся вдоволь ребёнок будет здоровым и добрым человеком.

* * *

Говорят, что врач-психиатр должен быть немножко психом, чтобы понимать пациента.
Это имеет отношение и к учителю.
Хороший учитель должен быть «немножко ребёнком», быть на грани.
Но при этом оставаться взрослым человеком —
не переступать эту грань.
.
Не то чтоб разумом своим я дорожил ...

* * *

«Сохранить в себе ребёнка» и «остаться навсегда подростком» — почти гениальность и почти болезнь.

* * *

Не приходя в сознание...
Интересно, это про кого:
ученика, отсидевшего шесть уроков;
учителя в конце дня?

* * *

Прибежала Сашка, теперь уже студентка первого курса:
«Ой, говорит, — Р. И., так интересно: социология, философия, история, культура»,
«Ёлки-палки, — подумал, — а у меня на философии под партой домашнее задание по математике и английскому делала».

* * *

Если мальчишка играет в футбол — я спокоен за его психическое здоровье.
И наоборот.
.

Страницы: « 1 ... 7 8 9 10 (11) 12 13 14 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/303
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/303
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Курбатов Рустам & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?