Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курбатов Р. ШКОЛА В СТИЛЕ «ЭКШН»


Содержание:
  1. Частная школа
  2. Украдкой
  3. Хорошее дело
  4. Больше, чем искусство
  5. Дураки и начальники
  6. Хочешь работать?
  7. Единомышленники и клоны
  8. Убеждать - силы тратить
  9. Не был, не был и не состоял
  10. Научиться себя хвалить
Информация об авторе: Курбатов Рустам
Курбатов Рустам Иванович, директор лицея «Ковчег-ХХI», г. Красногорск, Московская область, педагогический писатель и общественный деятель, один из наиболее активных и своеобразных продолжателей идей Селестена Френе в России и соединитель ключевых идей нового образования в практике своей школы.

Частная школа

28 сентября.

Украдкой

Для русского человека управление, менеджмент, тем более бизнес - дело если не стыдное, то второе, по крайней мере.
Не наука, не искусство.
Я тоже так раньше думал. Книги по менеджменту читал, можно сказать, украдкой. Казалось это дело занятием недостойным, связанным с манипулированием - то есть обманом - людей.
Я думаю теперь, что менеджмент - это и наука, и искусство, и более того, если не религия, то, по крайней мере, «путь самосовершенствования».
Наука - потому что надо думать, взвешивать, рассчитывать.
Искусство - потому что многое здесь зависит от вещей неуловимых и нематематических: настроение, интонация, тона и полутона.
Что касается Пути: чтобы добиться успеха в деле, нужно самому быть в хорошей, так сказать, душевной форме. Работать над собой.

Хорошее дело

Да, частная школа - это бизнес. Знаю, что многие скажут по этому поводу. А вы хотели бы, чтобы я сказал и написал, что школа - это подвижничество, бескорыстное служение, выполнение долга?
Частная школа - это бизнес. Из ничего, с пустого места делается что-то, и это что-то живёт своей жизнью. Это и есть бизнес. Проще - дело.
Да, конечно, я думаю о деньгах. Но никогда деньги не становятся важнее самого Дела.
Триста счастливых детей, которые здороваются по утрам, некоторые по несколько раз. Хорошее это Дело.

Больше, чем искусство

Процитирую слова одного специалиста по управлению: настоящий менеджер создаёт не прибыль, а помогает людям найти смыслы…
Найти смыслы - вот она, высшая миссия бизнеса.
Если каждый человек, работающий в школе, знает, что на работе его ждут, что ему рады и взрослые, и дети; что он может делать то, что хочет делать, что приносит ему удовольствие - значит, мне удалось что-то сделать.
Я думаю, другого смысла и нет - сделать так, чтобы работа человеку была в радость.
Высшее искусство - я этой точки ещё не достиг - в соединении сил и потенциалов всех людей, работающих в организации.
Соединение всех сил в одном векторе.
А ведь разные люди работают. Кто-то мне ближе душевно, кто-то… но так уж это важно?

Дураки и начальники

По поводу структуры организации. Кроме традиционной: директор - заместитель - сотрудники, есть и «нетрадиционная».
По возможности, я стараюсь сделать так, чтобы каждый наш сотрудник отвечал за что-то. Кто-то - за проведение масленицы, кто-то - за выбор театрального репертуара, кто-то - за организацию родительского собрания.
Проще, наверное, поручить дело штатному заместителю. Не всегда другой человек сделает это лучше, часты осечки.
Но есть смысл: каждый должен попробовать себя в роли руководителя.
Это полезно для учителя - он чуть по-другому посмотрит на привычные вещи. И, значит, это полезно для школы вообще.
В управленческой науке это называется «матричной структурой организации», насколько я понимаю.
Традиционная русская истина: Ты - начальник, я - сами знаете, кто… Когда каждый может быть начальником, пусть на время - количество «дураков» в организации уменьшается.
Радикальный способ борьбы с неисполнительностью - самого неисполнительного назначить ответственным. Ответственным за подбор компьютерных программ, за организацию защит проектов, за оформление кабинетов. Но это очень уж радикально…

Хочешь работать?

К сорока годам сделал важное открытие. Человек, как правило, устраиваясь на работу, хочет работать в организации долго. Каждый хочет уверенности и стабильности. Нормальный человек возраста тридцать лет и старше не хочет менять работу каждый год. Сужу по себе, по крайней мере.
Более того, большинство людей готовы работать честно и хорошо. Всегда есть, конечно, лентяи и обманщики - но их не так уж много.
Итак, большинство людей хочет работать. Здесь следовало бы сделать паузу и подумать…
А ещё, большинство людей готовы принимать другую точку зрения, меняться, если это надо. Хотя это самое трудное дело.
И если что-то не получается, что-то не выходит - то, как правило, это не по их злой воле. Иногда просто дело не было хорошо продумано и организовано заранее.
То есть, кто виноват?
Каждый человек хочет. И директорская задача - не администрировать, не контролировать, не приказывать - а помогать.

