Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курбатов Р. ШКОЛА В СТИЛЕ «ЭКШН»


Содержание:
  1. «Активные доски» и пассивные ученики
Информация об авторе: Курбатов Рустам
Курбатов Рустам Иванович, директор лицея «Ковчег-ХХI», г. Красногорск, Московская область, педагогический писатель и общественный деятель, один из наиболее активных и своеобразных продолжателей идей Селестена Френе в России и соединитель ключевых идей нового образования в практике своей школы.

«Активные доски» и пассивные ученики

4 октября
Директор одной французской школы, работающей «по системе Френе», Вероник Деккер, была в гостях. Ходили смотреть обычную московскую школу. Завуч спрашивает: «А сколько у вас там, в Париже, компьютеров в школе?» И ответ Вероники: «Есть школы, где по два компьютера на одного ребёнка. Но дело не в этом. Дело в том, хочет ли ученик учиться и понимает ли он смысл того, что делает…»
Мне кажется, эта история может служить хорошим эпиграфом к размышлению об инновациях. Мы живём в эпоху инноваций: была эпоха всеобуча, потом - реформ, а сейчас - инноваций. Это слово определяет суть министерской политики. Но какой смысл вкладывается?
Кажется, под «инновациями» понимается главным образом техническая сторона дела: интерактивные доски, персональные компьютеры, подключение школ к интернету. Кто ж спорит - конечно, каждая школа должна иметь выход в интернет. Но суть-то не в этом. «К доске пойдёт… К доске пойдёт…» Чувствуете, озноб по коже и поджилки дрожат? И какая разница, к какой доске «пойдёт»: к деревянной или интерактивной…
Доска она и есть доска. И национальный проект обеспечения школ «активными досками» только консервирует средневековую школу. Школу, где парты стоят рядами, а перед активной доской сидят пассивные ученики.
А это, кажется, самая инновационная наша инновация. Что уж говорить о прочих импульсах сверху. Я не буду приводить примеры, каждый учитель сам сможет составить список, если надо. Ясно одно: все эти «волны» инициатив сверху заканчиваются песчаными дюнами бумаг внизу.
Инновация в Школе - противоречие в определении. Инновация в армии, направленная на гуманизацию уставов и искоренение дедовщины? Инновация в системе пеницитарных учреждений по внедрению «личностно ориентированной» и «здоровье-сберегающей» системы содержания…
Дело не в инновациях - надо подумать о самих основах Школы как социального института.
Два, как представляется, вектора такого «думания»: свобода и мышление.
Свобода. Снизить градус принуждения и допустить немножко свободы можно лишь в том случае, если ребёнку будет интересно в школе и он будет понимать смысл того, что он делает. А это тянет за собой ещё пучок «векторов»: серьёзное сокращение объёма программ, свобода учителя в выборе содержания, возможность - пусть небольшая - обсуждения с детьми, что и как делать…
Мышление. Отказ от модели «школы как водокачки», перекачивающей кубометры знаний, умений и навыков из учебников в головы детей. Отказ от мифологемы «прочного знания» (ведь именно этим и гордимся мы…), потому что прочное знание - это всегда неподвижное, мёртвое знание. Человек «с прочными знаниями» часто не способен думать.
Большей ценностью могло бы быть «живое знание»: умение удивляться, задавать вопросы, не понимать, смотреть со стороны, чувствовать и догадываться, «видеть сердцем». Это и есть мышление. Критическое, самостоятельное - эти дополнения не важны. Одно слово - мышление.
Я понимаю, что обозначить эти «векторы» удалось лишь пунктиром. Надеюсь, читатели дорисуют недорисованное (или направят стрелки в другую сторону).
Итак, коротко:
1. Оснащение школы интерактивными досками и подключение к интернету - это, скорее, «мнимая инновация».
2. «Подлинная инновация» невозможна без переосмысления самой основы Школы как общественного института. Чуть больше свободы и чуть меньше схоластики - вот смысл подобной инновации.

Страницы: « 1 ... 6 7 8 9 (10) 11 12 13 14 ... 54 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/301
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/301
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Курбатов Рустам & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?