Единомышленники и клоны

О делегировании знает каждый руководитель.
Не буду говорить о необходимости делиться властью и возможных проблемах - об этом можно прочитать в любом учебнике по менеджменту.
Главная ошибка руководителя, мне кажется, не в том, что он боится и не доверяет - а в его уверенности, что лучше него самого никто эту работу не сделает.
Смешно. Но даже если это так, всё равно - поручайте, передавайте, доверяйте, делегируйте!
Человек, которому вы доверяете, естественно, привносит своё видение проблемы. А если очень доверяете - то и своё видение задач организации (в нашем случае, школы).
Это видение никогда не совпадает на сто процентов с моим. Я могу не соглашаться, огорчаться, раздражаться иногда - но… Я должен понять, что в этом несовпадении - наша сила.
Я должен понять, что стопроцентное совпадение с моим мнением - это проявление идиотизма. Зачем мне нужны на работе клоны?
Меня немножко пугает слово «единомышленники». И в нашей школе нет коллектива единомышленников. Единомыслие - это синоним безмыслия.
Наша школа - чего стесняться? - авторская. В попытке осуществить другое, не казённое образование, установить другие отношения с детьми.
Это не означает, что автор её - я, директор. Авторов становится с каждым годом всё больше.

Убеждать - силы тратить

Не всё так гладко. Есть люди, конечно, которые не хотят или не могут.
Самый простой случай - не хотят работать. Полубольные-полуздоровые, они остаются дома. Опаздывают на уроки. Обязанности выполняют исключительно в рамках инструкции. В крайнем проявлении - не реагируют ни на какие призывы и живут по принципу: «Директору нужно, пусть он и добивается - а я посмотрю, что из этого выйдет».
Убеждать таких людей - силы тратить.
Другой случай - не хотят или не могут, как помягче сказать, идти на диалог. Упорствуют в своих педагогических убеждениях.
Если учитель убеждён, что «ученик ленив по природе своей», что «пока его не заставишь - делать ничего не будет», если спокойно ставит двойки - «для пользы дела», - то диалога не выходит.
Моя серьёзная ошибка - я пытался много лет убедить, переубедить таких людей. Что привело только к ожесточению их позиции. И полному истощению моей нервной системы.
Таким учителям надо дать возможность уйти в другую школу. Им там будет лучше.

Не был, не был и не состоял

За восемнадцать лет работы директором я не подписал ни одного приказа, кроме тех, которые входят в список обязательного делопроизводства.
Ни выговора не вынес, ни взыскания не наложил.
Хотя, честно говоря, иногда был на грани, и в руках черновик держал, но до официальной бумаги дело не доходило.
Поводов, поверьте, было много. Но я сдерживался.
Как я буду здороваться с человеком на следующий день после «вынесения предупреждения»? И, вообще, в чём смысл слова «выговор»?
Желание написать выговор возникает, когда в организации назревает маленький кризис. А кризис, как известно - очень полезная вещь.
Пусть тот, кто не сделал что-то, выскажется, почему он это не сделал… Я постараюсь из этого сделать выводы. Для себя.

Научиться себя хвалить

Вообще, отрицательного опыта руководства у меня больше, чем положительного.
Мои главные ошибки - наверное, в том, что я плохо учусь на своих ошибках.
Сдержать себя, не поддаться гневу, выслушать собеседника до конца, принять критику или другую позицию, с которой можешь быть и не согласен. Не согласиться, но принять… Это не просто.
Возвращаюсь к тезису, что менеджмент - это работа над собой.
Так вот, отрицательного опыта у меня за двадцать лет накопилось столько, что можно трёхтомник по менеджменту издать. А положительного - на несколько страниц.
А самого положительного - на десять строчек.
Самый простой и эффективный способ ведения собрания (совещания, планёрки). Два вопроса: что получается и что не получается. Высказывается каждый.
Первый вопрос: что удалось сделать, что порадовало, в чём почувствовал себя победителем. Говорим по очереди. Хвалим себя, не стесняясь. Что стесняться - ведь каждый будет себя хвалить - таков закон жанра. Какой позитивный заряд! Какое удовольствие! Сколько приятных слов в свой адрес!
Второй вопрос: что огорчило, что не вышло, что провалилось. Каждый говорит о своих провалах и проколах. Кстати, я как директор тоже имею право голоса.
Надо научиться двум вещам: себя хвалить и себя критиковать.
Из этих похвал и этой критики созревают решения - вместе думаем, что и как делать. Никто не обижается (а на кого?) Уходишь с такого собрания со свежей мыслью, с уверенностью, что завтра всё получится…

Страницы: « 1 ... 3 4 5 6 (7) 8 9 10 11 ... 54 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/301
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/301
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Курбатов Рустам & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?